Файл: Жизненный цикл нововведений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экологическое устаревание техники обусловлено ее несоответствием! новым требованиям охраны окружающей среды (воздушного и водного] бассейна, почвы и т. д.) и использования природных ресурсов.

Социальное устаревание - изменение общественной оценки потребительной стоимости техники с точки зрения условий развития личности в процессе ее эксплуатации. Здесь речь идет об эргономических и инженерно-психологических требованиях, улучшении условий и содержательности труда.

Обновление техники - планомерный процесс ее замены на более эффективную с учетом физического износа, экономического, экологического и социального устаревания. Большое значение имеет согласование сроков износа, всех видов устаревания техники, сокращение разрыва между ними. Нет смысла повышать долговечность машины за пределы срока, когда ее все равно придется заменять по экономическим, экологическим или социальным соображениям.

Научно-техническая продукция ныне устаревает в среднем за 5-7 лет. Между тем научно-производственный цикл до промышленного выпуска новых машин, материалов и т. д. составляет в СССР в среднем также 5-7 лет. Средний нормативный срок сооружения предприятий составляет 3-3,5, а фактический - 9 лет. Именно поэтому большая часть затрат на нововведения не окупается.

Устаревание знаний в отличие от техники не связано с удешевлением производства аналогичной информации. В то же время выдвижение и обоснование новых технических идей может привести к нецелесообразности разработки ранее сделанных открытий и изобретений в этой области. Срок жизни технических идей в современных условиях составляет по оценке видных советских ученых 6-8 лет, прикладные исследования и разработки полностью устаревают за 5-10 лет. Поэтому для того, чтобы период эффективного использования нововведений составлял не менее четверти их жизненного цикла (иначе затраты на НТП не окупаются), научно-производственный цикл не должен превышать 1-3 лет. В США сроки разработки и освоения приборов составляют 6-18, а химических продуктов - 30-40 мес., а срок строительства промышленных предприятий - 16-24 мес. Освоение их мощностей происходит уже в процессе строительства или в течение небольшого пускового периода. В результате смена технологии и номенклатуры оборудования происходит за 5-7, а в ведущих отраслях - за 3-5 лет. Такие примеры можно привести и из нашей практики.

Полный цикл крупных нововведений в развитых странах составляет не менее десяти лет. При этом постоянно требуется авансирование денежного капитала в крупном масштабе и на продолжительное время. С рынка изымаются товары - средства производства и предметы потребления для Рабочих, осуществляющих долговременные крупные проекты. В итоге возрастает платежеспособный спрос, а предложение товаров остается неизменным. Поэтому современный этап НТП, для которого такие крупные проекты типичны, требует долговременного кредитования капиталовложений за счет продажи акций, облигаций, повышения платы за использование свободных денежных средств предприятий и т. д. Иначе ускорение НТП может привести к инфляции и снижению покупательной способности рубля.


Нормативные сроки до сих пор устанавливались лишь для отдельных этапов цикла (разработка документации, освоение новой техники, строительство и освоение проектных мощностей). Однако основные этапы, научно-производственного цикла в целом едины для всех отраслей. Сокращение сроков выдачи чертежей нередко перекрывается удлинением периода освоения из-за их недостаточного обоснования и опытной проверки. Предельная длительность цикла определяется прежде всего сроками морального износа и обновления продукции, а не спецификой проектирования и подготовки производства конкретных машин. Поэтому создается межотраслевая система нормативов продолжительности научно-производственного и инвестиционного цикла. Однако эти нормативы для первых фаз цикла могут служить лишь ориентиром. Продолжительность фундаментальных и прикладных исследований сильно различается. По данным Э. Мэнсфилда при среднем сроке 19 лет для замороженных продуктов она составила 74, а для интегральных схем - всего два года. При среднем сроке разработки, освоения и распространения новых изделий на рынке в 7 лет для титана этот срок составил 14, для синтетической кожи - 1 год. Это связано с различиями в сложности нововведения, с уровнем организации работ в данной фирме, рыночной конъюнктурой и т. д.

