Файл: Д. С. Белкин Рассмотрено на заседании кафедры пожаротушения и аварийноспасательных работ 202 г., протокол.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
конструкций, подъем (спуск) на высоту, организация связи, освещение места пожара (вызова), восстановление работоспособности технических средств. Меры безопасности.
Тушение пожаров в гражданских зданиях. Виды гражданских зданий.
Оперативно-тактическая характеристика жилых зданий, больниц, детских учреждений и учебных заведений. Развитие пожаров на этажах, чердаках и в подвалах. Возможные пути распространения горения. Действия первого пожарно- спасательного подразделения, прибывшего на пожар. Особенности разведки, определение решающего направления действий пожарно-спасательных подразделений. Эвакуация и спасание людей. Использование роботов при проведении разведки и спасении людей. Огнетушащие вещества, интенсивность и способы их подачи на пожар, нормативные данные для расчета сил и средств.
Особенности развития пожаров в многоэтажных зданиях и зданиях повышенной этажности. Причины повышенной опасности для людей при пожарах в высотных зданиях. Организация поисково-спасательных бригад. Способы и схемы подачи средств тушения. Особенности расчета насосно-рукавных систем.
Тема № 4. Пожарно-строевая подготовка
Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавным оборудованием.
Прокладка рукавных линий. Прокладка рукавных линий из скаток и "гармошки", соединение и разъединение соединительных головок. Присоединение рукавов к разветвлению и стволу. Работа с действующими стволами: стоя, с колена, лежа, перекрывание ствола, маневрирование с рукавными линиями (вперед, назад, вправо, влево). Прокладка рукавной линии перебежкой, по-пластунски и на полу четвереньках.
Скатывание рукавов в одинарную и двойную скатки, уборка рукавов ''восьмеркой'' и укладывание в "гармошку". Особенности уборки рукавов в зимнее время при низких температурах. Подъем и прокладка рукавных линии в лестничной клетке. Подъем рукавных линий на высоту по пожарным лестницам и с помощью спасательной веревки. Опускание вниз мокрой рукавной линии и уборки.
Прокладка рукавных линий под препятствиями и через них (забор, канаву и т.д.), защита рукавной линии. Наращивание действующих рукавных линий, замена и ремонт поврежденных рукавов.
Работа со спасательной веревкой:
- Сматывание спасательной веревки в клубок.
- Закрепление спасательной веревки за конструкцию четырьмя способами.
- Вязка двойной спасательной петли и надевание ее на спасаемого, петли для подъема пожарного оборудования на высоту.
Работа с аварийно-спасательным инструментом:
- Работа с ручным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом.
- Работа с гидравлическим аварийно-спасательным оборудованием и инструментом, бензорезами и бензопилами.


Ознакомиться:
 Оборудованием, техническими возможностями и программным обеспечением ПСЧ по приему, обработке сообщений о пожарах и авариях, высылке сил и средств для тушения пожара и ликвидации аварии, определение номеров вызова, регистрации выездов и т.д.;
 опытом использования специальной техники ПСГ на пожарах и авариях;
 наличием и состоянием хранения специальной одежды, средств индивидуальной защиты, приборов радиационного и химического контроля.
 особенностями эксплуатации рукавного хозяйства и порядком ведения эксплуатационной документации в части;
 порядком испытания ПТВ и оформления документации по результатам испытания.
Практически отработать:
 Приемку пожарно-технического вооружения и оборудования в рамках ежедневного технического обслуживания пожарного автомобиля;
 установку пожарного автомобиля на водоисточник;
 навыки проведения предварительного и полного развертывания сил и средств;
 навыки использования механизированного и гидравлического аварийно- спасательного оборудования;
 навыки использования спасательных средств и устройств;
 навыки использования первичных средств пожаротушения;
 ведение радиообмена на стационарных и автомобильных радиостанциях, а также работу с переговорными устройствами, имеющиеся на вооружении части;
Профессия водитель
Тема № 5. Основы общепрофессиональных знаний
Законодательство, устанавливающее ответственность в сфере дорожного движения. Общие положения правил дорожного движения. Приемы управления транспортными средствами. Основы теории движения транспортных средств.
Дорожно-транспортные происшествия и их причины.
Тема № 6. Технология выполнения работ
Общее устройство транспортных средств. Кузова и рамы автомобилей.
Общее устройство и работа двигателя. Назначение и общее устройство трансмиссии. Назначение и общее устройство ходовой части. Назначение и общее
устройство систем управления. Электрооборудование транспортных средств.
Система технического обслуживания.
Ознакомиться:
 С правилами дорожного движения, основами законодательства в сфере дорожного движения;
 с правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
 с основами безопасного управления транспортными средствами;
 с целью и задачами управления системами «водитель - автомобиль – дорога» и «водитель - автомобиль»;
 с особенностями наблюдения за дорожной обстановкой;
 со способами контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
 с порядком вызова аварийных и спасательных служб;
 с основами обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
 с основами обеспечения детской пассажирской безопасности;
 с проблемами, связанные с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств и их последствиями.
Практически отработать:
 Безопасно и эффективно управлять транспортным средством в различных условиях движения;
 соблюдать Правила дорожного движения при управлении транспортным средством;
 управлять своим эмоциональным состоянием;
 выполнять ежедневное техническое обслуживание транспортного средства;
 устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации транспортного средства;
 обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;
 выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения;
 информировать других участников движения о намерении изменить скорость и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные сигналы рукой;
 использовать зеркала заднего вида при маневрировании;
 прогнозировать и предотвращать возникновение опасных дорожно- транспортных ситуаций в процессе управления транспортным средством (составом транспортных средств);


