Файл: Контрольная работа (для заочной формы обучения) По дисциплине Клиническая психология 44. 03. 02 психологопедагогическое образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учитывая груз ответственности, в первую очередь морально-этической, лежащей на диагносте в процессе психологического интервью, нам кажется уместным привести основные этические положения Американской психологической ассоциации, касающиеся консультирования и интервьюирования:
1. Придерживаться конфиденциальности: уважать права клиента и его личную жизнь. Не обсуждать сказанное им во время интервью с другими клиентами. Если же Вы не сможете выполнить требования конфиденциальности, то необходимо сообщить об этом клиенту до разговора; пусть он сам решит, можно ли на это пойти. Если с Вами поделились информацией, содержащей сведения об опасности, грозящей клиенту или обществу, то этические предписания разрешают нарушить конфиденциальность ради безопасности. Однако надо всегда, помнить, что, как бы то ни было, ответственность психолога перед доверившимся ему клиентом всегда первична.
2. Осознайте пределы своей компетентности. Существует своего рода интоксикация, возникающая после того, как психолог изучит несколько первых методик. Начинающие психологи сразу пытаются глубоко копаться в душах своих друзей и своих клиентов. Это потенциально опасно. Начинающему психологу следует работать под наблюдением профессионала; искать совета и предложений по улучшению стиля работы. Первый шаг к профессионализму—осознание своих пределов.
3. Избегайте расспрашивать о несущественных деталях. Начинающий психолог заворожен деталями и «важными историями» своих клиентов. Иногда он задает очень интимные вопросы о сексуальной жизни. Для начинающего или неумелого психолога характерно то, что он придает большое значение деталям из жизни клиента и одновременно пропускает то, что клиент чувствует и думает. Консультирование предназначено прежде всего для пользы клиента, а не для увеличения вашего объема информации.
4. Относитесь к клиенту так, как вы хотели бы, чтобы относились к Вам. Поставьте себя на место клиента. Каждый хочет, чтобы к нему относились с уважением, щадя его чувство собственного достоинства. Глубокие отношения и разговор по душам начинается после того, как клиент понял, что его мысли и переживания Вам близки. Отношения доверия развиваются из способности клиента и консультанта быть честными.
5. Принимайте во внимание индивидуальные и культурные различия. Мржно сказать, что практика терапии и консультирования без учета того, с какой культурной группой Вы имеете дело, вообще нельзя назвать этической практикой. Достаточно ли Вы подготовлены для того, чтобы работать с людьми, отличающимися от Вас?
Современное положение в обществе позволяет говорить о потенциально или явно существующих конфликтах в сфере общения. Клиническое интервью в этом отношении не является исключением. Потенциальные психологические сложности при проведении интервью возможны на разных уровнях
— вчера они захватывали одну область;
сегодня — вторую;
завтра — могут распространиться да третью.
Без доверительной атмосферы, терапевтической эмпатии между психологом и пациентом невозможно квалифицированное интервьюирование, постановка диагноза и психотерапевтический эффект.
В теории Жака Лакана делается предположение, что интервью — это не просто отношения между двумя людьми, физически присутствующими на сеансе. Это еще и взаимоотношение культур. То есть в процесс консультирования вовлечены как минимум четверо, и то, что мы принимали за беседу терапевта и клиента, может оказаться процессом взаимодействия между их культурно-историческими корнями. Следующий рисунок иллюстрирует точку зрения Ж. Лакана:
Рисунок 2.
Клиент | Терапевт |
↑↑ | ↑↑ |
Истоки клиента | Истоки терапевта |
На приведенном рисунке терапевт и клиент — это то, что мы видим и слышим в процессе интервью. «Но никто не может уйти от своего культурного наследства. Некоторые психологические теории имеют тенденцию к антиисторизму и недооценивают влияние культурной принадлежности на клиента. Они фокусируются в основном на отношениях клиент — психолог, опуская более интересные факты их взаимодействия» (Ж. Лакан).
В идеальном варианте оба — психолог и клиент — осознают и используют культурно-исторический аспект. Эмпатию же нельзя считать необходимым и достаточным условием, если не уделять внимания и культурному аспекту.
Существуют различные методологические подходы к проведению интервью. Считается, что по длительности первое интервью должно быть около 50 минут. Последующие интервью с тем же клиентом (пациентом) несколько короче. Можно предложить следующую модель (структуру) клинического интервью:"
1 этап: Установление «доверительной дистанции». Ситуативная поддержка, предоставление гарантий конфиденциальности; определение доминирующих мотивов проведения интервью.
2 этап: Выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка внутренней картины — концепции болезни; структурирование проблемы,
3 этап: Оценка желаемого результата интервью и терапии; определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса.
4 этап: Оценка антиципационных способностей пациента; обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания (при его обнаружении) и терапии; антиципационный тренинг.
Психопатия, психогенные нарушения, психогенные заболевания.
Психопатия – психическое расстройство, при которых наблюдается стойкое нарушение характера и поведенческих тенденций, затрагивающее несколько сфер личности.
Возникают с рождения или в раннем детстве и сохраняются на протяжении всей жизни. Сопровождаются социальной и личностной дезадаптацией различной степени выраженности.
Психопатии являются мультифакторным заболеванием, значимость различных факторов может существенно варьировать. Диагноз выставляется с учетом анамнеза и клинических симптомов. Лечение – помощь в адаптации, психотерапия, лекарственная терапия.
Установлена несомненная важность генетического фактора – у родственников больных психопатиями чаще, чем в среднем по популяции, выявляются аналогичные расстройства. Нередко психопатиями страдают представители двух и более поколений одной семьи, например, отец и сын или мать и дочь. Вместе с тем, нельзя не учитывать влияние порочной системы отношений в семье психопата и большое количество патологических убеждений и паттернов поведения, усваиваемых ребенком, который с первых дней жизни и до достижения совершеннолетия общается с больным психопатией.
Психогенные нарушения это – группа психических расстройств,
развивающихся под воздействием психической травмы, удовлетворяющих
следующим критериям (критерии Ясперса):
-
наличие временной связи между воздействием психотравмы и развитием психического расстройства; -
наличие психологически понятной связи между психотравмирующим событием и содержанием болезненных переживаний; -
обратимый характер течения психического расстройства, склонность к его разрешению после прекращения воздействия психотравмы или дезактуализации связанных с ней переживаний.
Второй и третий критерии Ясперса соблюдаются не при всех психогенных
Нарушениях .
Так, при неврозах – затяжных непсихотических психогенных
нарушениях – очевидная связь между клинической симптоматикой и
психотравмирующей ситуацией может не прослеживаться, особенно на
отдаленных этапах.
Необходимо отметить, что психотравмирующее событие, воздействующее на
личность, не изменяет её структуру, а заостряет преморбидные (доболезненные) характерологические особенности. Клинические проявления психогенных расстройств определяются как характером психической травмы, так и преморбидным личностным складом.
После воздействия психотравмы никогда не наблюдается формирование
специфических психических дефектов, примером которых может служить
апатоабулический синдром, развивающийся при шизофрении.
Психологическая защита — это автоматическая реакции психики на различные угрозы для личности, бессознательные или частично осознаваемые способы редукции эмоционального напряжения, в связи с отказом от деятельности.