ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 668
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
акции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Педагог учит ребенка простейшим манипуляциям рукой: имитации умывания; упражнениям с массажными мячами, сжимать руки в кулак и раскрывать ладонь. Н.И.Озерецкий отмечал, что если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица — значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Необходимость различных манипуляций рукой и оздоровительное их воздействие раскрывается в аюрведической системе, даосских лечебных жестах, пальцевой методике цигун, использующих руки в целях совершенствования психики и физического состояния. Существует несколько видов общеразвивающих упражнений. Так, например, ребенку предлагают потереть руки, обе ладони соединить вместе, пальцы скрещены между собой. Большой палец (одной из рук) отставлен и окружен указательным и большим пальцем другой руки — это упражнение благотворно действует при простудных заболеваниях, воспалении горла, кашле, насморке, гайморите [50, с. 405]. Использование различных ручных жестов в работе с ребенком чрезвычайно важно.
Другая группа общеразвивающих упражнений — для туловища, развития и укрепления мышц спины — влияет на формирование правильной осанки, способствует развитию гибкости позвоночника (наклоны вперед, в стороны, повороты, вращение туловища).
Немаловажны упражнения для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса, которые способствуют укреплению мышц брюшного пресса, предохранению внутренних органов от сотрясения, препятствуют застою крови в венозных сосудах.
Каждое общеразвивающее упражнение начинается с исходного положения — правильного положения тела, необходимого для выполнения общеразвивающих упражнений. Исходные положения тела, рук, ног могут быть разнообразными. Смена исходного положения усложняет или упрощает выполнение физического упражнения.
Исходные положения для ног в положении стоя: 1) основная стойка — пятки вместе, носки врозь (для старших групп) используется перед началом и по окончании упражнений (иногда с подъемом на носки); при полуприседании и полном приседании (прямая спина, колени разведены в стороны, пятки приподняты); при подъеме и сгибании ног в колене, при отведении ног вперед, влево, вправо, назад; 2) стойка — ноги врозь, на ширине ступни, шага, носки слегка развернуты; 3) стойка — ноги врозь, на ширине плеч, носки слегка развернуты; 4) стойка — ноги сомкнуты, носки и пятки вместе — используется при приседании; 5) стойка — ноги скрестно, одна нога находится перед другой, ступни параллельно; 6) стойка на коленях — колени, голени, носки опираются о пол,
182
носки вытянуты — используется при поворотах сидя на пятках; 7) стойка — ноги слегка расставлены, ноги на ширине ступни, стопы слегка в стороны, но не внутрь (используется в младших группах).
Исходные положения для рук в положении стоя: руки опущены вниз, вдоль тела, ладони обращены к туловищу; руки вперед, вверх, пальцы сомкнуты, ладони обращены друг к другу; руки в стороны, ладони обращены вниз или вперед; руки на пояс — четыре пальца вперед, вниз, локти и плечи назад; руки перед грудью — локти на высоте плеч, ладони обращены вниз; руки за голову — локти отведены назад, пальцы касаются затылка, ладони обращены вперед; руки перед собой, кисти согнуты в кулаки, одна рука над другой; руки за спину, кисти «в замок» или одна кисть положена на другую.
I В положении сидя: ноги вперед — прямые, сомкнуты, носки оттянуты, слегка развернуты; ноги врозь — прямые, разведены, носки оттянуты и слегка развернуты; ноги согнуты в коленях, сомкнуты, ступни на полу; ноги скрестно. Положение рук — в зависимости от содержания упражнений.
: В положении лежа: лежа на спине — прямые ноги сомкнуты, носки слегка расставлены, оттянуты, руки вдоль тела, ладони — вниз; лежа на животе — прямые ноги сомкнуты, руки, согнутые в локтях, опираются о пол, ладони перед собой (одна над другой) или, опираясь на ладони, приподнять туловище; лежа на правом или левом боку с опорой одним боком, прямые ноги сомкнуты, руки обращены вверх.
Важную роль в развитии творчества, грациозности и красоты движений играют имитационные упражнения. Они широко используются во всех возрастных группах. Выполнению упражнений предшествует ознакомление ребенка с имитируемыми им персонажами: чтение художественной литературы, наблюдение за окружающей природой, просмотр диапозитивов, видеофильмов и т.д.
Так, например, ребенок выполняет разнообразные упражнения типа: «собачка», «кошечка», «кошка с котятами», «цирковая лошадка», «Ванька-встанька», «самолет», «любопытный котенок». Выполняя эти упражнения, он стремится передать характерные особенности, настроение своих персонажей: воробышек, напри-Мер, может быть веселый, грустный, больной; зайчик — большой, маленький, добрый, сердитый и т.д. Ребенка учат изображать котенка, греющегося на солнце; или нахмуриться, как нахмуривается ребенок, у которого отняли конфету; изобразить очень вежливого японца и т.п. Эмоциональность выполнения этих упражнений, мимика, пластика, выразительность формируют у ребенка культуру мимики и жеста.