 своевременно принимать правильные решения и уверенно действовать в сложных и опасных дорожных ситуациях;
 совершенствовать свои навыки управления транспортным средством
(составом транспортных средств).
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ
Результаты практики подводятся:
– в пожарно-спасательном подразделении, где по результатам практики обучающиеся представляют разработанные в процессе прохождения учебной практики документы и сдают зачет руководителю практики (начальнику подразделения). Оценка выставляется в отчет по практике и отражается в отзыве обучающегося.
– в институте, где обучающиеся сдают зачет по результатам практики в соответствии с графиком.
Основанием для допуска обучающегося к сдаче зачета по результатам практики являются оформленный, в соответствии с установленными требованиями настоящей программы, письменный отчет, индивидуальный план работы и отзыв, подписанные руководителем практики и заверенные печатью подразделения.
Зачет по результатам практики принимает комиссия, назначаемая приказом начальника института, состоящая из профессорско-преподавательского состава профилирующих кафедр, отделения практического обучения по утвержденным в установленном порядке билетам. Допускается принятие зачета в форме тестирования или собеседования. При защите отчетных материалов обучающиеся докладывают, как они организовали свою работу в период практики, насколько полно выполнили индивидуальный план, какие встречались трудности, обосновывают принятые решения и действия, которые были выполнены в процессе учебной практики.
При выставлении итоговой оценки за практику учитываются содержание и правильность оформления обучающимся отчетных документов по практике, отзыв руководителя практики от подразделения, качество ответов на вопросы в ходе принятия зачета.
По результатам сдачи зачета обучающиеся получают оценку по пятибалльной шкале. Оценка одновременно проставляется в ведомость, зачетную книжку и учитывается при подведении итогов общей успеваемости обучающихся.
В случае невыполнения программы учебной практики без уважительной причины либо получения отрицательного отзыва руководителя практики от подразделения, а также признания комиссией представленного отчета о практике как несоответствующего предъявляемым требованиям, обучающийся может быть направлен на практику повторно.
Обучающемуся, не прошедшему практику по уважительным причинам, должна быть предоставлена возможность прохождения практики в установленном порядке.
Обучающийся, не прошедший практику или не получивший зачета по итогам ее прохождения, признается имеющим академическую задолженность.


9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ
Организация работы по руководству учебной практики осуществляется начальником подразделения, в котором она проводится.
На начальника подразделения возлагается:
- организация полного выполнения программы, индивидуальных планов практики, контроль за их реализацией;
- представление обучающихся личному составу подразделения, разъяснение их правового положения, роли и места руководителей практики и других сотрудников подразделения при исполнении обучающимся обязанностей по должности;
- проведение инструктажа по правилам охраны труда и пожарной безопасности с отметкой в Журнале учета проведенных инструктажей с личным составом;
- проведение воспитательной работы с обучающимися;
- проведение входного (перед началом практики) и итогового (после окончания практики) контроля знаний обучающихся;
- создание необходимых условий прохождения практики (обеспечение рабочим местом, необходимым имуществом, нормативными правовыми актами, литературой и т. д.);
- анализ работы обучающихся и оказанием им помощи в успешном выполнении программы практики.
На наставника обучающегося возлагается:
- организация составления обучающимися в первый день ознакомительной практики индивидуального плана практики на весь период ее прохождения;
- ознакомление с противопожарным состоянием объектов, оперативной обстановкой с пожарами на участке (объекте, районе), характером и особенностями выполняемой работы в период практики;
- повседневное руководство работой обучающихся;
- постоянный учет и оценка работы обучающихся, контроль за ведением ими соответствующей документации, соблюдением дисциплины и установленного графика (режима) работы подразделения, изучение уровня теоретической и профессиональной подготовки, их личных и деловых качеств;
- оказание обучающимся методической помощи, консультирование их по вопросам, предусмотренным программой практики;
- подготовка для начальника подразделения материалов по итогам практики для обобщения и выработки предложений по ее совершенствованию;
- составление на обучающихся отзыва по результатам практики и представление его начальнику подразделения на утверждение.
В отзыве обязательно должно быть отражено:
- качество выполнения обучающимся программы и индивидуального плана;