Коэффициент использования времени процесса "исследование -- производство" (Ки-п) рассчитывается как отношение суммарной трудоемкости фаз исследований и разработок к его общей календарной продолжительности, включая перерывы между фазами (ИП), т. е. к периоду от начала исследования до распространения нововведения на все предприятия:

Ки-п = (ФИ + ПИ + Р)/ИП.

Приближение Ки-п к единице указывает на уменьшение непроизводительных потерь времени, связанных с ожиданием решений о начале следующей фазы цикла, а также сокращением сроков освоения и распространения нововведения, которые в наибольшей степени зависят от организационных факторов и общего уровня квалификации работников и в идеале могут быть сведены к минимуму.

Коэффициент рациональности структуры научно-производственного цикла (Кцпц) рассчитывается как отношение времени эффективного использования нововведения к общей продолжительности жизненного цикла:

Кнпц = Иэф/(ПИ + Р + О + РП + И).

Увеличение Кнпц свидетельствует об увеличении периода, в течение которого нововведение приносит реальный эффект, при одновременном сокращении доли остальных стадий цикла - продолжительности исследований и разработок, сроков освоения и распространения нововведений, продолжительности выпуска устаревающей продукции, перерывов между фазами цикла. Кроме того, величина Кцпц зависит от новизны научно-технического принципа, на котором основано нововведение, насыщенности рынка и динамики спроса. Наибольший срок эффективного использования (Иэф) характерен для прогрессивных технологий и техники, основанной на новейших научных открытиях. По мере устаревания технологического принципа эффект от замены моделей угасает, поскольку затраты на соответствующую перестройку производства остаются по-прежнему значительными, а величина (Иэф) нововведения при устаревании научно-технического направления сокращается, вероятность досрочной замены только что внедренной техники из-за ее морального износа увеличивается. Таким образом, (Кцпц) при замене моделей новой техники, воплощающей открытия и изобретения, основанные на новых технологических принципах, оказывается большим, чем при внедрении техники, материализующей усовершенствования уже известных принципов. Следует заметить, однако, что принцип, устаревший в одной сфере, может представлять существенную новизну для другой. Целесообразно, в частности, использование опыта новейших отраслей оборонной промышленности при производстве гражданской продукции.



3.3. Жизненный цикл нововведений и стадии (фазы) инновационного процесса

Отличительной характеристикой инновационного процесса является развитие составляющих этого процесса вокруг главного системообразующего фактора – ресурса науки, создающего новые научно-технические достижения. Достижения, в свою очередь, имеют смысл при оформлении на них прав с целью коммерциализации или другим использованием для нужд развития общества, продвижением новых товаров на рынки, расширением конкурентоспособности отечественных производителей и др.

Рынок всегда диктует любому товару, появившемуся на нем, определенные условия, которые состоят в том, что данный товар будет пользоваться спросом только при условии, что базовое его соотношение «цена – качество» будет превалировать над аналогичными параметрами товаров – конкурентов.

Время жизни товара, в свою очередь, зависит от поколений техники, на которых производится данный товар; поколения техники, в свою очередь, зависит от технического уровня применяемых технологий.

Из сказанного становиться совершенно очевидным, что фундаментальные научные исследования, производитель и потребитель выступают в качестве основных элементов структуры инновационного процесса, причем этот процесс имеет циклический характер, так как на смену предыдущему товару, поколению техники или технологии приходит новые составляющие.

И изделия, и техника, и технология, и инновации характеризуются определенным жизненным циклом, который разделяется на определенные фазы.

Причем жизненные циклы всех экономических объектов, процессов и систем имеют одну и ту же теоретическую базу: любой жизненный цикл начинается с зарождения, проходит стадии роста, зрелости, увядания и упадка.
Типовой жизненный цикл товара –новинки представлен на рис. 3.

Рис. 3. Типовой жизненный цикл товара

На рис. 3. представлены следующие обозначения:

I – стадия зарождения и начала роста;

II – быстрый рост;

III – замедление роста, зрелость;

IY – стабилизация:

Y – увядание, старение, упадок.
Для стадии I характерно генерирование идей, отбор идей, непосредственно разработка нового товара или услуги, рост инвестиций в разработку проекта, увеличение объема продаж, отсутствие прибыли, большие расходы на маркетинг.


