ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Департамент психологии
Титаренко Анна Александровна
Влияние билингвальной образовательной среды на формирование психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Направление подготовки – 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) образовательной программы – Психология образования
(заочная форма обучения)
Руководитель ВКР: кандидат психологических наук, доцент департамента психологии Кукушкина Юлия Андреевна ______________________ | |
| |
Москва
2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения билингвальной образовательной среды и психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста
-
Понятие билингвальной образовательной среды в психолого-педагогической литературе -
Анализ исследований психологической готовности детей дошкольного возраста -
Особенности формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста в условиях билингвальной образовательной среды
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния билингвальной образовательной среды на формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста в условиях разной образовательной среды (билингвальной, монолингвальной)
2.3. Изучение влияния билингвальной образовательной среды на психологическую готовность детей старшего дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных исследованиях активно изучается влияние двуязычия на когнитивное и языковое развитие детей, их успехи в учебной деятельности. И несмотря на то, что на протяжении десятилетий в психологии и педагогике существовало полное согласие относительно негативного влияния билингвизма на психическое и когнитивное развитие детей, определенные исследования зарубежных и отечественных ученых (И. А. Бодуэн де Куртенэ, В. Фон Гумбольдт, Дж. Пиаже, А. А. Потебня, Е. Сефир, Б. Уорф, Ф. Ф. Фортунатов, А. Н. Хомский и др.) показали, что преимущества детей-билингвов заключается в совершенствовании систем контроля и обработки сложных стимулов в задачах, дети-билингвы обладают лучшей способностью к концентрации, более высокими когнитивными способностями и социальными навыками. Авторы отмечают более раннее развитие управляющей функции у детей-билингвов (уже с 3 лет) по сравнению с детьми-монолингвами (с 4 и 5 лет). Однако положительные эффекты двуязычия не всегда подтверждаются. Некоторые исследователи сообщали о побочных эффектах, но другие не обнаружили групповых различий между билингвами и монолингвами. Большинство исследований в этой области были сосредоточены в первую очередь на развитии речи учащихся и взрослых, и этот вопрос не рассматривался должным образом с точки зрения ранних стадий билингвального развития. В работах ряда авторов (Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Долгих А.Г., Савельева О.А. Айварова Н. Г и др.) было отмечено, что положительный вклад двуязычия в успехи детей в учебе и когнитивное развитие зависит от социально-экономических и культурных факторов. Ранние исследования двуязычия также должны учитывать культурные и образовательные особенности.
В Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция к реализации билингвальных программ в учреждениях дошкольного образования. Тема создания билингвального пространства и его воздействие на развитие детей затрагивался в работах отечественных и зарубежных авторов (Л.С. Выготский, Л.В. Щерба, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.C. Рубинштейн, И.М. Румянцева. Е.А. Быстрова, Дж. Пиаже, А. А. Потебня, Е. Сефир, Б. Уорф). Основным являлся вопрос о критериях оценки эффективности билингвального образования, были выделены такие, как уровень успеваемости, уровень усвоения языка. Отдельной подветвью исследований детей-бинингвов является рассмотрение их когнитивного развития. Были сделаны выводы, что дети, которые усваивают два языка, обладают более высоким уровнем интеллектуального развития. Этот факт также говорит в пользу создания билингвальной образовательной среды. Вопрос изучения развития речи дошкольников в условиях билингвальной среды также остается малоисследованным, а имеющиеся результаты часто носят несистемный и противоречивый характер. Успешность такого нововведения до сих пор спорна и многие исследования направлены на изучения продуктивности такого подхода.
Проблемой исследования нам видится противоречие между имеющимися эмпирическими данными, характеризующими наличие и отсутствие влияния билингвальной образовательной среды на развитие детей дошкольного возраста. В связи с этим представляет интерес изучение особенностей формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников с учетом различной образовательной среды (билингвальной, монолингвальной).
Цель исследования: определение влияния билингвальной образовательной среды на формирование психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: билингвальная образовательная среда
Предмет исследования: влияние билингвальной образовательной среды на формирование психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза: мы предположили, что условия билингвальной образовательной среды способствуют формированию высокого уровня психологической готовности к обучению у детей дошкольного возраста
Задачи:
-
Определить содержание понятий «билингвальная образовательная среда» и «психологическая готовность к обучению» на основе теоретических подходов к пониманию данных явлений. -
Выявить специфику условий билингвальной образовательной среды. -
Теоретически обосновать особенности формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста в условиях билингвальной образовательной среды. -
Эмпирически определить уровень психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста, пребывающих в условиях билингвальной образовательной среды и детей, посещающих обычные общеразвивающие группы дошкольного отделения. -
Определить влияние билингвальной образовательной среды на психологическую готовность детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
В исследовании использовались следующие методы: анализ психологической и педагогической литературы, тестирование, методы математической статистики.
Используемые методики: скрининг-обследование готовности к школьному обучению Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.
