Файл: 1. Что такое предельная полезность Предельная полезность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В таком случае, требования потребителя может удовлетворить только комбинация благ, одновременно расположенная на бюджетной линии и кривой безразличия, максимально отдаленной от начала координат. На рис. 5.10, этому выбору потребителя соответствует точка Е. Ее координаты и будут характеризовать тот набор благ, который можно считать оптимальным.
Выбор потребителя считается оптимальным, если он приобретает набор благ, соответствующий точке касания бюджетной линии с самой высшей кривой безразличия.
Комбинации товаров, соответствующие точкам пересечения бюджетной линии с кривой безразличия, расположенной ниже (с кривой безразличия Ui), также доступны потребителю. Но, выбрав их, он примет не самое лучшее, а значит, неоптимальное решение. Ведь эта кривая безразличия отражает меньший уровень полезности наборов благ для потребителя.
Таким образом, только точка Е отражает оптимальный выбор по требителя и состояние равновесия потребителя.
В точке Е угол наклона кривой безразличия A Qy/ A Qx равен углу наклона бюджетной линии Рх/Ру. Значит, условие равновесия потребителя можно записать в следующем виде:
P.JPy = MRS или
А 2/A Qx = Рх/Ру
В точке потребительского оптимума предельная норма замещения двух благ равна обратному соотношению цен этих благ.
С другой стороны, в точке потребительского равновесия равны предельные полезности благ в расчете на одну денежную единицу (взвешенные предельные полезности благ):
MUx/Px=MUy/Py Преобразуем это равенство:
(MUx/ Рх)- Py = MUy
Py/Px = MUy/MUx
Из вышеизложенного следует, что при достижении потребительского равновесия предельная норма замещения, соотношение цен и предельных полезностей по разным товарам равны.
Теория потребительского выбора подтверждает действие эффекта дохода и эффекта замещения, которые были рассмотрены при изучении закона спроса. Она позволяет также глубже понять принципы построения кривых Энгеля для категорий товаров, отражающих разные потребительские предпочтения.
Потребительское поведение может быть также объяснено в рамках
концепции излишка (ренты) потребителя.
Излишек потребителя, который может быть просчитан в денежных единицах, является разницей между совокупной полезностью определенного количества данного блага и рыночной стоимостью этого количества (цена, умноженная на количество покупаемых единиц данного блага).
Экономист А. Маршалл объяснял ренту потребителя следующим образом: рента потребителя - это избыток цены, которую потребитель готов был бы заплатить (скорее, чем вообще обойтись без данного товара), сверх той цены, которую он действительно платит.
Потребитель (рис. 2) за первую единицу блага А, представляющую для него наибольшую предельную полезность, готов заплатить больше, например 8 денежных единиц. За вторую единицу блага А потребитель готов заплатить меньше и т.д. За последнюю покупаемую единицу блага (предположим восьмую единицу блага), потребитель будет готов заплатить ровно столько, сколько составляет рыночная цена этого блага. Пусть цена товара А равна единице. Девятую единицу блага А потребитель оценивает ниже рыночной цены (например 0,5 д.е.) и поэтому ее не купит. Покупатель оценивает каждую последующую единицу блага X по-разному, а платит за каждую из них одинаковую цену, равную цене последней покупаемой единицы.
Рис. 2 Излишек (рента) потребителя
Таким образом, при покупке каждой, за исключением последней единицы блага А (в нашем примере восьмой единицы), потребитель присваивает определенный излишек, который называется потребительской рентой.
В данном примере можно просчитать ренту (излишек) отдельного потребителя. Она составит 7 + 6 + 5+ 4 + 3 + 2+1=28 денежных единиц (рис. 2). Общая полезность блага А составляет площадь OREM. Сокращая площадь OREM на величину площади ONEM, отражающую расходы по покупке блага А, получаем площадь NRE, которая представляет размеры потребительской ренты. Очевидно, размеры потребительской ренты тем выше, чем ниже цена.
