Файл: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Брянский государственный университет
имени академика И.Г. Петровского
Кафедра философии, истории и политологии
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой философии, истории и политологии доцент, к.и.н. А.Н. Ветошко
_
(подпись, расшифровка подписи)
« 16 » апреля 202111 г.
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Направление подготовки: 39.06.01 «Социологические науки»
Направленность программы (профиль)
Социология управления
Квалификация (степень) выпускника:
Исследователь. Преподаватель-исследователь
Форма обучения: заочная
Брянск 2021
2
Паспорт
фонда оценочных средств
по дисциплине «Методология и методы научного исследования»
Контролируемый
результат обуче-
ния
Дескрипторные характеристики
компетенции
Наименование
оценочного
средства
(процедуры
оценивания)
ЗНАТЬ
З1 (УК-1) - знать методы критического
-проблемные во- просы (ФОС: раз- дел 1)
- устный опрос
(ФОС: раздел 2)
- тесты (ФОС: раздел 7) анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирова- ния новых идей при решении исследова- тельских и практических задач, в том чис- ле в междисциплинарных областях;
З2 (УК-1) - знать основные методы и проблемы современного научного позна- ния, теоретические основы научной мето-
(УК-1)
способностью к критическому анализу и оценке современных дологии и историю их формирования;
З3 (УК-1) - знать особенности социаль- ных условий трансляции и воспроизвод- ства знаний, культурных норм и ценно- стей;
УМЕТЬ
научных достиже-
У1 (УК-1) – уметь анализировать альтер- нативные варианты решения исследова- тельских и практических задач и оцени- вать потенциальные выигры- ши/проигрыши реализации этих вариан- тов;
У2 (УК-1) – уметь при решении исследо- вательских и практических задач генери- ровать новые идеи, поддающиеся опера- ционализации исходя из наличных ресур- сов и ограничений;
- реферат (ФОС: раздел 3)
- практическое письменное зада- ние (ФОС: раздел
4) ний, генерирова- нию новых идей при решении ис- следовательских и практических за- дач, в том числе в междисциплинар- ных областях
ВЛАДЕТЬ
В1 (УК-1) – владеть навыками анализа ме-
- творческое за- дание (ФОС: раз- дел 5)
- индивидуальное задание (ФОС: раздел 6) тодологических проблем, возникающих при решении исследовательских и прак- тических задач, в том числе в междисци- плинарных областях;
В2 (УК-2) - владеть навыками критиче- ского анализа и оценки современных
3 научных достижений и результатов дея- тельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в меж- дисциплинарных областях.
Компетенция
(УК-1)
Итоговый кон-
троль
Тестирование
Тестирование
(ОПК-1)
Способностью са- мостоятельно осуществлять научно- исследователь- скую деятельность в соответствую- щей профессио- нальной области с использованием современных ме- тодов исследова- ния и информаци- онно- коммуникацион- ных технологий
ЗНАТЬ
З1 (ОПК-1) – знать методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирова- ния новых идей при решении исследова- тельских и практических задач, в том чис- ле в междисциплинарных областях;
-проблемные во- просы (ФОС: раз- дел 1)
- устный опрос
(ФОС: раздел 2)
- тесты (ФОС: раздел 7)
УМЕТЬ
У1 (ОПК-1) – уметь анализировать аль- тернативные варианты решения исследо- вательских и практических задач и оцени- вать потенциальные выигры- ши/проигрыши реализации этих вариан- тов;
У2 (ОПК-1) – уметь при решении иссле- довательских и практических задач гене- рировать новые идеи, поддающиеся опе- рационализации исходя из наличных ре- сурсов и ограничений;
- реферат (ФОС: раздел 3)
- практическое задание (ФОС: раздел 4)
ВЛАДЕТЬ
В1 (ОПК-3) – владеть навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и прак- тических задач, в том числе в междисци- плинарных областях;
В2 (ОПК-3) - владеть навыками критиче- ского анализа и оценки современных научных достижений и результатов дея- тельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в меж- дисциплинарных областях.