Для стадии II характерным является увеличение объема продаж, рост прибыли, усиление конкуренции, расширение рынка, формирование конкурентных преимуществ.

Для стадии III характерно замедление темпов роста сбыта.

Для стадии IY характерна стабилизация сбыта, усиление конкуренции, незначительное снижение объемов прибыли, заинтересованность в продлении стадии зрелости.

Для стадии Y характерно состояние, когда нововведение уже не приносит прибыли, происходит постоянное снижение сбыта и эта стадия может продолжаться достаточно долго.

Динамику и структуру жизненного цикла, приведенную на рис. 3.2., имеют многочисленные объекты инновационного менеджмента: инновационные предприятия, новая техника и технология, новые товары и услуги.

Достоинства жизнециклической концепции инноваций проявляются в том, что она обеспечивает:

учет временного фактора;

выявление центральной тенденции процесса;

наглядность динамики превращений;

логику развертывания процесса;

наглядность и прозрачность материальных, информационных и финансовых потоков;

возможность математического моделирования стадий и процессов;

возможность применения альтернативных методов прогнозирования;

выявление взаимосвязей различных экономических объектов типа товар – техника – технология – новый товар – спрос – технология, факторы производства – конкурентные преимущества фирмы – развитие фирмы.

Менеджеры, занимающиеся управлением деятельностью организации, имеют возможность эффективно решать проблемы управления при условии детального изучения жизненного цикла организации как открытой системы.

Жизненный цикл организации как открытой системы показан на рис.4.

1 – этап инновационного предпринимательства, высокие творческие возможности;

2 – активизация инновационной деятельности, формирование нематериальных активов, неформальное общение в коллективе;

3 – выход на крупные серии новшеств, стабильные организационные структуры, упор на экономическую эффективность;

4 – усложнение структур, поиск новых вариантов развития, децентрализация, диверсификация, переход на новые рынки:

5 – упущенные возможности, старение товаров и технологий, необходимость слияний и поглощений для продолжения инновационной деятельности.



Рис. 4. Жизненный цикл организации
Проблемы управления фирмой на различных стадиях жизненного цикла следующие:

На первой стадии жизненного цикла, для которого характерна высокая неопределенность факторов внешней и внутренней среды, целесообразно использовать так называемую гипотезу рациональных ожиданий. Используя всю доступную для менеджера информацию о рынках, конкурентах и реакцию потребителей на товар, можно определить средний ожидаемый уровень спроса, динамику цен и вероятность исхода борьбы с конкурентами.

На второй стадии инновационного цикла организации инновационный бизнес расширяется, так как эффективное создание и внедрение новшеств служит основой экономического роста фирмы. Именно новшества создают конкурентные преимущества. Возможности оптимального использования внутренних ресурсов (квалифицированного персонала, новой техники и технологии инвестиций). Стадия роста основывается на предположениях, что исходным пунктом анализа выбора в условиях неполной информации может быть гипотеза максимизации ожидаемой полезности. Именно здесь заложена возможность моделирования такого стратегического поведения организации, когда можно максимизировать долгосрочный выигрыш, хотя в краткосрочном периоде не все новшества демонстрируют максимизацию прибыли. Мерой здоровья организации на данном этапе служит оптимальное соотношение процессов, обеспечивающих финансовую устойчивость и динамизм роста. «Профилактика заболеваний» состоит в правильном подходе к формированию интеллектуальных активов, созданию прочной научно-технологической базы, использованию неформальных психологических методов управления.

Стадия зрелости (111 стадия) базируется на фундаменте стабильных и плодотворных технологий, на повышении эффективности инноваций.

Здесь фирма нацелена на расширение спектра деятельности, значительно увеличение объема продаж, появление новых структур и подразделений. Наиболее часто фирма превращается в крупную иерархическую организацию, где число участников рынка относительно невелико и они сопоставимы по масштабам деятельности, конкурентным преимуществам и экономическим результатам

На 4 стадии фирме, в условиях совершенной конкуренции, необходим поиск новых вариантов развития, оптимальное сочетание процессов централизации с делегированием полномочий. Фирмы должны диверсифицировать производство и на этой основе строить стратегию дальнейшего обновления, вести экспансию на новых рынках.