Файл: Степаненкова Э. Я.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 657

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение современной психолого-педагогической литературы убедительно доказывает взаимосвязь между движениями, жестом, мимикой и состоянием психики, мыслями и чувствами человека. Уже в Древней Греции понимали взаимосвязь и взаимозависи­мость движения и психических процессов. Древние греки высоко ценили грациозность движения, считая, что грацией отличаются только «произвольные движения», а среди них движения, пред­ставляющие собою выражение «моральных ощущений». По их мне­нию, движения, не имеющие иного источника, кроме чувствен­ной природы, при всей их произвольности, относятся только к природе, которая сама по себе никогда не возвысится до грации. Грациозность, самовыражение в движении они относят к прекрас­ным проявлениям души. В произвольных движениях, где имеет место грация, там движущим началом является душа и в ней заключает­ся причина красоты движения. По мнению древнегреческих фило­софов, грация, красота не дана природой, а создается самим че­ловеком. Ф.Шиллер писал, что техничными, красивыми, граци­озными, выразительными движения человека становятся лишь бла­годаря мысли.

В древних культурах Индии, Китая, Японии одухотвореннос­ти движений уделялось значительное внимание. С философско-религиозных позиций человек рассматривался как единствотгло-ти и духа.

Научное обоснование взаимодействия психики и мышечной де­ятельности внесли работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова об отра­жательной роли мозга. Наличие связи функционального состояния центральной нервной системы с тонусом поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры свидетельствует, что движение — конечное выражение всякого психического акта, мысль — это рефлекс, за­торможенный в своей двигательной части, и что всякая мысль есть слово в состоянии начала мускульной деятельности. В работах В.М.Бехтерева и его сотрудников (Н.М.Щелованова, М.П.Дени­совой, Н.Л.Фигурина и др.) была подтверждена обратная зависи­мость двигательных и психических функций ребенка. В указанных исследованиях содержится материал, свидетельствующий о том, что, начиная от простых видов движения и заканчивая самыми сложными произвольными действиями, развитие познания и дей­ствий определяется в единстве. Благодаря системному подходу пси­хологической науки к познанию ребенка в комплексе всех свойств и особенностей становится возможным обосновать роль самовы­ражения через движения в подвижной игре в психокоррекции и интеллектуальном развитии ребенка.

В настоящее время имеются исследования, в том числе и зарУ" бежные, отражающие влияние телесных поз на психику. УтверЖ"

228

дается, что некоторые психические особенности человека имеют определенный мимический паспорт (К.И.Платонов, В.А.Белов и др.). Американские психотерапевты используют напряженные позы для коррекции психики. Регулярное использование напряженных поз помогает войти в контакт с собственным телом и сохранить чувство гармонии. По мнению специалиста из США Орсона Бина, двигательные упражнения используются для психокоррекции, по­могая человеку вернуться к первичной природе, снять эмоцио­нальное напряжение. По его мнению, эмоциональное напряжение можно снять, используя упражнение «Велосипед». Важную роль в этом играет также «школа мяча». Она помогает свободному само­выражению, ведет к личностному совершенствованию. Ребенок при­выкает открыто выражать свои эмоции, у него появляется воз­можность пережить обширный диапазон чувств. Эмоциональная раз­рядка помогает взаимодействию с другими детьми и взрослыми, поиску общения, вербальной работе над своими реакциями.

Методика М.Фелденкрайса имеет целью восстановление гра­циозности и свободы движений, утверждающих образ «Я», рас­ширение самосознания и развитие возможностей ребенка и взрос­лого с помощью физических упражнений, осознание мышечных усилий. Через искусство самовыражения в движении формирует­ся ловкость, умение найти наиболее эффективный способ дви­жения.

Интересен подход к совершенствованию развития личности по методу Матиаса Александера. Он утверждает, что человеческий орга­низм есть единое целое и деформация одного компонента влияет на все тело. Коррекция привычных телесных поз, их улучшение помогает создать правильное взаимоотношение частей тела и пси­хики. Язык жеста не менее выразителен, чем язык слов. Цепкость и ловкость прекрасно развивается «игрой», формирующей свободу и выразительность жеста.

Известный русский актер М.Чехов доказал, что выразитель­ный жест оказывает влияние на культуру мышления. Предлагая идти от движения к мысли, М.Чехов формирует связь между дви­жением и словом, движением и эмоциями. Человек, многократно проделывающий одно и то же волевое и выразительное движение, Получает в результате также соответствующую эмоцию.

