Файл: Московский городской педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Департамент психологии

Титаренко Анна Александровна

Влияние билингвальной образовательной среды на формирование психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Направление подготовки – 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы – Психология образования

(заочная форма обучения)



Руководитель ВКР:

кандидат психологических наук,

доцент департамента психологии

Кукушкина Юлия Андреевна

______________________










Москва

2023
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения билингвальной образовательной среды и психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста

    1. Понятие билингвальной образовательной среды в психолого-педагогической литературе

    2. Анализ исследований психологической готовности детей дошкольного возраста

    3. Особенности формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста в условиях билингвальной образовательной среды

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния билингвальной образовательной среды на формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Результаты эмпирического исследования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста в условиях разной образовательной среды (билингвальной, монолингвальной)

2.3. Изучение влияния билингвальной образовательной среды на психологическую готовность детей старшего дошкольного возраста

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных исследованиях активно изучается влияние двуязычия на когнитивное и языковое развитие детей, их успехи в учебной деятельности. И несмотря на то, что на протяжении десятилетий в психологии и педагогике существовало полное согласие относительно негативного влияния билингвизма на психическое и когнитивное развитие детей, определенные исследования зарубежных и отечественных ученых (И. А. Бодуэн де Куртенэ, В. Фон Гумбольдт, Дж. Пиаже, А. А. Потебня, Е. Сефир, Б. Уорф, Ф. Ф. Фортунатов, А. Н. Хомский и др.) показали, что преимущества детей-билингвов заключается в совершенствовании систем контроля и обработки сложных стимулов в задачах, дети-билингвы обладают лучшей способностью к концентрации, более высокими когнитивными способностями и социальными навыками. Авторы отмечают более раннее развитие управляющей функции у детей-билингвов (уже с 3 лет) по сравнению с детьми-монолингвами (с 4 и 5 лет). Однако положительные эффекты двуязычия не всегда подтверждаются. Некоторые исследователи сообщали о побочных эффектах, но другие не обнаружили групповых различий между билингвами и монолингвами. Большинство исследований в этой области были сосредоточены в первую очередь на развитии речи учащихся и взрослых, и этот вопрос не рассматривался должным образом с точки зрения ранних стадий билингвального развития. В работах ряда авторов (Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Долгих А.Г., Савельева О.А. Айварова Н. Г и др.) было отмечено, что положительный вклад двуязычия в успехи детей в учебе и когнитивное развитие зависит от социально-экономических и культурных факторов. Ранние исследования двуязычия также должны учитывать культурные и образовательные особенности.

В Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция к реализации билингвальных программ в учреждениях дошкольного образования. Тема создания билингвального пространства и его воздействие на развитие детей затрагивался в работах отечественных и зарубежных авторов (Л.С. Выготский, Л.В. Щерба, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.C. Рубинштейн, И.М. Румянцева. Е.А. Быстрова, Дж. Пиаже, А. А. Потебня, Е. Сефир, Б. Уорф). Основным являлся вопрос о критериях оценки эффективности билингвального образования, были выделены такие, как уровень успеваемости, уровень усвоения языка. Отдельной подветвью исследований детей-бинингвов является рассмотрение их когнитивного развития. Были сделаны выводы, что дети, которые усваивают два языка, обладают более высоким уровнем интеллектуального развития. Этот факт также говорит в пользу создания билингвальной образовательной среды. Вопрос изучения развития речи дошкольников в условиях билингвальной среды также остается малоисследованным, а имеющиеся результаты часто носят несистемный и противоречивый характер. Успешность такого нововведения до сих пор спорна и многие исследования направлены на изучения продуктивности такого подхода.



Проблемой исследования нам видится противоречие между имеющимися эмпирическими данными, характеризующими наличие и отсутствие влияния билингвальной образовательной среды на развитие детей дошкольного возраста. В связи с этим представляет интерес изучение особенностей формирования психологической готовности к обучению в школе у ​​старших дошкольников с учетом различной образовательной среды (билингвальной, монолингвальной).

Цель исследования: определение влияния билингвальной образовательной среды на формирование психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: билингвальная образовательная среда

Предмет исследования: влияние билингвальной образовательной среды на формирование психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза: мы предположили, что условия билингвальной образовательной среды способствуют формированию высокого уровня психологической готовности к обучению у детей дошкольного возраста

Задачи:

  1. Определить содержание понятий «билингвальная образовательная среда» и «психологическая готовность к обучению» на основе теоретических подходов к пониманию данных явлений.

  2. Выявить специфику условий билингвальной образовательной среды.

  3. Теоретически обосновать особенности формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста в условиях билингвальной образовательной среды.

  4. Эмпирически определить уровень психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста, пребывающих в условиях билингвальной образовательной среды и детей, посещающих обычные общеразвивающие группы дошкольного отделения.

  5. Определить влияние билингвальной образовательной среды на психологическую готовность детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

В исследовании использовались следующие методы: анализ психологической и педагогической литературы, тестирование, методы математической статистики.

