Файл: Степаненкова Э. Я.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 650

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2.3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА Методы обучения

Метод — это система приемов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных ди­дактических задач, средств и условий.

Основу методов физического воспитания составляет регули­рование нагрузок и их гармоничное, продуманное сочета­ние с отдыхом.

Активизация психических и физических сил ребенка и отдых после нагрузок ускоряют восстановительные процессы, повыша­ют работоспособность. В физическом воспитании широко исполь­зуется переключение ребенка с одного вида деятельности на дру­гой, от физической нагрузки к умственной. При этом педагог дол­жен следить за расходованием физических и психических сил ре-

72

бенка, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности и в зависимости от этого применять в обучении общедидактичес­кие наглядные, вербальные (словесные) и практические методы.

В развитии личности ребенка важную роль играет усвоение им накопленного человечеством опыта: знаний, способов деятельно­сти и т.д. Усвоению ребенком двигательного опыта и качественно­му его развитию способствуют следующие методы обучения: ин­формационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного обу­чения, формирования (развития) творчества.

Информационно-рецептивный метод характеризуется взаимо­связью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ре­бенка. В этом совместном процессе он позволяет комплексно ис­пользовать различные способы обучения; воспитателю четко, кон­кретно, образно донести знания, а ребенку — осознанно их за­помнить и усвоить.

Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает репродуктивный метод (т.е. воспроизведение способов деятельно­сти). Воспитатель, реализуя этот метод, продумывает систему фи­зических упражнений на воспроизведение известных ребенку дви­жений, которые сформировались в процессе применения им ин­формационно-рецептивного метода. Упражняясь в двигательных действиях, ребенок уточняет и воспроизводит их по данному об­разцу. Упражнения в движении, для повышения интереса к ним, целесообразно варьировать.

Репродуктивный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуа­циях.


Метод проблемного обучения рассматривается как элемент, со­ставная часть целостной системы обучения. Обучение, в котором отсутствует в качестве составной части проблемное обучение, нельзя считать полноценным. Система обучения, построенная только на восприятии ребенком готовых знаний, не может научить его мыс­лить, развить до необходимого уровня его способности к творчес­кой деятельности.

В основе проблемного обучения лежат законы развития челове­ческого мышления. Выдающийся психолог и философ С. Л. Рубин-Штейн (1889—1960) отмечал, что начальным моментом мысли­тельного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыс­лить ребенок начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Исследования последних лет раскрыли сущность и учеб­но-воспитательные функции проблемного обучения. Важнейшая особенность его в том, что перед ребенком ставится проблема для самостоятельного решения. Осуществляя поиски решения тех или Иных двигательных задач, он сам добывает знания. Знания, добы-

73

тые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и проч­нее закрепляются в памяти.

Постановка соответствующей проблемы и ее решение ребенком способствуют не только сознательному усвоению движения, но и развивают умственные способности, учат мыслить самостоятельно. Решение ребенком посильных проблем в подвижных играх и уп­ражнениях рождает веру в свои силы. Он переживает радость само­стоятельных маленьких «открытий». Внесение проблемных ситуаций в двигательную деятельность детей делает обучение более интерес­ным и увлекательным. Обучение ребенка, усвоение им знаний со­здают предпосылки для творчества. В многогранном процессе обуче­ния этому отводится значительное место, поскольку глубокое усво­ение знаний возможно только при творческой их переработке. Про­думанное, целенаправленное использование педагогом методов и приемов обучения способствует развитию творчества. Оно проявля­ется уже в младшем возрасте. В сюжетных подвижных играх, имита­ционных упражнениях ребенок, воплощаясь в игровой образ (птич­ки, зайчика, медведя и т.д.), проявляет фантазию, воображение. У него уточняются представления, которые подкрепляются игро­выми действиями, при этом развивается их творчески исполнитель­ский характер. На протяжении дошкольного детства ребенок приоб­ретает способность осуществлять творческие замыслы, придумывать комбинации движений, выполнение которых предполагает не только индивидуальные, но и коллективные действия. В старшем дошколь­ном возрасте ребенок придумывает варианты подвижных игр, учится их организовывать, сочиняет свои новые игры. Реализации твор­ческих замыслов способствует метод творческих заданий. Педагог предлагает ребенку придумать определенные физические упраж­нения. Он выполняет их один, с группой, в колонне, шеренге, с предметами и без них. При этом, придумывая игровые сюжеты, ребенок приобретает умение реализовать свой замысел.

