Файл: Семинарам можно использовать хрестоматию Онтология. Часть 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-почему «только категорический императив нравственности является практическим законом»? Какие примеры ,подтверждающие это суждение, приводит Кант?

- почему, по мнению Канта, императив нельзя выводить из человеческой природы?

-что значит «увидеть добродетель в ее собственном облике»?

-как понимается Кантом выражение «человек как цель сама по себе»? (Приведите примеры из текста);

-в чем, по мнению автора, заключается различие между «вещами» и «лицами»?

-как формулируется автором категорический императив нравственности?

-как в тексте определяются автономия и гетерономия воли?

- что такое «царство целей»?

-в чем, по мнению Канта, заключается различие «рыночной цены» от «достоинства»?

-что ,согласно Канту, составляет абсолютную ценность человека?

-почему свобода является «свойством воли всех разумных существ»?

-в чем, по мнению Канта, заключается «круг свободы»?

-в чем заключается отличие рассудка от разума?

-как возможен категорический императив?

«Критика практического разума»

-как формулируется антиномия чистого практического разума?

-как, по мнению Канта, можно разрешить эту антиномию?

-как определяется в тексте «самоудовлетворенность» или «довольство»?

-почему практический разум первичнее спекулятивного (теоретического)?

Тема 4. Основные проблемы и категории онтологии.

  1. Бытие как основная проблема онтологии.

  2. Основные категории онтологии.

  3. Понятие детерминизма. Основные концепции детерминизма.

  4. Пространство и время как онтологические феномены.

Литература:_Бакеева_Е.В._Учебное_пособие_(гносеология)'>Литература:

  1. Бакеева Е.В. Введение в онтологию. Введение. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2014, с. 6-14.

  2. Бакеева Е.В. Учебное пособие (онтология).

  3. Н.Гартман. Основной онтологический вопрос// Онтология. Учебное пособие. Часть 1. Екатеринбург, 2015. С. 234-238.

  4. М.Хайдеггер. Европейский нигилизм. Раздел: «Бытие как пустота и богатство» // М.Хайдеггер. Время и бытие. СПб.: Наука, 2007. С. 237-244.

  5. Платон. Софист. Раздел «Диалектика бытия и небытия»//Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М.: Мысль, 1999. С. 301-333.

  6. П.Гольбах. О природе // Онтология. Учебное пособие. Часть 2. Екатеринбург, 2016. С. 330-336.

  7. М.Бунге. Спектр категорий детерминации // Хрестоматия по философии. Сост. П.В.Алексеев. М.: Проспект, 2009. С. 513-518.

  8. Августин. Исповедь. Книга 11.

  9. И. Кант Критика чистого разума. Первая часть. Трансцендентальная эстетика. СПб.: Тайм-аут, 1993. С. 49-68.

  10. М.Хайдеггер. Пролегомены к истории понятия времени. Раздел II. Выявление самого времени. Томск: Водолей, 1998. С. 321-337.

  11. Н.А. Бердяев Я и мир объектов. Размышление IV // Н.А.Бердяев. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 283-296.


Литература к докладам:

  1. Е.А.Мамчур. Понятие пространства в контексте культуры (на материале перехода от аристотелевского пространства к пространству физики Нового времени // Пространство как трансцендентальная предпосылка познания реальности. М., 2014. С. 46-65.

  2. А.Ю.Севальников. Виртуальное и метафизика // Теоретическая виртуалистика. М.: Наука, 2008. С. 79-91.

Тема 5. Гносеология: основные понятия и проблемы.

  1. Проблема сущности знания.

  2. Проблема источников познания.

  3. Проблема истины. Основные концепции истины.

Литература:

Бакеева Е.В. Учебное пособие (гносеология)

  1. Платон. Теэтет.

  2. Р.Декарт. Рассуждение о методе. Части I, II // Р.Декарт. Сочинения. СПб.: Наука, 2006. С. 93-103.

  3. И.Кант. Критика чистого разума. Предисловие ко второму изданию. СПб.: Тайм-аут, 1993. С. 17-31.

  4. М.Хайдеггер. Время картины мира. // М.Хайдеггер. Время и бытие. СПб.: Наука, 2007. С. 58-74.

  5. Ф.Бэкон. Заблуждения людей. //Хрестоматия по философии. Сост. П.В.Алексеев. М.: Проспект, 2009. С. 270-273.

  6. Дж.Локк. Вторичные качества предметов. // Хрестоматия по философии. Сост. П.В.Алексеев. М.: Проспект, 2009. С. 273-280.

  7. М.Шлик. О фундаменте познания. //Аналитическая философия: избранные тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 33-49.

  8. Чудинов Э.М. Классическая концепция истины // Хрестоматия по философии. Сост. П.В.Алексеев. М.: Проспект, 2009. С. 346-352.

  9. У. Матурана, Ф.Варела. Древо познания. Раздел 1. Познание познания. М., 2001, с. 13-26.