Можно сказать, что потребительский излишек - это выгода, получаемая людьми от покупки (потребления) продукции.
Концепция потребительского выбора позволяет также объяснить парадокс стоимости и ответить на вопрос: почему одни блага, которые являются более необходимыми для потребителя, стоят дешевле, чем другие. Например, почему вода, которая гораздо нужнее для потребителя, чем алмазы, стоит дешевле, чем алмазы?
Этот парадокс объясняется тем, что алмазы имеют более высокую предельную полезность по сравнению с водой, хотя совокупная полезность воды больше, чем алмазов. А более высокая предельная полезность алмазов объясняется тем, что запасы алмазов весьма ограничены в природе, в то время как вода имеется в изобилии.
Общая полезность воды огромна благодаря масштабам ее потребления. Однако цена воды определяется не совокупной, а предельной полезностью (как уже было сказано, с ростом потребления предельная полезность убывает). Чем больше имеется на рынке какого-либо товара, тем менее значимой для потребителей становится его последняя единица (порция), даже если совокупная полезность его огромна. Поэтому потребители будут готовы платить более низкую цену. С другой стороны (с точки зрения предложения алмазов и воды), издержки производства алмазов весьма высоки по сравнению с водой. Все это объясняет тот факт, почему кривые спроса и предложения алмазов пересекаются на более высоком уровне, чем пересекаются кривые спроса и предложения воды, т.е. почему цена равновесия алмазов выше цены равновесия воды.
Вывод из объяснений данного парадокса таков: цена, которую потребитель готов уплатить, определяется не общей полезностью товара, а его предельной полезностью.
7. В чём экономический смысл кривой Дж. Хикса?
В качестве основного средства анализа Хикс использует так называемые кривые безразличия.
Кривая безразличия - это графическое изображение совокупности наборов благ, имеющие для потребителя одинаковый уровень полезности.
Свойства кривых безразличия:
·кривая безразличия, расположенная выше другой кривой, характеризует более высокий уровень полезности;
·кривые безразличия для обычных благ всегда имеют отрицательный наклон;
·как правило, имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения;
·никогда не пересекаются;
·наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более предпочтительны, чем наборы благ, расположенные на менее удаленных от координат кривых.
С помощью аппарата кривых безразличия Хиксу удалось наглядно и четко разграничить эффект замещения и эффект дохода. Раздельный теоретический анализ эффекта замещения и эффекта дохода позволяет отграничить влияние, оказываемое на индивидуальный спрос колебаниями относительных цен от влияния, связанного с изменением реального дохода.
Алгебраические выражения, характеризующие изменение цен и эффект замещения, имеют противоположные знаки: повышение цен всегда связано с сокращением, а снижение цен - с расширением спроса.
Эффект дохода зависит от характера распределения доходов и от сложившегося общественного стереотипа потребления. Если, например, приобретаемый товар относится к числу дешевых и низкокачественных, то значительное повышение реального дохода может привести к сокращению спроса на этот товар (отрицательный эффект дохода); если же, напротив, потребление этого товара ранее ограничивалось лишь вследствие недостаточности доходов, то с ростом количества денег у потребителя покупки данного товара могут расширяться (положительный эффект дохода). Поскольку же расходы на товар, выделенный на "карте безразличия", составляют, по предположению Хикса, лишь небольшую часть общей суммы затрат, то и эффект дохода, в пределах данных рассуждений, должен быть сравнительно невелик.
В обычных условиях эффект замещения и эффект дохода действуют в одном и том же направлении. Но в отдельных случаях может складываться ситуация, когда, во-первых, отрицательный эффект дохода выражен достаточно резко и, во-вторых, на данный товар затрачивается значительная часть всего дохода. Тогда отрицательный эффект дохода может "одержать верх" над эффектом замещения и вызвать парадоксальную на первый взгляд ситуацию, когда, скажем. снижение цены на товар влечет за собой сокращение спроса на этот товар.