В теории физического воспитания используются также специ­фические методы: метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный, круговой тренировки. Рассмотрим осо­бенности каждого из этих методов.

Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблю­дение следующих условий:

  • наличие твердо предписанной программы движений (техни­ка движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

  • точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упраж­нения, а также нормирование интервалов отдыха и чередо­вание его с нагрузками;

74

— создание внешних условий, облегчающих управление дей­
ствиями ребенка (распределение групп на местах занятий,
использование пособий, снарядов, тренажеров, способству­
ющих выполнению учебных заданий, дозирование нагруз­
ки, контроль за ее воздействием и т.д.).

Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.

Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные уп­ражнения или задания, позволяющие разносторонне воздейство­вать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода — достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполня­ются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.

Используя метод круговой тренировки, рекомендуется:

— начинать с нагрузки не более 50 % от максимально возмож­ной для каждого ребенка (повышение нагрузки осуществля­ется путем увеличения количества упражнений, времени их выполнения, скорости, а также укорочения отдыха между кругами); — оптимальное количество упражнений 6—8 (они выполняют­ся в быстром темпе и подбираются в соответствии с индиви­дуальными возможностями ребенка, их содержание может оставаться постоянным);

— постепенно повышать скорость преодоления кругов.
Выделяются три способа упражнений с интервалами в круго­
вой тренировке:

  • воздействие на разные группы мышц или системы жизнедея­тельности организма и выполнение этих упражнений на каж­дом из снарядов, расположенных в определенной последо­вательности;

  • подбор упражнений в соответствии с целями и задачами фи­зической подготовки;

  • использование упражнений с различными предметами, в том числе с мячами.

Используя интервальный метод круговой тренировки, необхо­димо учитывать следующие факторы:

1) тренировочную нагрузку целесообразно повышать постепенно в ходе занятий — от 50—60% до максимальной на каждой «стан­ции». Повышать нагрузку можно за счет увеличения количества Упражнений на каждой «станции» или интенсивности их выпол­нения;

75


  1. оптимальное количество «станций» от 6 до 8—10, необходи­мо постепенно повышать темп выполнения упражнений с учетом индивидуальных способностей ребенка до максимального;

  2. после выполнения упражнений, перед переходом на очеред­ную «станцию» необходимо отдыхать примерно в течение одной

минуты.

Игровой метод отражает методические особенности игры и иг­ровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребенка, дает воз­можность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры.

Игровой метод дает возможность совершенствования двигатель­ных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоя­тельности и творчества. Игровые действия развивают познаватель­ные способности, морально-волевые качества, формируют пове­дение ребенка. Наиболее активно этот метод используется в млад­ших группах, но им широко пользуются в работе также и со стар­шими дошкольниками.

Соревновательный метод в относительно элементарных фор­мах широко применяется в работе с детьми дошкольного воз­раста.

Он эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных груп­пах. Перед малышами ставится задача: кто быстрей принесет фла­жок, кто дальше бросит мяч. В старших группах этот метод позво­ляет совершенствовать движения, эффективно развивать творче­ство.

Широко используются в системе физического воспитания об­щедидактические методы: наглядный, вербальный (словесный), практический.

Наглядные методы формируют представления о движении, яр­кость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, раз­вивают сенсорные способности; вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют осмыслению по­ставленных задач, их содержания, структуры, осознанному вы­полнению физических упражнений, самостоятельному и творчес­кому применению их в различных ситуациях; практические мето­ды обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, пра­вильность их восприятия, моторные ощущения. Практические ме­тоды жестко регламентированы.

Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

76

Приемы обучения ребенка движениям

Все методы обучения движениям взаимосвязаны. Каждый вклю­чает в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач.