При проведении подвижных игр значительное внимание следу-61 Уделять комплексному подходу в проведении игры. С этой целью Детям читают художественную литературу, просматривают и об-сУ*Дают с ними мультфильмы, диафильмы, рассматривают кар­аны, осуществляют наблюдение за окружающей природой, про-^Дят беседы и используют другие методические формы подведе-'Ия детей к осознанию сюжета и задач игр. В играх «День и ночь»,

229


«Море волнуется» и других, им подобных, при объяснении реко­мендуется пользоваться сюжетным рассказом. Например, днем ба­бочки, жучки, насекомые, звери двигаются: летают, прыгают, пол­зают. Наступает ночь и все звери и животные засыпают в той позе в какой застала их ночь. В игре «Сделай фигуру» предлагается приду­мать индивидуальные и коллективные фигуры по сюжетам: «Спорт­смены», «Скульптор», «Зверинец» и др. с предметами и без них. При этом важное место отводится поощрению детей, придумавших не­обычную фигуру, красиво и образно ее выполнявших. Особенно по­ощряются дети, преодолевшие неуверенность, робость и достиг­шие выразительности движений.

В оценке ребенка за точку отсчета берется его собственное до­стижение, проявление им осознанности и творчества. Следует от­метить, что каждый может и должен придумать свое движение, игровой образ, отражая в нем свою индивидуальность, неповто­римость. К оценке выполнения заданий можно привлекать детей. Они способны анализировать, кто лучше, интереснее, точнее пе­редает образ в движении. Выразительность движения, поэзия же­ста, его одухотворенность играют важную роль в осмыслении дви­жения, образности его воспроизведения.

Лучшему использованию двигательного опыта детей (при обу­чении физическим упражнениям) способствует формирование творческой направленности деятельности детей при обучении фи­зическим упражнениям в подвижных играх.

Психокоррекционное воздействие физических упражнений осу­ществляется при использовании разнообразных игр с мячом (для разных положений рук, туловища, головы при отбивании мяча), пальчиковой и глазодвигательной гимнастики, включенной в фи­зические упражнения.

Красота движения проявляется в совершенном физическом конт­роле, который позволяет телу властвовать над пространством и временем. Играя, ребенок удовлетворяет природную потребность в движении. Известно, что когда потребность удовлетворена, может развиться свободная сила воображения. Ф.Шиллер справедливо пи­сал: «Реальность вещей — это их дело, видимость вещей — это дело человека, и дух, наслаждающийся видимостью, радуется уже не тому, что он воспринимает, а тому, что он воспроизводит».

Творческая активность имеет важнейшее биологическое значе­ние и является движущей силой саморазвития каждого индивида, основой его здорового образа жизни.

Особое место в системе подвижных игр занимают спортивные игры. В дошкольных учреждениях используются только их элемен­ты, подводящие ребенка к более сложным спортивным игровые действиям Ð
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   30


2.5.9. СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они под­бираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуаль­ной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и по­лезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые про­водятся по упрощенным правилам.

Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развива­ют психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, вынос­ливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная ак­тивность, ориентировка в пространстве, развивается сообразитель­ность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действия­ми товарищей; у него воспитывается сдержанность, самооблада­ние, ответственность, воля и решительность; обогащается его сен-сомоторный опыт, развивается творчество.

Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, силь­ных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Ув­леченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.

Спортивные упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадмин­тониста или теннисиста), «городки», «кегли», «бита» и др. Спортив­ные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.

Бадминтон (мяч с перьями) — спортивная игра с воланом и ракетками. Цель игры — не допустить падения волана на своей площадке и приземлять его на стороне противника. Простота пра­вил, возможность играть на любой небольшой площадке, лужай­ке, пляже и т.п. делают бадминтон широкодоступной игрой. До проведения игры ребенка учат правильно держать ракетку: ее дер-Жат в правой руке так, чтобы конец ручки упирался в основание ладони, большой палец слегка вытянут вперед и упирается в ручку ракетки. Ребенок упражняется в отбивании волана. Он левой рукой Подбрасывает волан перед собой и отбивает его ракеткой вверх, не
Давая ему упасть (см. рис. 13).

Прежде чем обучать детей непосредственно этой игре, воспита­тель должен подготовить их по следующим показателям:

1) выработать соответствующую осанку; ■ 2) сформировать физические качества: силу удара, быстроту ре­акции и т.д.;

231



  1. выработать подвижность кисти руки, с этой целью дать уп­ражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки;

  2. сформировать у ребенка умение играть в мяч;

  3. разработать детально задания, которые обеспечат выработку навыка броска;

  4. подвести детей к эффективному освоению игры и ее правил;

  5. отработать основные приемы игры в бадминтон (стойка бад­минтониста, хват ракетки, прием волана, подача волана).

После освоения этих упражнений предлагается игра вдвоем. Дети становятся друг против друга на расстоянии 4—5 м. Ребенок, у которого волан в левой руке, в правой — ракетка, подбрасывает волан перед собой и ударом ракетки направляет его партнеру. Парт­нер отбивает волан ракеткой первому игроку.

Вариантом игры является игра через натянутую на уровне голо­вы ребенка сетку или шнур. Играющие стремятся так ударить по волану, чтобы он упал на стороне противника. Если один ребенок допустил ошибку (волан упал на его стороне, или он не перебро­сил его через сетку), то другой получает очко.

Баскетбол1— это командная игра, в которой совместные дей­ствия игроков обусловлены единой целью. Она сложна и эмоцио­нальна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуще­ствляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре (см. рис. 14).

