Файл: Степаненкова Э. Я.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 644

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

требуют затраты дополнительных мышечных усилий для преодо­ления инерции тела, поэтому они используются чаще. Сложность траектории зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще, например, движения руки разнообразнее, чем ноги.

Направление движения. Направление движущихся частей тела вли­яет на эффективность воздействия физических упражнений, вы­полнение двигательной задачи.

Направление движения определяется по отношению к собствен­ному телу. Их принято называть парно-противоположной терми­нологией — «вверх—вниз, вперед—назад, вправо—влево».

Направление сгибательных движений определяют по плоско­стям тела, применяя термины «вперед», «назад»; для движений в боковой (переднезадней) плоскости: например, наклон назад, впе­ред, вправо—влево; для движений в линейной плоскости: накло­ны в сторону, направо, налево; для вращательных движений в го­ризонтальной плоскости: например, повороты направо, налево. Применяются также промежуточные направления (например, впол­оборота налево и др.).

Амплитуда движения — величина пути перемещения частей тела. Она может определяться в условных величинах (градусах), линей­ными мерами (длина шага) и условными обозначениями (полу­приседание) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног), ориентирами на собственном теле (хлопок о колено правой ноги).

Амплитуда движений зависит от строения костей, суставов, эла­стичности связок и мышц. Подвижность сочленения, которая до­стигается сокращением мышц, называют активной. Подвиж­ность, вызываемая действием внешних сил (партер), называется пассивной. Величина пассивной подвижности больше актив­ной. В жизни и в практике физического воспитания максималь­ная, анатомически возможная амплитуда движений обычно не используется. Для достижения максимальной амплитуды требует­ся добавочная затрата мышечных усилий, направленных на пре­дельное растяжение мышц-антагонистов и связочного аппарата. Если чрезмерно увеличить амплитуду, можно повредить мышцы и связки.

Пространственно-временные характеристики

Скорость движения определяется отношением величины (дли­ны) пути, пройденного телом или его частью, к затраченному на это времени. При выполнении физических упражнений различают скорость движения всего тела и отдельных частей тела. Если вре-

48

менные характеристики не будут соответствовать требованиям дви­гательной задачи, ее выполнение окажется невозможно или будет затруднено. От степени своевременности и согласованности всех движений во времени в составе сложного двигательного действия зависит возможность его выполнения и конечная эффективность. В процессе физического воспитания ребенка необходимо учить управлять скоростью движений: выдерживать заданную скорость (развивать «чувство скорости»), увеличивать или замедлять ее.

Временные характеристики

К временным характеристикам относится длительность выпол­нения упражнений и его отдельных элементов, отдельных стати­ческих положений и темп движения.

Каждое упражнение выполняется в течение определенного вре­мени и в определенной временной последовательности. По дли­тельности выполнения упражнений и его отдельных элементов можно определить общий объем нагрузки и регулировать его.

Большое значение имеет темп движений — количество дви­жений в единицу времени или частота повторения циклов движе­ний. Изменение темпа движений приводит к увеличению или умень­шению физической нагрузки. Дети дошкольного возраста выпол­няют упражнения в умеренном темпе, увеличение его повышает нагрузку на организм. У каждого ребенка свой индивидуальный темп движений. Это зависит от состояния его нервной системы, психического типа, роста, массы и т.д.

Под воздействием систематических упражнений можно научить детей приспосабливаться к общему темпу.

Ритмическая характеристика

Ритм — одно из условий жизни, он проявляется во всем, фор­мируя цикличность. Каждое движение совершается в определен­ном ритме. Ритм представляет собой сочетание во времени силь­ных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Точное чередование мышечного напряжения и расслабления яв­ляется показателем правильности выполнения физического упраж­нения. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ос­нову ритма составляет закономерное расчленение временной по­следовательности акцентов. Без акцентов нет ритма, утверждал из­вестный психолог Б. М. Те плов.

Ж. Далькроз говорил, что всякий ритм есть движение. В образо­вании и развитии чувства ритма участвует все тело человека. Каж­дый ребенок имеет свой индивидуальный ритм. Ритмические дви-

49


жения нравятся ребенку. Он с удовольствием прыгает через ска­калку под стихотворный ритм. Под воздействием занятий физи­ческими упражнениями можно изменить соотношение длительно­сти активных и пассивных частей движения.

Чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильного, экономного решения двига­тельной задачи. Ритмические движения выполняются легко и дли­тельное время не вызывают утомления.

Качественные характеристики движений

В теории физического воспитания широко используются коли­чественные характеристики движений. Однако не менее важны и качественные их характеристики. Они представляют собой комп­лекс частичных признаков в их единстве. Качественные характери­стики многообразны, тем не менее некоторые из них можно выде­лить. Так, понятие «точность движения» включает пространствен­ные, временные и силовые характеристики.