Методический прием — составная часть, детально дополняю­щая и конкретизирующая метод. При обучении используются раз­нообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное раз­витие ребенка.

Методические приемы выбираются в соответствии с програм­мным содержанием двигательного материала, возрастными и ти­пологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребенка. Целесообразный подбор приемов по­зволяет воздействовать на все анализаторные системы ребенка, ак­тивизировать его сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий.

В теории и методике физического воспитания используются об­щедидактические приемы.

Приемы наглядного метода разнообразны. Так, нагляд­но-зрительные приемы обеспечивают: правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание об­разцам окружающей жизни; использование зрительных ориенти­ров для формирования ориентировки в пространстве; использова­ние кино-, видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, те­лепередач и т.д.

Приемы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность, ос­нованы на непосредственной помощи воспитателя, который при­косновением к ребенку уточняет и направляет положение отдель­ных частей тела. Например, чтобы ребенок перестал сутулиться и принял правильное физиологичное положение тела, воспитатель проводит рукой по спине; или если ребенок затрудняется сделать наклон вперед, воспитатель поможет ребенку накчониться пониже. Использование этого приема должно быть кратковременным. В про­тивном случае ребенок привыкает к помощи взрослого и не стре­мится к самостоятельному качественному выполнению движения.

Предметная наглядность включает использование предметов, по­собий для формирования представлений о выполнении движения. Этот прием способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки используют ходьбу с мешочком на голове, общеразвиваю-Щие упражнения с палкой и т.д.

Наглядно-слуховые приемы способствуют звуковой регуляции дви­жений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм бубна, ба-

77


р абана, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. На­пример, ребенок с удовольствием ходит под ритмичные стихотво­рения типа:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке Шагают наши ножки.

Топ, топ, топ,топ — Шагают наши ножки.

Использование слуховой наглядности не только улучшает каче­ство движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, желание выполнять движения.

Приемы вербального (словесного) метода играют важную роль в обучении ребенка движению. Воспитатель дает крат­кое одновременное описание и объяснение физических упражнений, которое опирается на двигательный и жизненный опыт ребенка, его представления. Свои пояснения воспитатель сопровождает кон­кретным показом движений и его отдельных элементов. К вербаль­ным приемам относятся также указания о выполнении движения, беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточнение сюжета подвижной игры или последо­вательности двигательных действий и т.п.; вопросы, которые" зада­ются ребенку воспитателем до начала выполнения физических упражнений для выяснения осознанности последовательного вы­полнения двигательных действий или проверки имеющихся пред­ставлений об игровых действиях, образах сюжетной подвижной игры, уточнении игровых правил.

Широко используются в физической культуре команды, распо­ряжения, сигналы. Они требуют различной интонации, динамики и выразительности. Например, воспитатель дает команду: «Ров-няйсь!» — или сигнал: «Раз, два, три — беги!» и т.д.

В физической культуре дошкольников используются разнооб­разные считалки.

Считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пере­счет, говорушки и др.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или рас­пределения ролей в игре.

С раннего детства и до вступления в юность считалка использу­ется для выбора водящих в играх. Она не знает сословных барье­ров, перешагивает границы разных стран, была в обиходе детей многих народов. Предположительно происхождение считалки свя­зано с особым ее видом — с тайным счетом. В древности существо­вал запрет на прямой пересчет дичи, добытой на охоте, на прямое количественное определение приплода в домашнем хозяйстве

78

и т.д. Но так как знать количество было все же необходимо, изоб­рели форму косвенного пересчета, в котором счетные единицы заменялись их эквивалентами. Это были измененные до неузнавае­мости количественные и порядковые числительные. Часть из них доносит считалка:

Ази — раз,

Двази — два, Тризи — три, Изи — четыре, Пятам — пять, Латам — шесть, Шума — семь, Рума — восемь, Дуба — девять, Крест — десять.