Литература к докладам:

  1. А.В.Ахутин. Чтение «Теэтета». //А.В.Ахутин. Поворотные времена. СПб.: Наука, 2005. С. 218-293.

  2. Н. Кузанский. О предположениях. Часть 1. Пролог, главы 1-8. // Н.Кузанский. Сочинения в двух томах. Том 1. М.: Мысль, 1979. С. 185-204.

Тема 6. Социальная философия: основные понятия и проблемы.

  1. Понятие и функции социальной философии.

  2. Общество как основное понятие социальной философии.

  3. Социальное время и социальное пространство.

  4. Проблемы типизации социально-философского процесса.

Литература:

Учебное пособие: Т.Х.Керимов. Социальная философия. Учебник. Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 2018. К вопросу 1: Глава 1. К вопросу 2: Глава 2. К вопросу 3: Глава 6. К вопросу 4: Глава 8.

  1. Платон. Государство. Книга вторая.

  2. Т.Гоббс. Левиафан//Антология мировой правовой мысли. Т.3. С. 37-54.

  3. Ж.-Ж.Руссо. Об общественном договоре// Антология мировой правовой мысли. Т.3. С. 128-140.

  4. И.Кант. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане.

  5. К.Маркс. Немецкая идеология. Раздел «Материалистическое понимание истории».

  6. Э. Тоффлер, Х.Тоффлер. Создание новой цивилизации // Апокалипсис смысла. М.: Алгоритм, 2007, с. 253-270.

  7. А.Я.Гуревич. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. Раздел «Средневековый хронотоп».


Литература к докладам:

  1. А.Я.Гуревич. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. Разделы:«Макрокосм и микрокосм», «Что есть время?». С. 43-166.

  2. Ж.Бодрийяр. Фантомы современности // Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2007, с. 186-224.

  3. З.Бауман. Текучая современность. Глава 3. Время и пространство. СПб.: Питер, 2008, с. 100-140.

Тема 7. Философская антропология: основные понятия и проблемы.

  1. Человек как философская проблема.

  2. Тело, душа и дух как аспекты человеческого бытия. Феномен телесности.

  3. Свобода как феномен человеческого бытия.

Литература:

  1. Платон. Федон. Разделы: «Аргумент четвертый: теория души как эйдоса жизни»; «Этические выводы учения о душе» // Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М.: Мысль, 1993, с. 55-70.

  2. И.С.Эриугена. О разделении природы // Онтология. Учебное пособие. Часть II. Екатеринбург, 2016, с. 41-63.

  3. Р.Декарт. Размышления о первой философии… Размышление второе // Р.Декарт. Сочинения СПб.: Наука, 2006, с. 144-151.

  4. И.Кант. Основание метафизики нравов. Раздел второй. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравов // И.Кант. Лекции по этике. М.: Республика, 2000, с. 239-265.

  5. Ж.-П.Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989, с. 319-344.

  6. Н.Н.Трубников. Смерть и вечность (метафизика или нравственный смысл смерти в свете соотношения времени и вечности) // Н.Н.Трубников. О смысле жизни и смерти. М.: РОССПЭН, 1996, с. 86-90.

  7. М.К.Мамардашвили. Эстетика мышления. Беседы вторая и третья. М.: Московская школа политических исследований, 2000. С. 24-50.

Литература к докладам:

  1. В.Франкл. Самотрансценденция как феномен человека // В.Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, с. 54-69.

  2. М.Шелер. Положение человека в космосе. М.: Прогресс, 1988. С. 31-95.

  3. М.Хайдеггер. Письмо о гуманизме // М. Хайдеггер. Время и бытие. СПб.: Наука, 2007, с. 266-305.

  4. О.В.Попова. Тело как территория технологий. Раздел 1.1. Представления о телесности в этико-философской мысли. М.: Канон+, 2021, с. 6-35.

Тема 8. Проблема ценности в философии.

  1. Ценность как философская категория.

  2. Благо, истина, красота как универсальные ценности.

  3. «Переоценка ценностей» в неклассической философии и в современной культуре.

Литература:

  1. В.И.Плотников. Ценностный мир человека и его судьба. Разделы: «Феномен ценности в контексте философского миропонимания», «Ценностный выбор и оценка на индивидуальном уровне бытия». // Двадцать лекций по философии. Учебное пособие. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002, с. 376-380, 390-392.

  2. Плотин. О том, что ноумены не вне ума, и о благе // Плотин. Избранные трактаты. Мн.: Харвест, 2000, с. 67-91.

  3. Ф.Ницше. Генеалогия морали. Трактат первый. «Добро и зло», «хорошее и дурное» // Ф.Ницше. Избранные произведения. Кн. 2. М.: Сирин, 1990, с. 13-40.

  4. В.Франкл. Самотрансценденция как феномен человека// В.Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, с. 54-69.

  5. Э.Фромм. Отделение от себя // Кризис сознания. М.: Алгоритм, 2009, с. 97-104.