- знание нормативных документов и умение пользоваться ими в работе;
- наличие навыков работы и обслуживания пожарно-технического вооружения и спасательного оборудования;
- организаторские способности обучающегося;
- дисциплинированность, исполнительность;
- оценка за производственную практику и рекомендации по улучшению подготовки обучающихся.
10.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО ПРАКТИКЕ
Оценочными средствами для проведения промежуточной аттестации по итогам практики являются:
1) подготовленные обучающимся, в соответствии с требованиями настоящей программы, следующие документы:
1. Индивидуальный план практики;
2. Отчет о проделанной работе в период практики;
3. Характеристику (отзыв) руководителя практики.
2) примерный перечень вопросов для подготовки к защите практики.
Оценочные средства в виде примерного перечня вопросов для подготовки к защите практики составляются отделением практического обучения совместно с профилирующими кафедрами и указываются в программе учебной практики в соответствии с профилем подготовки.
Примерный перечень контрольных вопросов для подготовки
к промежуточной аттестации
Профессия пожарный
1. Инструкторско-методическая подготовка. Методика проведения занятий по пожарно-строевой подготовке.
2. Организация и методика проведения инструкторско-методического занятия.
3. Инструкторско-методическая подготовка. Подготовка и методика проведения занятий командиром отделения по пожарно-строевой подготовке.
4. Инструкторско-методическая подготовка.
Подготовка и методика проведения занятий начальником караула по пожарно-строевой подготовке.
5. Обязанности руководителя при проведении практических занятий по пожарно-строевой подготовке.
6. Методика отработки нормативов по ПСП.
7. Основы техники выполнения упражнений с ручными пожарными лестницами.
8. Комбинированный подъем по выдвижной и штурмовой лестнице на 4 этаж учебной башни.

9. Подъем на этажи икрышу многоэтажного здания по автолестницам с использованием СИЗОД.
10.Подъем по штурмовой лестнице на этажи учебной башни.
11.Подъем по выдвижной трехколенной лестнице на 3-й этаж учебной башни с использованием СИЗОД.
12.Спасание пострадавшего и самоспасание при помощи «слип-эвакуатора», рукава спасательного, натяжного спасательного полотна, прыжкового пневматического устройства.
13.Закрепление спасательной веревки за конструкцию.
14.Вязка двойной спасательной петли без надевания и с надеванием её на спасаемого.
15.Развертывание механизированного аварийно-спасательного оборудования с электро- и гидроприводом с использованием СИЗОД.
16.Упражнения с инструментом для проведения специальных работ на пожаре и при ДТП.
17.Перекусывание стальной арматуры.
18.Резка стальной трубы. Резка двутавра.
19.Извлечение пострадавшего из под завала.
20.Подготовка инструмента к работе в непосредственной близости от места работ.
21.Правила работы с гидравлическим и механизированным АСИ.
Профессия водитель
22.Законодательство, устанавливающее ответственность в сфере дорожного движения
23.Общие положения правил дорожного движения
24.Приемы управления транспортными средствами
25.Управление транспортным средством в штатных ситуациях
26.Основы теории движения транспортных средств
27.Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления
28.Дорожно-транспортные происшествия и их причины
29.Дорожное движение: дорожное движение как система управления водитель-автомобиль-дорога.
30.Общее устройство транспортных средств.
31.Классификация транспортных средств по типу двигателя, общей компоновке и типу кузова.
32.Кузова и рамы автомобилей
33.Рабочее место водителя, системы пассивной безопасности
34.Общее устройство и работа двигателя
35.Назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности кривошипно-шатунного механизма.
36. Назначение, устройство, принцип работы и основные неисправности механизма газораспределения.