- творческое за- дание (ФОС: раз- дел 5)
- индивидуальное задание (ФОС: раздел 6)
Компетенция
(ОПК-1)
Итоговый кон-
троль
Защита индивидуального проекта
Индивидуальный творческий про- ект
4
Критерии оценивания компетенций
Перечень
компетенций
Отметка
Неудовле-
тво-
рительно
Удовле-
твори-
тельно
хорошо
отлично
УК-1:
Не сфор- Осуществ-
Последователь-
Выбор оптималь-
Способностью мировано ление сбо- ное осуществле- ной методики для к критическо- ра, крити- ние сбора, крити- осуществления сбо- му анализу и ческого ческого анализа и ра, критического оценке совре- анализа и оценки данных в анализа и оценки менных науч- оценки соответствии с данных для эффек- ных достиже- данных по поставленной тивного решения ний, генериро- предостав- профессиональ- поставленной про- ванию новых ленной ме- ной задачей фессиональной за- идей при ре- тодике дачи шении иссле- довательских и практических задач, в том числе в меж- дисциплинар- ных областях
ОПК-1:
Не сфор- Осуществ- Выбор инстру-
Выбор оптимально-
Способностью мировано ление ис- ментального го инструментально- самостоятель- следова- средства для го средства для но осуществ- тельской осуществления осуществления ис- лять научно- деятельно- исследователь- следовательской исследователь- сти с ис- ской деятельно- деятельности с ис- скую деятель- пользова- сти с использова- пользованием ин- ность в соот- нием ин- нием информа- формационно- ветствующей формаци- ционно- коммуникационных профессио- онно- коммуникацион- технологий по нальной обла- коммуни- ных технологий предоставленной сти с исполь- кационных по предоставлен- методике и обосно- зованием со- технологий ной методике вание выводов, раз- временных ме- по предо- и обоснование работка предложе- тодов исследо- ставленной полученных вы- ний вания и ин- методике и водов формационно- формули- коммуникаци- рование онных техно- выводов логий
5
Раздел 1. Перечень проблемных вопросов для проведения дискуссии по дисци-
плине «Методология и методы научного исследования»
1. Какие новые методы научного познания применяются в современной науке?
2. Свободен ли ученый в выборе методов научного познания?
3. Отличаются ли принципиально методы научного познания, применяемые в соци- ально-гуманитарных и естественных науках?
4. Зависит ли применение методов научного познания от теоретического уровня ра- боты исследователя (статья, диссертация, тезисы, монография и др.)?
Критерии оценки:
Оценка
Критерии
Отлично (5 бал- лов)
Соответствие выступления теме круглого стола, выделение основной мысли, логика ясная, четкая, аргу- ментированное изложение своей позиции, умение обобщать и делать выводы. Форма представления пози- ции и аргументов показывает культуру общения, кон- структивная критика мнения собеседника
Хорошо (4 бал- ла)
Позиция в основном сформулирована, подтвержда- ется аргументами, логичностью изложения. Демонстри- рует культуру общения
Удовлетвори- тельно (3 балла)
Позиция сформулирована нечетко. Не все аргумен- ты основаны на фактах. Логика нечеткая, аргументы не всегда поддерживают позицию
Неудовлетвори- тельно (2 балла)
Отсутствие собственной точки зрения. Отсутствие аргументов или они не основаны на фактах. Логика от- сутствует. Отсутствие понимания культуры общения
Раздел 2. Вопросы для устного опроса по дисциплине «Методология и ме-
тоды научного исследования»
1. Познание – процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию.
2. Методологические основы научного познания.
3. Методологическая культура преподавателя высшей школы.
4. Понятие о методах и методологии науки.
5. Историческая эволюция методов науки: от античности к Новому времени.
6. Историческая эволюция науки и ее методов: XVIII – XXI вв.
7. Общие требования, выбор темы и проблемы научного исследования.
8. Общие методологические принципы научного исследования.
9. Уровни, формы и методы научного познания.
10.
Классификация методов научного познания: философские, общенауч- ные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные исследования.
6 11.
Методы эмпирического исследования.
12.
Методы теоретического познания.
13.
Общенаучные логические методы и приемы познания.