183
Выполнение общеразвивающих упражнений способствует усилению подвижности грудной клетки, углублению дыхания, увеличению жизненной емкости легких. Они совершенствуют деятельность сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, повышают энергообеспечение организма, оказывают на него оздоровительное воздействие.
Оздоровительная направленность общеразвивающих упражнений многогранна. В этой связи выделяют разнообразные их виды. Рассмотрим упражнения, направленные на формирование правильной осанки, которым уделяется значительное внимание в работе с дошкольниками.
К данному виду упражнений относятся следующие: стояние у стены; из исходного положения, стоя на четвереньках; с предметами — палкой, обручем, шестом и др.
Правильная осанка обеспечивает нормальное положение тела и хорошую деятельность внутренних органов, создает наилучшие условия для развития ребенка. Морфологическая особенность осанки характеризуется формой позвоночника, грудной клетки, расположением головы, плечевого пояса, рук, туловища и ног, а также развитием и состоянием мускулатуры.
Физиологической особенностью осанки является своеобразие навыков, сочетание условных рефлексов, обеспечивающих сохранение привычного положения тела.
Осанка считается правильной, если ребенок держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены и отведены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены.
Любопытны взгляды на формирование правильной осанки М. Александера. Подчеркивая единство тела и духа, он считал важным с детства научить ребенка рационально использовать свои мышцы и обеспечить тем самым качество функционирования организма. Многие болезни, по мнению М. Александера, вызываются неправильной работой и использованием мышц тела. При правильной телесной позе голова должна вести тело, спина — быть свободной от аномальных изгибов и давления, а поддерживающие скелетную основу мышцы должны находиться в динамическом равновесии [51, с. 229].
М.Александер внес коррективы в общепринятую диагностику осанки. Так, согласно современным медицинским подходам, осанка считается правильной, если, например, мысленно провести вертикальную линию вниз от основания уха к стопе, то она должна пройти через тазобедренный сустав и опуститься перед щиколоткой. Однако М.Александер утверждает, что эта линия должна опуститься чуть сзади лодыжки, т.е. шея и грудь, по его мнению,
184
■Должны отклониться гораздо дальше назад. Подбородок расположен как бы параллельно полу.
Важны также положения М.Александера о том, что человек ■может сознательно скорректировать привычную осанку и выработанную манеру двигаться. Необходимо сформировать у ребенка осознание положения своего тела, когда он стоит, садится, ложится; понимание того, что от управления своим телом зависит самочувствие и здоровье.
Известно, что есть много альтернативных возможностей управлять своим телом. При этом важно, чтобы обеспечивался наилучший способ его функционирования, который подвергал бы тело меньшим напряжениям и износу, меньшему расходу сил и усталости .
При выполнении физических упражнений осуществляется тренировка дыхания. Роль дыхания как фактора, стимулирующего деятельность мозга, улучшающего жизнедеятельность организма, подтверждает опыт врачей В.Э.Нагорного, К.П.Бутейко и др. В общеразвивающих упражнениях дыхание производится при пол-ноценном интенсивном по глубине вдохе и постепенном умеренном выдохе, который фиксируется произнесением звуков: уф-ф, шш, ух, урр, а также слов вниз, сели и т.п. По данным йогических исследований, очень полезно произносить на выдохе гласные звуки, которые воздействуют на различные органы и мозг. Так, произнесения звуков:
Э — воздействует на железы, мозг и органы головы;
3 — глотка, гортань, щитовидная железа;
Д — воздействует на верхние доли легких;
О — воздействует на среднюю часть груди;
ОУ — нижняя часть легких, сердце, печень, желудок;
О — влияет на диафрагму, печень, легкие;
И — улучшает функцию почек;
00 — ИИ — улучшает деятельность сердца.
Педагог должен ясно представлять себе моменты правильного вдоха и выдоха в разных упражнениях.
В упражнениях, развивающих мышцы плечевого пояса, вдох всегда совпадает с расширением грудной клетки при разведении рук в стороны, отведении их назад, поднимании вверх шире плеч; выдох связан с изменением ее при опускании рук вниз, проведением Их вперед, хлопком перед собой.
В упражнениях для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса вдох происходит при выпрямлении ног, выдох — при сгибании их в коленях, приседании.
В упражнениях для туловища, развивающих мышцы спины и гибкость позвоночника, при наклонах вдох совпадает с выпрямле-
185
нием, выдох — с наклоном в левую, а вдох — в правую сторону. Или выдох с наклоном в одну сторону; вдох — с выпрямлением в другую.
При полуоборотах вдох совпадает с поворотом в одну сторону, выдох с положением прямо, то же — в другую сторону.
В процессе выполнения упражнений педагог должен обращать внимание ребенка на вдох через нос. Это обеспечивает равномерное поступление воздуха в легкие; кроме того, проходя через носовые ходы, воздух согревается и очищается.
Общеразвивающие упражнения, как правило, носят динамический характер. Одна работающая группа мышц последовательно сменяет другую.