Используемые методики: скрининг-обследование готовности к школьному обучению Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

Эмпирическая база исследования. билингвальная группа дошкольного отделения ГБОУ Школа №956 г. Москва (подготовительная группа 6-7 лет): изучение английского языка в течение 2х часов 5 раз в неделю, общение с воспитателем на английском языке. Общеобразовательная (монолингвальная) подготовительная группа для проведения сравнительной диагностики: дети возраста 6-7 лет, посещающие дошкольное отделение ГБОУ Школа №956 г. Москва, которые не изучают английский язык. В исследовании участвовало всего 56 детей 6-7 лет: 29 детей, пребывающих в условиях билингвальной среды, и 27 детей, посещающих общеобразовательную группу.


Теоретико-методологическая основа исследования:

  1. Билингвальное обучение и развитие на начальном этапе рассматривается в трудах Л.С.Выготского, Е.М.Верещагина, Н.В.Имедадзе, А.А.Леонтьева, И.А.Петуховой, А.Л. Бердичевского, М. Б. Богус, З.Н.Никитенко, Е.А. Хамраевой

  2. Психологическая готовность рассматривается в психолого-педагогических трудах: Л. И. Божович, Л. С. Выготского, С. В. Велиевой, Н. И. Гуткиной, Т. Г. Мухиной, Д. Б. Эльконина

Теоретическая значимость: актуализация и систематизация по проблеме влияния билингвальной образовательной среды на формирование психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы педагогами и психологами в дошкольных образовательных учреждениях.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Дети, пребывающие в условиях билингвальной образовательной среды, имеют более высокий уровень психологической готовности к школе, чем дети, находящиеся в условиях монолингвальной образовательной среды (общеобразовательные группы дошкольного образования).

  2. Дети, пребывающие в условиях билингвальной среды, имеют более высокий уровень интеллектуального развития, чем дети, находящиеся в условиях монолингвальной образовательной среды (общеобразовательные группы дошкольного образования).

Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также 3 приложения. Основной объем работы 84 страницы, общий объем работы 117 страниц.

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения билингвальной образовательной среды и психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста

    1. Понятие билингвальной образовательной среды в психолого-педагогической литературе

Понятие «билингвизм» происходит от латинского, от слов bi («двойной») и lingua («язык»). В переводе на русский его можно трактовать как «двуязычие», то есть «владение двумя языками». В толковом словаре иностранных слов понятие «билингвизм» также определяется как двуязычие, параллельное использование двух языков в речевой практике [12].


Возможность изучения двух языков возникает на основе экзистенциолингвистического, экологического и коммуникативно-когнитивного подходов на ранних этапах обучения. Такие исследователи, как И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др., под коммуникативной деятельностью понимают коммуникативную деятельность, способную точно и быстро ориентироваться в коммуникативных ситуациях, планировать речь, выбирать содержание общения, мыслить и т. д. Считается, что к ней относится способность находить и применять соответствующие языковые средства для общения и мышления. Билингвальная образовательная среда означает возможность использования всего комплекса развивающих и обучающих средств для стимулирования речевой деятельности ребенка на родном и иностранном языках, свободно использовать оба языка в образовательных и бытовых целях до конца освоения дошкольной программы.

Постулаты когнитивной психологии также являются актуальной областью изучения при проектировании двуязычной образовательной среды. Родившись в конце 50-х - начале 60-х годов XX века (Величковский Б. М., Ковалев Г. А., Пиаже Ж., Солсо Р., Брунер Г. Миллер Г., Нейссер У. и другие), она стала научной основой для многих методов обучения. Когнитивная психология изучает такие процессы, как психологические аспекты речи и языка, представление информации, память, мышление и когнитивные способности. В образовании когнитивная деятельность обычно понимается как деятельность, основанная на когнитивных способностях учащегося. Исследования зарубежных ученых (П. Р. Гуденаф, Г. Лакофф, Р. Лангакер, А. Дж. Сильверман и др.) и отечественных ученых (И. Л. Бим, А. Д. Дейкина, А. С. Кубрякова, А. А. Леонтьев, О. Г. Малая, А. Н. Шамов, А. В. Щепилова и др.) сделано основное направление когнитивной психолингвистики. Когнитивная лингвистика фокусируется на анализе процессов, связанных с восприятием, пониманием и познанием действительности. Исследования в этой области позволят сделать выводы о когнитивном потенциале овладения языком и разработать методы оценки интеллектуального развития детей-билингвов и когнитивного потенциала образовательных программ.

При формировании билингвальной образовательной среды нельзя игнорировать социокультурные аспекты, определяющие взаимоотношения языка и культуры. Основным тезисом лингвокультуры является «заточенность» материальной и духовной культуры в «языковой картине мира» носителей языка (Ю.Е. Прохоров, В.Г. Костомаров, Л.А. Ходякова и др.). Языковая среда стала принципиально важным условием формирования билингвального компонента образовательной среды, и необходимо учитывать детали одновременного изучения и развития родного и иностранного языков дошкольников.