14.
Особенности методов научного познания и специфика их применения в зависимости от изучаемой области действительности.
15.
Специфические средства и методы, обусловленные особенностями предметов естественных и социально-гуманитарных наук.
16.
Программа научного исследования, общие требования, выбор темы и проблемы. Этапы научного исследования.
17.
Проблемная ситуация. Алгоритм создания проблемной ситуации.
18.
Методика проведения научного исследования. Структура и методологи- ческая стратегия исследования, проблемная ситуация, объект и предмет исследова- ния, программа исследования, план – проект исследования.
19.
Этапы научного исследования. Замысел, план и методика исследования, апробация результатов исследования, внедрение результатов исследования, экспер- тиза исследования.
20.
Литературное оформление материалов исследования. Основные методы поиска информации для исследования.
21.
Подготовка и публикация научной статьи. Определение темы статьи, подбор источников, группировка авторов. Правила цитирования, ссылки и сноски.
22.
Структура и логика научного диссертационного исследования. Исследо- вательская программа диссертации.
23.
Логика научного исследования. Актуальность, объект и предмет иссле- дования, гипотеза, цели, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
24.
Категориальный аппарат научного исследования, понятия, термины, де- финиции, теории, концепции.
Критерии оценки:
Оценка
Знания, умения, навыки и другие компетенции, кото-
рые должен продемонстрировать студент
Отлично (5 баллов)
На вопросы даны исчерпывающие ответы, проиллюстри- рованные наглядными примерами там, где это необходи- мо. Ответы изложены грамотным научным языком, все термины употреблены корректно, все понятия раскрыты верно.
Хорошо (4 балла)
На вопросы даны в целом верные ответы, но с отдельны- ми неточностями, не носящими принципиального харак- тера. Не все термины употреблены правильно, присут- ствуют отдельные некорректные утверждения и грамма- тические / стилистические погрешности изложения. От- веты не проиллюстрированы примерами в должной мере.
Удовлетворительно
(3 балла)
Ответы на вопросы носят фрагментарный характер, вер- ные выводы перемежаются с неверными. Упущены со- держательные блоки, необходимые для полного раскры-
7 тия темы. Студент в целом ориентируется в тематике учебного курса, но испытывает проблемы с раскрытием конкретных вопросов.
Также оценка «удовлетворительно» ставится при верном ответе на один вопрос и неудовлетворительном ответе на другой.
Неудовлетворительно
(2 балла)
Ответы на вопросы отсутствуют либо не соответствуют содержанию вопросов. Ключевые для учебного курса по- нятия, содержащиеся в вопросах, трактуются ошибочно.
Раздел 3. Темы рефератов (эссе, докладов, сообщений) по дисциплине «Методо-
логия и методы научного исследования»
1. Потребности общества и возникновение науки.
2. Является ли научная новизна абсолютной ценностью?
3. Проблема критериев новизны научных результатов.
4. Соотношение методологии и методики научного исследования.
5. Дедуктивная и индуктивная методология научного исследования.
6. Использование методов естественных наук при изучении социально- гуманитарных и культурных проблем.
7. Проблема выбора методов научного исследования.
8. Соотношение цели и задач научного исследования.
9. Проблема адекватности информации из Интернета и ее использования в научном исследовании.
10. Критерии необходимости и достаточности собранного материала.
11.Формулирование выводов из имеющихся материалов.
12.Академический стиль научного текста: всегда ли он необходим.
13.Преимущества и недостатки устного текста.
14.Искусство эристики: как оно способствует поиску истины.
15.Значение эвристики научного исследования.
Критерии оценки:
Оценка
Критерии
Отлично (5 бал- лов)
Письменная работа соответствует всем требованиям, предъяв- ляемым к рефератам. Тема письменной работы полностью рас- крыта, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы, работа оформлена на высоком уровне. В работе использованы практические кейсы по выбранной теме, содержится анализ российского и зарубежного опыта, проведен обзор научной литературы. Автор свободно ориентируется в материале, оперирует научной терминологией по рассматрива- емой проблеме, может аргументировано отстаивать свою точку зрения и ответить на возникающие вопросы.