Исследование Н. Шашковой показало, что если ребенок владе­ет навыками различных манипуляций с мячом («Школой мяча»)> то это облегчает освоение игры в баскетбол.

1 Подробно об организации игры в баскетбол см. в кн.: Адашкевичене 3.»' Баскетбол для дошкольников. — М., 1983.

232



Прежде чем приступить к игре в баскетбол, необходимо соблю­сти следующую последовательность упражнений, подводящих к ос­воению этой игры:

  1. обучение технике перемещения и удержания мяча; передача мяча; ведение мяча;

  2. бросание мяча в корзину.

Техника перемещения

Для успешного овладения действиями с мячом необходимо на­учить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыж­ки, повороты, остановки.

Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять ос­новную стойку баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена вперед на полшага. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется рав­номерно на обе ноги. Руми согнуты в локтях, прижаты к туловищу.

\ Упражнения:

| 1. Дети разбегаются по площадке с мячом в руках. Они свободно играют на площадке, выполняют разные движения с мячом; пос­ле сигнала воспитателя быстро ловят мяч и принимают правиль­ную стойку.

2. Дети становятся в круг. Все бегают по кругу, по сигналу при­нимая правильную стойку.

Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега Ребенок должен ставить ногу на всю стопу.

233


3. Дети без мячей распределяются по кругу, лицом к его середи­
не, на расстоянии 2—3 шагов друг от друга. Они передвигаются
приставными шагами в сторону, указанную воспитателем. Воспи­
татель часто меняет направление передвижения.

  1. Дети встают в 2—3 колонны на расстоянии 2—3 м одна от другой. Колонны медленно движутся вперед обычным шагом; после сигнала воспитателя стоящие первыми передвигаются приставным шагом лицом к своей колонне в ее конец и становятся последними.

  2. Остановки. Детей дошкольного возраста следует обучать оста­новке двумя шагами. Остановка начинается с энергичного оттал­кивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и, немного отклонившись на опорную ногу, выполняет вто­рой шаг. При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, затем после медленного бега, после быстрого бега и внезапная остановка.

Техника удержания мяча

От уровня владения мячом зависит темп выполнения упражне­ний и протекание игры. Следовательно, основное внимание долж­но обращаться на технику удержания и выполнения действий с

мячом.

Формирование чувства мяча. При формировании дей­ствий с мячом необходимо, чтобы ребенок почувствовал мяч как часть своего тела, научился легко и точно управлять им.

Задача первого этапа обучения — выработка у детей определен­ных умений обращаться с мячом, поэтому на начальном этапе обучения целесообразно давать свободные игры с мячом на заня­тиях физкультуры и в самостоятельной двигательной деятельно­сти, не ставя целью отработку техники этих действий.

Детей необходимо познакомить с некоторыми свойствами мяча, показав, что высота отскока зависит от прилагаемой к мячу силы, дальность броска — от веса мяча, а также от прилагаемой к нему силы. Затем воспитатель предлагает поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебросить с одной руки в другую и т.д. В упражне­ниях дети привыкают к мячу, учатся управлять им. При обучении дошкольников игре в баскетбол применяются обычные большие резиновые мячи.

Большое значение имеет правильное удержание мяча. Исходное положение: держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук сзади сбоку мяча, пальцы широко расставлены; большие пальцы направ­лены друг к другу, остальные — вверх-вперед.

234

Правила держания мяча:

  1. Мяч держать на уровне груди.

  2. Руки согнуты, пальцы широко расставлены.

  3. Локти опущены вниз, мышцы рук расслаблены.

Ловля мяча. Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за поле­том мяча, и как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, он должен захватить его и притянуть к себе амортизирующим движе­нием. При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы при­нять положение исходной стойки.

Правила ловли мяча:

  1. Мяч ловить кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.

  1. Не задерживая мяч в руках, быстро передавать его.

Передача мяча. Одновременно с ловлей мяча необходимо обу­чать детей передаче его двумя руками с места, в дальнейшем — в движении. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа мяч двумя руками на уровне груди. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз — на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги.

Правила передачи мяча:

  1. Локти опустить вниз.

  2. Бросать мяч на уровне груди партнера.

  3. Сопровождать мяч взглядом и руками.

Упражнения:

  1. Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии 2—3 м. Дети в парах передают мяч друг другу.

  2. Построение то же. Мяч держит один ребенок из первой ше­ренги. Он передает мяч напарнику из второй шеренги, тот возвра­щает мяч в первую шеренгу. Второй ребенок из первой шеренги бросает мяч ребенку второй шеренги, стоящему напротив, и т.д. Последний ребенок, поймав мяч, бежит вперед и становится пер­вым в своей шеренге.

  3. Трое детей встают треугольником. Они поочередно бросают Мяч друг другу.

  4. Трое детей встают треугольником, у них один мяч. Дети пере­дают мяч друг другу. После передачи ребенок перемещается на место Того, кому бросил мяч.

235