«Первый» мог быть назван первички, первенцы, первенцыки; «второй, другой» — другенчики, другичики, другенцы и т.д. На­звания первых чисел, даже измененных, достаточно прозрачны. Обозначение же числа 10 словом «крест» связано с тем, что, от­считав десяток, отмечали его для памяти крестообразной заруб­кой на дощечке. Таким образом, детская считалка является на­следницей серьезного взрослого дела — тайного счета, игравшего в свое время важную магическую роль в жизни человека.

О значении считалок А. П. Усова, выдающийся специалист по дошкольному воспитанию, писала, что они как бы вводят в игру, помогают распределению ролей, служат самоорганизацией детей, подобно присказке, которая вводит в сказку.

Считалка способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (фактор этический). Произведение в хорошем ис­полнении, в атмосфере детской романтической увлеченности иг­рой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необ­ходимое в песне, танце, в работе (фактор эстетический). Следова­тельно, считалка несет'познавательную, эстетическую и этичес­кую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.

Дети нередко сами придумывают считалки, у них развиваются фантазия, творчество и наблюдательность, так как темы для счи­талок берутся из жизни людей, животных, наблюдений за явлени­ями природы. Так, шестилетняя Ольга В. придумала считалку: «У Подножия ромашки я лежал, задрав кармашки».

Рассматривая разнообразные способы классификации считалок, Г. С. Виноградов подразделяет их на три группы: считалки-числов-ки, заумные считалки и считалки-заменки.

79


К считалкам-числовкам он относит произведения, содержащие счетные слова, заумные счетные слова и эквиваленты числитель­ных. Например:

Первый, другой,

Под дугой;

Три, четыре,

Перескочили;

Пять, шесть,

Бьют шерсть;

Семь, восемь,

Сено возим;

Девять, десять,

Деньги весить;

Одиннадцать, двенадцать,

На улице бранятся.

К заумным относятся произведения, целиком или частично со­тканные из зауми. Например:

Эны-бэны,

Рики-факи,

Торба-орба,

Одысаки,

Дэус-дэус,

Касматэус,

Бакс.

К считалкам-заменкам относят произведения, не содержащие в себе ни счетных, ни заумных слов. Например:

Иван,

Подай стакан, Отрежь лимон И выйди вон.

Любопытна классификация считалок, данная М.Н.Мельнико­вым. По признаку единства элементов поэтической формы, в пер­вую очередь композиции, были выделены заумные считалки, сю­жетные и кумулятивные. В основе композиционного построения заумных считалок лежит звукоритмический принцип; в основе сю­жетных — повествовательное или драматическое развитие сюжета; кумулятивные считалки — это объединение иногда разнородных образов без видимой логической необходимости. Например, счи­талки заумные:

Авень-пвусень, Шинь, пень, Ширварвень. Авсень-паусень Дзин!

80

Сюжетные считалки:

Зайчик-белянчик Ходил в лес грибы есть, Сорвал травку, Положил на лавку, Кто ее поднимет, Тот вон выйдет.

Кумулятивные считалки:

Шишел, мышел, Этот вышел.

Или

Папа, мама, Жаба — цап!

Дети подставляют под ладонь ведущего указательный палец од­ной руки. На последнем слове ведущий быстро сжимает руку в кулак, чей палец он захватил, тот и водит, ну а дети должны бы­стро свои пальцы убрать.

В жизни ребенка разные типы считалок взаимодействуют друг с другом. Его радует заумь как игра звуков, но в то же время дети с удовольствием воспринимают и сюжет считалки. Например:

Эники-бэники

Ели вареники,

Эники-бэники-клопс. Вышел на палубу Быстрый матрос.

Жеребьевка (или жеребьевные сговорки) относится к игровому зачину и предназначена чаще всего для того, чтобы разделиться на две команды.

Дети дошкольного возраста применяют жеребьевку в виде игры. Двое, условившись, кто из них будет как называться, берутся за руки, остальные по одному проходят в образованные таким обра­зом воротца и отвечают на вопрос, становясь на сторону того, чье название выбрал. Например:

Конь вороной

Остался под горой.

Какого коня,

Сивого или золотогривого?

Или

Наливное яблочко

Или золотое блюдечко?

Сахару кусочек

Или красненький платочек?

81