8
Хорошо (4 балла)
Тема письменной работы в целом раскрыта, прослеживается ав- торская позиция, сформулированы необходимые выводы; ис- пользованы соответствующая основная и дополнительная лите- ратура, а также нормативные правовые акты и другие источни- ки. Автор уверенно ориентируется в материале. Имеются заме- чания /неточности в части изложения и отдельные недостатки по оформлению работы.
Удовлетвори- тельно (3 балла)
Тема письменной работы раскрыта недостаточно полно, ис- пользовались только основные источники; имеются ссылки на литературные источники и нормативные правовые акты, однако не выражена авторская позиция; выводы не обоснованы; мате- риал изложен непоследовательно, без соответствующей аргу- ментации и необходимого анализа. Имеются недостатки в оформлении.
Неудовлетвори- тельно (2 балла)
Тема письменной работы не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов; отсутствуют ссылки на литера- турные источники и другие источники. Имеются недостатки в оформлении работы. Автор плохо ориентируется в представ- ленном материале. Содержание работы заимствовано из какого- либо источника.
Раздел 4. Практические письменные задания по дисциплине «Методоло-
гия и методы научного исследования». Выполняются на основе подготовитель-
ных материалов по теме диссертации соискателя.
1.
Особенности выбора темы диссертации, противоречия, проблема.
2. План диссертационной работы, библиографический поиск, отбор литерату- ры и фактического материала.
3. Раскрытие задач, интерпретация данных, синтез основных результатов.
Практическая значимость диссертации и актуальность ее темы. Разработка про- блемного поля диссертации.
4. Кандидатская диссертация: основные требования к содержанию и оформле- нию.
5. Методика работы над рукописью исследования, особенности подготовки и оформления. Представление к защите, процедура публичной защиты.
6. Культура и мастерство исследователя. Профессионально-значимые качества исследователя, научная школа, новаторство, этика исследователя, культура пре- подавателя-исследователя.
7. Методология диссертационного исследования. Структура кандидатской диссертации, ее категориальный аппарат, архитектура диссертации, литератур- ный стиль диссертации, научная школа, научный аппарат диссертации, проблем- ное поле диссертации, государственный стандарт.
8. Автореферат как квинтэссенция диссертации. Стилевые, жанровые, языко- вые различия автореферата и диссертации.
9
Критерии оценки:
Оценка
Критерии
Отлично (5 бал- лов)
Письменная работа по творческому заданию соответствует всем требованиям, предъявляемым к подобным работам. Тема пись- менной работы полностью раскрыта, четко выражена авторская позиция, имеются логичные и обоснованные выводы, работа оформлена на высоком уровне. Автор свободно ориентируется в материале, может связать теоретическое представление о дис- сертации с практическим осуществлением. Оперирует научной терминологией по рассматриваемой проблеме, может аргумен- тировано отстаивать свою точку зрения и ответить на возника- ющие вопросы.
Хорошо (4 бал- ла)
Тема письменной работы в целом раскрыта, прослеживается ав- торская позиция, сформулированы необходимые выводы; име- ется связь между теоретическими принципами написания дис- сертации и их практическим воплощением в подготовительных текстах по теме диссертации соискателя. Имеются замечания
/неточности в части изложения и отдельные недостатки по оформлению работы.
Удовлетвори- тельно (3 балла)
Тема письменной работы раскрыта недостаточно полно, ис- пользовались только основные источники; не выражена автор- ская позиция; выводы не обоснованы. Имеется незначительная связь между теоретическими принципами написания диссерта- ции и их практическим воплощением в подготовительных текстах по теме диссертации соискателя. Имеются недостатки в оформлении.
Неудовлетвори- тельно (2 балла)
Тема письменной работы не раскрыта; материал изложен без собственной оценки и выводов. Имеются существенные недо- статки в оформлении работы. Автор плохо ориентируется в представленном материале. Нет связи между теоретическими принципами написания диссертации и их практическим вопло- щением в подготовительных текстах по теме диссертации соис- кателя. Содержание работы заимствовано из какого-либо ис- точника.