Файл: Практических заданий по дисциплине государственные и муниципальные финансы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономики и управления

Форма обучения: заочная/очно-заочная






ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ



Группа

Студент







Практическое занятие 1

МОСКВА 2022



Задание № 1 Перечислите основные принципы устройства государственных и муниципальных финансов, раскройте их содержание.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются: - единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам; - сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе; - высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой; активное участие членов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.


Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах. Финансовая деятельность государства осуществляется с помощью двух основных методов: мобилизации финансовых ресурсов и их распределения (перераспределения). Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Задание 8. Перечислить элементы структуры, составляющих понятие «муниципальные финансы».

Муниципальные финансы выступают как совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни проживающего на его территории населения. В широком смысле слова муниципальные финансы рассматриваются как весь комплекс денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов всех экономических субъектов, участвующих в процессе воспроизводства в рамках муниципального образования. В узком смысле слова муниципальные финансы понимают как денежные отношения, возникающие в процессе движения денежных фондов органов местного самоуправления

, необходимых для реализации их функций.

Муниципальные финансы в каждой конкретной стране зависят от типа организационного устройства государства и его административно-территориальной структуры. Факторами, определяющими механизм финансового обеспечения и возможности развития муниципальных образований, являются: распределение полномочий между различными уровнями властных структур, задачи, стоящие перед органами местного самоуправления, число и величина муниципальных образований, степень их социально-экономической дифференциации и др. Несмотря на различие систем предоставления финансовых средств в разных странах, в их основе лежит принцип финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.

Муниципальные финансы в широком понимании включают финансы муниципальных органов власти и финансы самодеятельных экономических субъектов муниципального образования.

Характерными признаками муниципальных финансов (присущих финансам как экономической категории) являются:

– денежный характер отношений;

– безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

– принудительная со стороны органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением (органы местного самоуправления в форме правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);

– отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в его денежной форме. Основными элементами муниципальных финансов в узком смысле слова выступают муниципальный бюджет, внебюджетные фонды, муниципальный кредит, финансы муниципальных унитарных предприятий.

Наиболее значительная доля финансовых ресурсов муниципальных образований сосредоточена в централизованных денежных фондах – бюджете и внебюджетных фондах. Вместе с тем расширение самостоятельности территорий в формировании использования финансовых средств не исключает государственной поддержки в финансировании расходов муниципальных образований за счет вышестоящих бюджетов. Важным источником финансовых ресурсов местных органов власти являются средства предприятий муниципальной формы собственности, а также кредитных, страховых, фондовых, инвестиционных и иных структур, которые могут быть привлечены местной властью посредством муниципальных займов.


Кроме того, следует учитывать, что на территории муниципального образования располагаются предприятия и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Их средства участвуют в формировании местных финансов. Еще одним источником финансов муниципальных образований могут служить временно свободные средства населения, которые при условии проведения правильной инвестиционной политики могут быть направлены на финансирование развития территорий.

Муниципальные финансы основываются на следующих принципах:

– специфические – единства, сбалансированности, целевой направленности, диверсификации, стратегической ориентированности;

– общие принципы – управления экономическими процессами контроль исполнения принятых решений, учет тенденций развития и возможных направлений изменений во внешней среде хозяйствования, учет стратегических целей и перспектив.

Практическое занятие 2

Определение и его цифровой код

Термин и его буквенный код

Цифровой код содержания

Определение

Буквенный код термина

Термин

1

Система предприятий, учреждений и организаций, функционирующих на экономической и правовой базе государственной собственности в целях реализации функций государства в экономической, социальной и политической сферах.

А

Государственные и муниципальные финансы

2

Доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством

Б

Экономическая классификация расходов бюджетов

3

Совокупность первичных единиц – муниципальных образований, каждое из которых представляет форму территориальной организации и деятельности населения, сочетает производственные, социальные, управленческие функции на определенной территории.

В

Дискреционные расходы

4

Денежные средства, которые тратятся территориальными администрациями в соответствии с утвержденными направлениями, но по собственному усмотрению.

Д

Бюджетный федерализм

5

Принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления

Е

Собственные доходы бюджетов

6

Совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ре­сурсов

Ж

Государственный сектор экономики

7

Группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений

З

Реальный денежный оборот

8

Совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами

Г

Бюджетная система Российской Федерации

9

Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Россий­ской Федерации, регулируемая нормами права совокупность феде­рального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

И

Местное самоуправление

10

Форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций

К

Государственный сектор экономики 


ОТВЕТ. Таблица 2 - Соответствие терминов и определений

Код термина

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Код содержания

ж

е

а

в

д

з

б

к

г

и

Задание 8

Данная типовая (реальная) структура Финансового управления присуща для а) муниципального образования (город)

Практическое занятие 3

Задание 1.

Каждому из приведенных ниже положений (таблица 1), отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие (таблица 2)



п/п

Определения и понятия

Вставить

буквенные обозначения терминов



Нормативный акт, определяющий базовые требования, которым должны соответствовать система государственного управления в субъектах Российской Федерации






Совокупность компаний, транспортных коммуникаций и инженерных объектов, призванных обеспечить нормальное функционирование городского или сельского поселения






Совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов






Фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в соответствии с федеральным законодательством






Совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами




6.

Виды управляющего воздействия на общество со стороны органов государственной власти или должностных лиц.