Файл: Введение глава дееспособность несовершеннолетних Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Закрепление подобного определения в ГК РФ будет способствовать четкому пониманию критериев мелкой бытовой сделки, выработке единого подхода к признанию сделок, совершенных несовершеннолетними недействительными в случае несоответствия их закрепленным критериям, и обеспечению единства судебной практики по соответствующим спорам. Существуют сделки, которые несовершеннолетний вправе совершать только с письменного согласия родителей. Согласно ст. 175 ГК РФ сделка, совершённая несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет без согласия родителей, может быть признана судом недействительной по иску родителей. Учитывая то обстоятельство, что несовершеннолетние данной возрастной категории выступают в роли субъектов гражданского права, осуществляют определенные права и обязанности, то, соответственно, они несут самостоятельную имущественную ответственность. В юридической литературе способность нести ответственность за свои действия называется деликтоспособностью.
В том случае, если несовершеннолетний причинил вред имуществу либо жизни, здоровью третьих лиц, и не может самостоятельно возместить ущерб, то субсидиарнуюответственность будут нести родители или иные законные представители. Самостоятельную гражданскую ответственность несовершеннолетний может нести в том случае, если он имеет доход, который сможет покрыть причинённый ущерб. Несовершеннолетние лицав возрасте от 14 до 18 лет могут быть ограничены или лишены частичной дееспособности. Согласно п. 4 ст. 26 ГК РФ при наличии достаточных оснований суд по заявлению родителей, усыновителей или попечителей, либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Достаточными основаниями для лишения или ограничения дееспособности несовершеннолтенихмогут являться обстоятельства, примерный перечень которых представляется возможным заимствовать изп. 1 ст. 30 ГК РФ (применяя указанную норму к несовершеннолетним по аналогии): расходование денег на покупку спиртных напитков, наркотических средств, психотропных веществ, азартные игры и т.п. Рассмотрение судом дел об ограничении дееспособности несовершеннолетних осуществляется в соответствии со ст.ст. 281-285 ГПК РФ.
Срок, на который дееспособность несовершеннолетнего будет ограничена, устанавливается судом, либо ограничение действует до достижения несовершеннолетним 18-тилетнего возраста или до отмены ограничения судом по ходатайству тех лиц, которые обращались с заявлением об ограничении несовершеннолетнего в праве распоряжаться своим доходом.
Обрести полную дееспособность несовершеннолетнее лицо может только при достижении 16-летнего возраста и при наличии одного из указанных в законе условий:
1) согласно ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, в возрасте шестнадцати лет может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или, с согласия родителей, занимается предпринимательской деятельностью;
2) при вступлении в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ). Таким образом, частичная дееспособность несовершеннолетних представляет лицам от 14 до 18 лет объем прав и обязанностей намного меньший, чем лицам, обладающим полной дееспособностью, но больший, чем малолетним лицам.
Такой подход законодателя, связан в первую очередь с тем, что несовершеннолетний может иметь собственный заработок, стипендию, иные доходы, а также обладает минимальным жизненным опытом и в состоянии участвовать в гражданско-правовых сделках, оценивая последствия своих действий.
При этом представляется, что высказанные в настоящей работе предложения по совершенствованию гражданского законодательства будут способствовать формированию единообразной судебной практики и минимизации спорных ситуаций относительно того, какие именно сделки может заключать несовершеннолетнее лицо.
Глава 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 18 ЛЕТ
§ 1. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
Гражданско-правовая ответственность предусматривается нормами действующего российского гражданского законодательства. Как известно, нередко значительный ущерб личности, а также имуществу граждан и юридических лиц причиняется неправомерными действиями граждан, не достигших восемнадцатилетнего возраста, т.е. не обладающих полной гражданской дееспособностью. Правила по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетними гражданами, закреплены в нормах ст. 1073 и 1074 Гражданского кодекса РФ, причем действие этих норм распространяется на случаи причинения вреда малолетними и несовершеннолетними гражданами.
Когда несовершеннолетний гражданин является причинителем вреда, в соответствии с п. 1 ст. 1073 ГК РФ за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, отвечают, как правило, его родители или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Согласно п. 2 ст. 1073 ГК РФ, «если малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, помещен под надзор в соответствующее учреждение, то ответственность возлагается на данное учреждение». Таким образом, положения ст. 1073 ГК РФ свидетельствуют об отсутствии деликтоспособности несовершеннолетних в возрасте до 14 лет.
Приведем пример из судебной практики. Тобольским районным судом Тюменской области было рассмотрено гражданское дело по исковому заявлению гр-на Я. к Ф., К., П., Д. о возмещении материального ущерба, причиненного малолетними. Судом было установлено, что истец обратился с требованиями к ответчикам и просил взыскать в счет возмещения материального ущерба, причиненного несовершеннолетними имуществу, принадлежащему истцу. Свои требования он мотивировал тем, что несовершеннолетние, сняв форточку, проникли на веранду, а затем в его дом и из хулиганских побуждений повредили вещи, межкомнатные двери, газонокосилку, похитили сотовые телефоны, мужские кроссовки и пр. Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу: с учетом того, что несовершеннолетние не достигли ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ они не подлежат уголовной ответственности. Вред, причиненный совместными действиями нескольких малолетних, должен возмещаться их родителями по принципу долевой ответственности. В судебном заседании было установлено, что родители ненадлежащим образом исполняли родительские обязанности по воспитанию детей, что привело к совершению ими противоправного деяния. При таких обстоятельствах суд принял решение о взыскании с ответчиков денежной компенсации.
