ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение
К середине ХХ в. в рамках логического позитивизма (неопозитивизма) происходит быстрое усложнение теоретико-познавательных конструкций за счет введения аппарата математической логики и все более тонкой и рафинированной работы с ним. В результате на новом витке повторяется ситуация, характерная для кануна позитивизма в XIX в., – отрыв философии науки (в основе которой теперь лежит логика, а не метафизика) от сообщества ученых. "Домашней философией" последних, как и столетием раньше, становятся различные сочетания взглядов «наивного реализма» и вариантов постпозитивизма.
В постпозитивизме главное внимание уделяется проблеме роста научного знания, и в его русле был предложен ряд некумулятивистских моделей развития науки: К. Поппера, И. Лакатоса и Т. Куна. Поппер пишет о смене научных теорий, Лакатос - научных исследовательских программ, Кун - парадигм. Но уже у Поппера можно заметить некий прообраз представлений о картине мира. В куновской модели эта аналогия между «парадигмой» и «картиной мира» усиливается. Лакатосовская же «научная исследовательская программа» целым рядом исследователей рассматривается именно как картина мира (см.: [1;3;7]).
Кроме этого в постпозитивизме возникли новые подходы, связанные с анализом природы науки, исследованием истины, значения, языка и т.д. В рамках постпозитивизма произошел переход от рассмотрения науки как системы абсолютного знания к науке как системе знания, имеющего вероятностный характер. Поэтому в современной методологии научного познания доминирует пробабилизм. И еще важно то, что в постпозитивизме исследуются социокультурные основы развития науки и проблема субъектности в науке, которая в философии науки прежних времен оставлялась без внимания.
Список литературы
-
Ахундов М. Д., Илларионов С. В. Преемственность исследовательских программ в развитии физики // Вопросы философии. 1986. № 6. с. 56-65. -
Бэкон Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1972. Т. 2. 582 с. -
Илларионов С. В. Теория познания и философия науки. М.: РОССПЭН, 2017. 535 с. -
Киссель М. А. «Критика чистого разума» как первый опыт философии науки // Вопросы философии. 1983. № 10. С. 112-119. -
Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2018. 608 с. -
Лебедев С.А. Философия науки. – М.:ИНФРА-М, 2019. – 410 с. -
Никифоров А. Л. От формальной логики к истории науки. М.: Наука, 1983. 177 с. -
От логического позитивизма к постпозитивизму: хрестоматия. М.: НИИВО ИНИОН РАН, 2018. 216 с. -
Социальные и методологические проблемы современной науки / под ред. В. И. Степанова. М.: Мысль, 2017. 317 с. -
Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 2018. 382 с. -
Юм Д. Сочинения: в 2-х т. Изд-е 2-е. М.: Мысль, 2016. Т. 2. 799 с.