Общеразвивающие упражнения оказывают тренирующее и кор-рекционное воздействие на кору больших полушарий — «гимнастика для мозга». Использование в работе с детьми упражнений на тренировку функции равновесия перекрестные движения, гимнастика для кисти руки и т.д. совершенствуют деятельность нервной системы ребенка. Общеразвивающие упражнения выполняются ребенком с предметами: флажками, обручами, кеглями, булавами, шнурами, лентами и т.д.; на предметах — скамейке, бревне; у предметов — гимнастической стенки, стены.
Предметы позволяют варьировать, уточнять, корректировать качество упражнений. Упражнения с предметами вырабатывают правильный мышечный тонус качества движений.
Общеразвивающие движения великолепно сочетаются с самомассажем, как мануальным (ручным), так и ножным. Например, ребенку предлагается обхватить плечи руками (кисть левой руки кладется на правое плечо, кисть правой руки на левое) — «обнимем себя» и погладим (кисти рук перемещаются от предплечья вниз и вверх вдоль руки; руки сжаты в кулак — косточками пальцев потереть ладони, стопы); «помоем ушки» (имитация, которая позволяет хорошо помассировать ушную раковину, мочки и т.д.).
Оздоравливающий, тонизирующий эффект оказывает ножной массаж — большим пальцем ноги массируют стопу от пятки к носку, обрабатывая каждый палец ноги, и обратно от носка к пятке. Пяткой ноги выполняются движения от носка ног по голеностопу, к колену; массируется икроножная мышца левой и правой ног.
Массажные движения сочетаются с расслабляющими упражнениями, что позволяет снять мышечные зажимы, улучшить кровообращение, тонизирует нервную систему. Прекрасный релаксационный эффект оказывает упражнение «поза спящего». Ребенок лежит на спине: руки вдоль туловища, ладони вверх.
186
Строевые упражнения
Обучение ребенка строевым упражнениям проводится с учетом возрастных особенностей.
Со второй младшей группы детей приучают строиться: с помощью воспитателя — в круг, в колонну друг за другом, запоминая впереди стоящего ребенка; дети строятся возле стены, разложенного вдоль нее шнура и т.д. Их учат перестроению из колонны по одному в пары.
В средней группе закрепляются навыки построения и перестроения, умения быстро строиться и перестраиваться не только на месте, но и в движении; изменять движение по сигналу. [ В старших группах ребенок по сигналу воспитателя выполняет разнообразные построения и перестроения: из колонны в пары, четверки путем прохождения через центр зала и расхождения направо и налево. Дети выполняют упражнения в смыкании и размыкании колонн, используя приставной шаг; проверяют расстоя-рие между колоннами и друг другом с помощью вытянутой руки; строятся по глазомеру, ориентируясь на водящих, умеют четко и свободно поворачиваться по команде.
[ К строевым относятся следующие типы упражнений — построение (в круг, колонну, шеренгу и т.п.); перестроение (из колонны в круг, по два, по три, по четыре; в шеренгу и т.д.); повороты в разные стороны (кругом, налево, направо); размыкание; смыкание; разнообразные передвижения в пространстве. Они использу-вотся в различных формах организации двигательной деятельности Юна занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх, хороводах, досугах, праздниках и т.д.).
| Упражнения в построении и перестроении способствуют ориентировке в пространстве, формированию правильной осанки, умению согласованно двигаться в коллективе.
I Строевые упражнения выполняются детьми дошкольного возраста с различными предметами. Они сопровождаются музыкой, речевками, песнями, ударными инструментами (бубном, барабаном). Ребенок младшего и среднего возраста выполняет различные команды педагога, воспринимает пространственную терминологию с ориентировкой на предмет: «повернитесь к окну, Направо» (Е.Н.Вавилова). В старших группах без ориентира: «первое звено — направо, второе — налево — марш» и т.д. Экспериментально доказана доступность усвоения и самостоятельного Использования пространственной терминологии ребенком пяти— Шести лет (Э.Я.Степаненкова).
Таким образом, все группы гимнастических упражнений повышают функциональные процессы в организме, влияют на физи-
187
ческое, интеллектуальное, нервно-психическое развитие, всесторонне развивают ребенка.
Контрольные вопросы и задания
-
Дайте определение гимнастики. Назовите ее виды. -
Каковы особенности построения основных движений? -
Дайте характеристику физиологического механизма, показателей правильности основных движений:
а) метания;
б) ползания, лазания;
в) ходьбы;
г) бега;
д) прыжка.
-
Охарактеризуйте общеразвивающие упражнения. В чем состоит их оздоровительный эффект? Каковы принципы их подбора? -
Опишите особенности проведения строевых упражнений.
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 30
Глава 5
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. * СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
2.5.1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА, ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СПЕЦИФИКА
Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!»,
«Стой!» и др.
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В про-
188
цессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие ученые России. Так, в созданной П.Ф.Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гармоничного развития, а физические и духовные силы человека рассматривались как качественно различные стороны единого жизненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально-нормального типа». По мнению П.Ф;Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.
Многочисленными исследованиями доказано, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле (М.Александер, В.Райх, М. Фельденкрайз и др.), поэтому для реализации задач гармоничного развития детей важно понять, как «действует» наше тело. Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией своего тела и индивидуальными способностями.