Точность движения — это степень соответствия требованиям дви­гательной задачи, которая будет выполнена, если движение соот­ветствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.

Экономные движения — движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.

Энергичные движения — движения, выполняемые с ярко выра­женной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодоле­ваются значительные сопротивления.

Плавные движения — движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедле­нием, с закрепленными траекториями при изменении направле­ния движений. Плавные движения характерны для художествен­ной гимнастики.

Выразительность движения — выражение психического состоя­ния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным от­ражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.

Воспитание выразительности движений имеет огромное значе­ние, поскольку обеспечивает:

  • управление психическими процессами;

  • установление связи между внутренними переживаниями и внешними проявлениями;

  • развитие психики, психофизических качеств;

  • развитие отделов коры головного мозга;

  • гармонизацию личности и т. д.

50

Важными средствами формирования выразительности движе­ний являются имитационные упражнения и сюжетные подвиж­ные игры.

Контрольные вопросы и задания

  1. Назовите цель физического воспитания.

  2. В чем состоят задачи физического воспитания ребенка?

  3. Перечислите средства физического воспитания.

  4. Дайте характеристику физических упражнений.

  5. Определите следующие понятия: форма, содержание, техника фи­зических упражнений.

  6. Дайте характеристики физических упражнений: пространственную, временную, ритмическую.


Часть вторая

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Глава 1

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ

2.1.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм но­ворожденного характеризуется широко варьированными физио­логическими особенностями. Физиологический принцип класси­фикации рождающихся детей не по массе и длине тела, а по при­знакам физиологической зрелости или незрелости обоснован про­фессором И.А.Аршавским. Исследования позволили установить: во все возрастные периоды организм можно считать совершенным и зрелым, если его физиологические функции адаптивно соответ­ствуют его календарному возрасту и тем специфическим услови­ям, с которыми он должен взаимодействовать [19, с. 7].

Физиологическая незрелость младенца характеризуется не только отставанием в развитии физиологических функций, возникших у него уже во внутриутробный период, но и более поздним ослабле­нием их интенсивности по сравнению с физиологически зрелым новорожденным.

Сразу же после рождения младенец подвергается резкому холо-довому воздействию со значительным перепадом температур. Лю­бопытно, что при этом у новорожденного теплоотдача не только не снижается, но и существенно повышается. Это проявляется рас­ширением сосудов кожи (вазодиляптацией) и тем самым увеличе­нием кровотока в ней. На сниженную температуру среды новорож­денный реагирует потоотделением, которое является средством повышения теплоотдачи. После рождения ребенок приобретает специфическую позу. Она выражается согнутым положением го­ловки по отношению к туловищу, сложенными в локтях ручками, сжатыми в кулачки пальцами (большой палец внутри), согнутыми

52

в коленях ножками, согнутыми к подошве пальчиками стопы. Все эти явления свидетельствуют о сгибательной гипертонии, которая способствует повышению уровня теплопродукции и уменьшению общей поверхности теплоотдачи.

За первые 7 лет жизни ребенок проходит гигантский путь разви­тия, определяющими факторами которого являются окружающая среда и воспитание. Всякий воспитательный процесс начинается с уважения к ребенку как индивиду. Следует отметить, что человечес­кая индивидуальность не только формируется в детстве, но уже су­
ществует в этом возрасте. Многие основы индивидуальности опре­деляются особенностями нервной системы, врожденными и уна­следованными, возрастными и приобретенными. Установлено, что огромную роль в развитии ребенка играют свойства нервной систе­мы. Возрастная эволюция мозга ребенка — сложный и многосто­ронний процесс. Л. С. Выготский писал, что развитие ребенка — еди­ный, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс.

Понимание механизмов созревающей нервной системы дает воз­можность понять механизмы нервной деятельности. Согласно Л.О.Бадаляну, он заключается в приеме раздражений из внешней и внутренней среды; в переработке их в нервные импульсы; пере­даче импульсов в центры головного мозга, где они анализируют­ся; в выработке ответной реакции, которая осуществляется при помощи рабочих органов.

В этом состоит принцип рефлекса как основной формы нервной деятельности. Рефлексы варьируются от простого сокращения мыш­цы до появления комплекса общего оживления у грудного ребенка при виде лица матери [20, с. 34].

Анализируя принципиальную схему рефлекса, можно просле­дить индивидуальные особенности нервной системы, так как один и тот же раздражитель разные дети воспринимают неодинаково.

Особенности нервной системы отражаются на процессе разви­тия. Совокупность индивидуальных особенностей ребенка состав­ляет «биологический каркас личности», который не только обра­стает в процессе воспитания социальными навыками, но и под­вергается изменениям [20, с. 34].

