Файл: Политика и Право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад

Тема: Политика и Право

Политика, как и право, сложное социальное явление. Она оказывает огромное воздействие на все стороны жизни общества и проникает во все общественные явления и процессы – идеологию, культуру, семейные, нравственные и иные отношения. Значительно ее влияние и на экономику: политика способна сгладить остроту экономических противоречий, своевременно реагировать на экономические потребности, создавать условия для нормального экономического развития; с помощью политических методов определяются наиболее целесообразные пути развития и применения экономических законов. Особенно это ощутимо в кризисных ситуациях.

В политике принято выделять объективные и субъективные начала.

К объективным началам относятся складывающиеся в определенных исторических условиях отношения между классами, нациями, государствами. Эти отношения во многом определяются экономическим строем общества и не могут быть произвольно изменены. Каждое новое поколение людей вступает в условия уже сложившихся политических отношений классов, наций, государств. Изменить эти отношения кардинальным образом могут только революционные изменения, когда к власти приходят новые силы.

Субъективные начала в политике составляет практическая деятельность классов, наций, государств, политических партий и движений, осуществляющих свои интересы, намеченные цели. В этом случае политика выступает как осознанная волевая деятельность людей и их объединений.

К субъективным началам относятся и политические идеи, взгляды представителей различных социальных групп и слоев общества, отражающие их интересы и выражающие их отношение к другим социальным группам, классам, партиям, к государству и т. Д.

Политика как социальное явление тесно связана с государственной властью. Напомним, что термин «политика» происходит от греческого «полис», что означает город‑государство. Аристотель считал, что политику составляет то, что относится к государству. Многие ученые философы и политологи более позднего времени
отождествляли политический строй и государство, а политику связывали с деятельностью государства. Таким образом, политика фигурирует чаще всего как государственная политика.

Государственная политика проявляется в первую очередь в актах государства. Это нормативные правовые акты, а также декларации, обращения, призывы и иные официальные документы. Они принимаются от имени государства.

Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социальном назначении много общего, они оказывают взаимное влияние.

Общее у них, во‑первых, то, что и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей. Во‑вторых, их социальное назначение состоит в том, чтобы упорядочивать общественные отношения, разрешать социальные конфликты.

Вместе с тем это различные явления. Различия между ними заключаются в следующем:

  1. Политика охватывает более широкий круг отношений по сравнению с правом. Политика проникает во многие части надстройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т. Е. право не исчерпывает всей государственной политики;

  2. 2) политика – более динамичное явление, чем право. Политика быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этом плане как бы предшествует праву. Право медленнее реагирует на изменения в общественных отношениях;



  3. 3) политика имеет более разнообразные формы и методы выражения, чем право. Право имеет строго определенную форму выражения (закон, указ, постановление и др.), а методы воздействия права на общественные отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регулирования.



  4. Надо отметить, что право не представляет собой пассивной формы политики. Посредством права решаются многие важные, принципиальные политические задачи, право активно способствует реализации политики, не растворяясь и не исчезая в политике.



  5. Не все общественные отношения, регулируемые правом, имеют политический характер, например экономические, семейные, религиозные и другие отношения. Но при их правовом регулировании проводится определенная политика государства. Если государство считает необходимым урегулировать посредством права какие‑либо общественные отношения, то это означает, что государство включает их в сферу своей политики.



  6. В теории государства и права сложились два противоположных подхода к трактовке соотношения политики и права.



  7. Первый подход исходит из приоритета политики, в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права аполитичного, не зависимого от политики. При этом подходе право рассматривается как инструмент политики, рычаг политических преобразований. Этот подход был господствующим в советское время.



  8. Второй подход состоит в том, что приоритет отдается праву: право трактуется как фундамент всех политических процессов.Однако многие юристы полагают, что нельзя однозначно подходить к соотношению права и политики. В каждом типе государства это соотношение различно. Поэтому требуется конкретно‑исторический подход, который позволяет выявить роль права или политики в той или иной ситуации. Известно, что политика может быть инициатором прогрессивных социальных изменений, а право, напротив, будет тормозить эти реформы. В ряде случаев принятые реакционные законы были отменены только благодаря усилиям политических движений и политических деятелей.


Представляется более правильным исходить из того, что политика и право – два способа существования государственной власти. Они тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга. Право, например, должно выступать ограничителем политики, политика, в свою очередь, является средством реализации и функционирования права.

Список использованных источников :

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т 1-ый/ М.: Юрид. Лит. 1981. – 361с.



  1. Бабаев В.К. Общая теория права / М.: редакционно-издательский совет. 1993. – 516с.



  1. Белякович Н.Н. Политология. Практ. Пособие/ Мн.: «Молодёжное научное общество», 2001 – 248с.



  1. Бондарь П.И., Бондарь Ю.П., Политология. Учеб. – методический комплекс/Мн.: «Аверсэв», 2003 – 463с.



  1. Бондарь П.И. Политология. Учеб. – методический комплекс/ Мн.: «Аверсэв», 2003. – 463с.



  1. Борцов Ю. С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю., Политология в вопросах и ответах/Мн.: «Феникс», 1998 – 448с.



  1. Величко А.М. Нравственный идеал и право//Изв. Вузов. Правоведение. – 2002. – N2. – 320 с.



  1. Веркин Д.П. «Основы политологии» для Вузов, 1997 г. – 315. С.



  1. Вонсович Л. В. Политология: курс интенсив.подгот./ Минск: ТетраСистемс, 2007. – 320 с.



  1. Гавриленко В. Г. Политология и общее государственное (конституционное) право/ Мн., приложение к журналу «Право и экономика» 1999г. – 280с.



  1. Дробязко С.Г., Козлов В.С., Общая теория права: Учеб. Пособие для вузов/Мн.: «Аверсэв», 2003 – 463с.