Таким образом, как видим, суд взыскивает денежную компенсацию с родителей малолетних несовершеннолетних при наличии у них вины, т. е. ненадлежащего исполнения (игнорирования) воспитательных обязанностей.
Заметим, что Гражданский кодекс Российской Федерации, в частности, гл. 59, содержит ряд новелл, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что институт гражданско-правовой деликтной ответственности продолжает свое эволюционное развитие. Так, к примеру, суть новеллы, содержащейся в абз. 2 п. 4 ст. 1073, заключается в переложении ответственности с лиц, указанных ранее, если они умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, на самого причини-теля вреда, ставшего полностью дееспособным и обладающего средствами, которые способны покрыть причиненный ущерб жизни или здоровью.
Таким образом, законодатель допускает возможность переложения бремени по возмещению вреда на лицо, которое в момент причинения вреда было полностью неделиктоспособным. Оценивая данную норму, надо отметить, что переложение ответственности на самого причинителя вреда, который во время совершения действия, повлекшего причинение вреда, был неделиктоспособен, позволяет говорить о формировании нового этапа развития в регулировании гражданско-правовых отношений.
Однако следует отметить, что в статье 1073 ГК РФ имеются недоработки. Так, в ней не говорится о том, что поведение малолетнего, приведшее к негативным имущественным или моральным потерям, обязательно должно быть противоправным. В связи с этим, отмечает Н.Е. Тиханова, «открытым остается вопрос об ответственности родителей за действия ребенка, причинившего вред в состоянии необходимой обороны, которая, как известно, признается обстоятельством, исключающим противоправность деяния». Поэтому можно сделать вывод о недостаточно качественном формулировании закона.
Проблема дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет занимает особое место в теории гражданского права, которое объясняется их приближением к социальной зрелости. Надо подчеркнуть, что способность нести гражданско-правовую ответственность возникает у граждан с достижением 14 лет, поскольку, по мнению законодателя, именно с этого возраста несовершеннолетние достигают достаточной психической зрелости, чтобы разумно руководить своими действиями и правильно оценивать их последствия. Соответственно с этого возраста должна возникать способность несовершеннолетнего отвечать за свои поступки и нести за них ответственность. Как подчеркивает Ю.Б. Сафонова, иные по сравнению с нормой ст. 1073 ГК РФ правила ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними гражданами в возрасте от 14 до 18 лет, обусловлены тем, что дети в этом возрасте уже в большей степени понимают значение своих действий и могут ими руководить, они способны в некоторой мере предвидеть те негативные последствия, которые могут наступить вследствие совершения ими противоправных деяний, поэтому лишь на строго указанных в законе лиц может возлагаться ответственность по возмещению вреда за несовершеннолетних в субсидиарном порядке». Однако, как полагают И.В. Евстафьева и П.А. Смаглиева, с которыми следует согласиться, «ограничиваться только возрастным критерием определения способности несовершеннолетних осознавать значение своих действий и отвечать за них недостаточно. Несовершеннолетний гражданин к 14-летнему возрасту в силу объективных обстоятельств может и не приобрести соответствующий уровень сознания». Поэтому, по мнению авторов, судам следует предоставить «возможность подходить к установлению способности несовершеннолетнего отвечать за свои действия индивидуально, с учетом степени психического и интеллектуального развития конкретного лица».
Таким образом, законодатель устанавливает самостоятельную имущественную ответственность данной категории граждан за вред, причиненный их неправомерными действиями. При недостаточности имущества несовершеннолетнего, достаточного для возмещения вреда, дополнительная ответственность возлагается на законных представителей. Как отмечает Т.В. Гараева, «ответственность законных представителей возникает не во всех случаях и не одновременно с ответственностью несовершеннолетних, а только если у несовершеннолетних нет дохода или иного имущества, достаточного для возмещения вреда».
В связи со сказанным в вопросе о возмещении вреда необходимо обратить внимание на непоследовательность законодателя применительно к содержанию ст. 1074 ГК РФ, устанавливающей особенности ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет. В пункте 1 данной статьи сказано, что «несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях», т.е. данные лица признаются деликтоспособ-ными. Однако если у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, в абз. 1 и 2 п. 2 ст. 1074 устанавливается ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним как для родителей (усыновителей) или попечителей, так и для организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзором которой находится несовершеннолетний. В статье сказано, что «вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине». То есть, они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним. В то же время надо подчеркнуть, что ответственность вышеуказанных лиц имеет временный характер: п. 3 ст. 1074 ГК РФ устанавливает прекращение обязательств вышеуказанных лиц по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним, ввиду достижения им совершеннолетия или если до его достижения у него появились материальные средства в достаточном объеме для возмещения вреда, или в случае приобретения им дееспособности.
Приведем пример судебного решения. Пошехонский районный суд Ярославской области, рассмотрев гражданское дело по иску Ч.Н. к Т.Н. и Т.А. о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда, связанного с ДТП, установил следующее. Несовершеннолетний водитель Т.А. наехал на велосипед, на котором малолетний сын Ч. А. катался с соседскими детьми. В результате наезда велосипед получил многочисленные повреждения: оторван багажник, повреждено сиденье, сломаны педали, деформированы шатуны, выдавлен подшипниковый механизм каретки, деформирована рама, имеются скрытые дефекты. На момент ДТП несовершеннолетний, не имеющий права управления транспортным средством, находился в состоянии алкогольного опьяне-