Эмпирическая база исследования. билингвальная группа дошкольного отделения ГБОУ Школа №956 г. Москва (подготовительная группа 6-7 лет): изучение английского языка в течение 2х часов 5 раз в неделю, общение с воспитателем на английском языке. Общеобразовательная (монолингвальная) подготовительная группа для проведения сравнительной диагностики: дети возраста 6-7 лет, посещающие дошкольное отделение ГБОУ Школа №956 г. Москва, которые не изучают английский язык. В исследовании участвовало всего 56 детей 6-7 лет: 29 детей, пребывающих в условиях билингвальной среды, и 27 детей, посещающих общеобразовательную группу.
Теоретико-методологическая основа исследования:
-
Билингвальное обучение и развитие на начальном этапе рассматривается в трудах Л.С.Выготского, Е.М.Верещагина, Н.В.Имедадзе, А.А.Леонтьева, И.А.Петуховой, А.Л. Бердичевского, М. Б. Богус, З.Н.Никитенко, Е.А. Хамраевой -
Психологическая готовность рассматривается в психолого-педагогических трудах: Л. И. Божович, Л. С. Выготского, С. В. Велиевой, Н. И. Гуткиной, Т. Г. Мухиной, Д. Б. Эльконина
Теоретическая значимость: актуализация и систематизация по проблеме влияния билингвальной образовательной среды на формирование психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы педагогами и психологами в дошкольных образовательных учреждениях.
Положения, выносимые на защиту:
-
Дети, пребывающие в условиях билингвальной образовательной среды, имеют более высокий уровень психологической готовности к школе, чем дети, находящиеся в условиях монолингвальной образовательной среды (общеобразовательные группы дошкольного образования). -
Дети, пребывающие в условиях билингвальной среды, имеют более высокий уровень интеллектуального развития, чем дети, находящиеся в условиях монолингвальной образовательной среды (общеобразовательные группы дошкольного образования).
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также 3 приложения. Основной объем работы 84 страницы, общий объем работы 117 страниц.
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения билингвальной образовательной среды и психологической готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста
-
Понятие билингвальной образовательной среды в психолого-педагогической литературе
Понятие «билингвизм» происходит от латинского, от слов bi («двойной») и lingua («язык»). В переводе на русский его можно трактовать как «двуязычие», то есть «владение двумя языками». В толковом словаре иностранных слов понятие «билингвизм» также определяется как двуязычие, параллельное использование двух языков в речевой практике [12].
Возможность изучения двух языков возникает на основе экзистенциолингвистического, экологического и коммуникативно-когнитивного подходов на ранних этапах обучения. Такие исследователи, как И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др., под коммуникативной деятельностью понимают коммуникативную деятельность, способную точно и быстро ориентироваться в коммуникативных ситуациях, планировать речь, выбирать содержание общения, мыслить и т. д. Считается, что к ней относится способность находить и применять соответствующие языковые средства для общения и мышления. Билингвальная образовательная среда означает возможность использования всего комплекса развивающих и обучающих средств для стимулирования речевой деятельности ребенка на родном и иностранном языках, свободно использовать оба языка в образовательных и бытовых целях до конца освоения дошкольной программы.
Постулаты когнитивной психологии также являются актуальной областью изучения при проектировании двуязычной образовательной среды. Родившись в конце 50-х - начале 60-х годов XX века (Величковский Б. М., Ковалев Г. А., Пиаже Ж., Солсо Р., Брунер Г. Миллер Г., Нейссер У. и другие), она стала научной основой для многих методов обучения. Когнитивная психология изучает такие процессы, как психологические аспекты речи и языка, представление информации, память, мышление и когнитивные способности. В образовании когнитивная деятельность обычно понимается как деятельность, основанная на когнитивных способностях учащегося. Исследования зарубежных ученых (П. Р. Гуденаф, Г. Лакофф, Р. Лангакер, А. Дж. Сильверман и др.) и отечественных ученых (И. Л. Бим, А. Д. Дейкина, А. С. Кубрякова, А. А. Леонтьев, О. Г. Малая, А. Н. Шамов, А. В. Щепилова и др.) сделано основное направление когнитивной психолингвистики. Когнитивная лингвистика фокусируется на анализе процессов, связанных с восприятием, пониманием и познанием действительности. Исследования в этой области позволят сделать выводы о когнитивном потенциале овладения языком и разработать методы оценки интеллектуального развития детей-билингвов и когнитивного потенциала образовательных программ.
При формировании билингвальной образовательной среды нельзя игнорировать социокультурные аспекты, определяющие взаимоотношения языка и культуры. Основным тезисом лингвокультуры является «заточенность» материальной и духовной культуры в «языковой картине мира» носителей языка (Ю.Е. Прохоров, В.Г. Костомаров, Л.А. Ходякова и др.). Языковая среда стала принципиально важным условием формирования билингвального компонента образовательной среды, и необходимо учитывать детали одновременного изучения и развития родного и иностранного языков дошкольников.