На развитие ребенка и его нервных процессов огромное влия­ние оказывает становление двигательных функций. Их созревание связано с деятельностью двигательного анализатора. Его развитие Происходит на базе дистантных рецепторов — зрения и слуха, а также тактильно-мышечного анализатора и играет важнейшую роль в психофизическом развитии ребенка.

В первые полгода жизни развитие движений ребенка характери­зуется выраженностью безусловных рефлексов, на базе которых затем формируются условно-рефлекторные связи, совершенству-

53

ющиеся в течение всей жизни. Н.И.Касаткин отмечал, что это только у цыпленка все просто: вылупился из яйца — и побежал, тогда как путь становления жизненно важных движений ребенка довольно длителен. В детстве у него формируются важнейшие спо­собы деятельности. Физиологи подчеркивают: чем выше в эволю­ционном ряду стоит животное, тем дольше у него продолжается период детства.

При рождении у человека «автоматических» действий меньше, чем у животных, зато ему свойственна наибольшая способность к обучению. Специфика мозга человека состоит в неограниченной возможности усвоения новых знаний, наибольшей восприимчи­вости не к биологической наследственности, а к «социальному унаследованию», т.е. к усвоению различного рода социальных тра­диций.

Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе врожденных безусловных рефлексов. У физиологически зре­лых новорожденных детей вызванные рефлексы проявляются в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи. Прежде всего это хватательный рефлекс (так, например, новорожденного, ух­ватившегося за пальцы взрослого, можно поднять, его хватка спо­собна выдержать массу тела). Подошвенный рефлекс, который вы­зывается штриховым раздражением поверхности кожи внутренне­го края подошвы, характеризуется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных. Пяточный рефлекс, известный как реф­лекс И.Н.Аршавского, вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной двигательной актив­ности, сочетаемой с гримасой плача, криком. У новорожденного ребенка наблюдается также шагательный, ползательный рефлек­сы. Они постепенно свертываются и вновь формируются под воз­действием воспитания. Развитие нервной системы происходит на базе и других врожденных рефлексов: пищевого, ориентировочно­го, оборонительного, защитного.

С первых недель жизни ребенка у него возникают условные рефлексы на самые различные раздражители (зрительный, слу­ховой и т.п.).

Длительное применение каких-либо внешних раздражителей в определенной последовательности способствует образованию цело­стной системы ответных реакций — динамическому стерео­типу.

Формирование условных рефлексов у ребенка происходит во взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.

Центральная нервная система ребенка хранит в себе следы дли­тельной эволюции животного мира. Так, регуляция работы серд­ца, почек и других внутренних органов, автоматические реакции

54

на болевые, температурные раздражители осуществляются при­мерно теми же нервными центрами, что и у многих животных. Но по сравнению даже с высшими млекопитающими у человека чрез­вычайно развита кора больших полушарий, особенно ее лобные отделы.

В нервной системе ребенка одни группы центров, эволюцион-но более древние, исполняют относительно примитивные функ­ции. Эволюционно более новые центры объединяют различные си­стемы организма и выполняют многоплановые сложные действия. Так, центр спинного мозга регулирует работу органов в пределах отдельных участков сегментов тела. Центры продолговатого мозга управляют дыханием и сердечной деятельностью. Центры среднего мозга осуществляют комплексную реакцию всего организма в от­вет на зрительные и слуховые раздражители. В области промежу­точного мозга и в подкорковых узлах происходит интегрирование всех сигналов из внешней и внутренней среды. Как показывают эксперименты, здесь формируется эмоциональное состояние — чувство страха, напряженности, радости, агрессивности. Физио­логи доказали наличие в подкорковых центрах участков, раздра­жение которых вызывает различные эмоциональные состояния: гнев, блаженство, страх, безразличие.

Сложной системой глубинных центров управляет кора больших полушарий. С одной стороны, она без этих структур не может функ­ционировать, а с другой — сопоставляет полученные от них сиг­налы с индивидуальным опытом и руководит активизацией или торможением отдельных нервных центров.

Таким образом, функции коры головного мозга — это способ­ность тонко анализировать обстановку, приобретать и, в случае необходимости, использовать индивидуальный опыт. Одни реак­ции жестко запрограммированы в нервной системе и запускаются как автоматическая последовательность действий, другие — непо­стоянны и видоизменяются в процессе своей реализации.

При правильном воспитании у ребенка можно выработать мно­жество стереотипов. Это в значительной мере облегчает реагирова­ние на окружающие внешние условия, повышает работоспособность нервных клеток. Например, выполнение утренней гимнастики, ежедневных физических упражнений после дневного сна, органи­зация самостоятельной двигательной деятельности формируют сте­реотип и потребность в выполнении этих упражнений в одно и то же время. У ребенка складываются определенные двигательные паттерны — последовательность выработанных действий, которые отражаются на поведении. Становление и изменение паттернов происходит в зависимости от возраста, окружающей среды, осо­бенностей его развития. Тренировку нервной системы младенца

55