Файл: 1 Теоретикоправовые подход к регламентации основных прав и свобод личности в сша.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 Проблема равноправия по этническому фактору затрагивает и комплекс вопросов, связанных с положением индейцев. Акт о реорганизации индейских поселений 1934 г. впервые признал за индейцами право на самоуправление. В отношении индейцев на федеральном уровне и в штатах реализуются наиболее многочисленные программы «положительных действий», включающие меры социальной, образовательной и иной помощи. Несмотря на все меры, фактическое положение расовых меньшинств все еще заметно хуже положения белых. Так, детская смертность у чернокожих американцев вдвое выше, чем у белых. Средняя продолжительность жизни афроамериканцев на 6 лет, а испаноязычных - на 9 лет ниже, чем у евроамериканцев, а у индейцев вообще составляет всего 44 года.

Проблема равноправия имеет в США кроме этнического и другие аспекты. Законодательство особо запрещает дискриминацию таких групп населения, как инвалиды, женщины, лица старшего возраста.

Обязанности граждан практически не прописаны в Конституции США. Так, согласно поправке XVI следует обязанность платить налоги, поправки V - обязанность давать свидетельские показания (если они не направлены против себя самого).

В текущем законодательстве штатов прямое провозглашение обязанностей, которые по значению можно считать конституционными, тоже не распространено. Исключением можно считать разве что требование обязательного школьного образования. Интересно, что такая обязанность содержит указание не на количественные параметры обязательного образования, а лишь на возраст, в рамках которого ребенок должен посещать школу12.

Среди личных прав, получивших конституционное оформление, особое значение имеет свобода совести. Поправка первая к Конституции США, закрепляет следующее положение: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии, либо запрещающее ее вероисповедание». Однако расширительно толкуя конституционные положения, законодательство и судебная практика разработали значительное число правил, гарантирующих свободу совести и предусматривающих ее определенные ограничения, из которых и складывается современное содержание данного права.

К неотъемлемым правам народа Конституция (II поправка) относит право па хранение и ношение оружия. Оно объясняется «естественным пристрастием» американцев к оружию, которое сформировалось у них в силу исторических причин. Единственной территориальной единицей, в которой установлен запрет на продажу оружия, является федеральный округ Колумбия. Запрет адресован лишь лицам, торгующим оружием


В качестве фундаментального личного права IV поправка к Конституции предусматривает право на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов.

Право на охрану личности от произвольного ареста подтверждается поправкой XIV, запрещающей принятие и применение штатами законов, которые ограничивали бы права граждан США, а также лишение их жизни, свободы и имущества властями штатов без надлежащей правовой процедуры. Тем самым поправка распространила гарантии против произвола властей в отношении частных лиц и на законодательство штатов.

К «предпочтительным» правам в данной группе прав и свобод относится свобода слова (поправка I). Свобода слова является первичным, основополагающим правом, а важнейшими формами ее существования выступают также сформулированные в I поправке свобода печати, собраний, петиций. Современное понимание свободы слова и печати предполагает свободное выступление не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации.

Важнейшей гарантией свободы слова и печати является отсутствие предварительной цензуры. Тем не менее, законодательные акты США содержат ограничения свободы слова. Со свободой слова тесно взаимосвязаны иные информационные свободы, получившие в последние десятилетия развитие в законодательстве США

В тексте Конституции не закреплено право на объединение. Однако на основе расширительного толкования свободы слова, собраний и петиций, содержащихся в I поправке к Конституции, в 1958 г. Верховный суд в решении по делу Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения против Алабамы признал его в качестве фундаментального.

Среди политических прав Конституция наибольшее внимание уделяет избирательному праву.

Законодательное регулирование выборов в США имеет трехуровневую структуру: федеральные акты, законодательство штатов и хартии местного самоуправления. На федеральном уровне основным источником избирательного права является Конституция США. Она регламентирует важнейшие гарантии всеобщего и равного избирательного права применительно к выборам всех уровней и осуществляет более обстоятельное регулирование отдельных вопросов федеральных выборов. Конституционные положения развиваются в Акте о федеральных избирательных кампаниях 1971 г. с поправками 1974, 1976 и 1979 гг., а также в актах об избирательном праве (1957, 1960, 1964, 1965, 1968, 1970 гг.). Источниками избирательного права служат и другие федеральные законы, например Акт о гражданских правах 1957 г. Однако большая часть норм избирательного права, содержится в законодательстве штатов.



В ходе эволюции американской Конституции, тем не менее, потребовалось внести изменения, что привело к установлению ограничений: запрет дискриминации по признаку «расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении» (поправка XV), «пола» (поправка XIX), а также недопустимость отрицания или ограничения «в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога» (поправка XXIII) или «в зависимости от возраста» при достижении 18 лет (поправка XXVI). Расширение избирательного корпуса и приближение тем самым избирательного права к идеалу всеобщности происходит в США не только на основе конституционных норм. В 1970 г. федеральным Актом об избирательном праве был установлен предельно допустимый ценз оседлости в 30 дней. В 17 штатах и федеральном округе Колумбия ценз оседлости избирателей на соответствующем избирательном участке вообще отменен. Столь казуистичный подход зачастую приводит к существенным различиям в правовом статусе одного и того же человека в различных штатах. Согласно законам многих штатов лицо, осужденное за совершение преступления, лишается избирательного права до снятия судимости, а не только на период исполнения наказания, как в России. Учреждениям исправительной системы и судам предлагается выдавать уведомление о восстановлении в избирательных правах [3]. В 1975 г. в Акт об избирательном праве 1970 г. были внесены поправки, по сути отменяющие ценз грамотности и знания английского языка.

Применительно к пассивному избирательному праву законодательство устанавливает более жесткие условия. Возрастной ценз, которому должен отвечать кандидат, на выборах федерального уровня, а также выборах в органы большинства штатов и муниципалитетов - более высокий, чем необходимый для права избирать.

Так, согласно Конституции США членом Палаты представителей Конгресса США может быть избран гражданин США, достигший 25 лет, сенатором - 30, а Президентом - 35 лет.

Важным условием приобретения пассивного избирательного права на федеральном уровне является, срок пребывания в гражданстве США. Он составляет 7 лет для избрания членом Палаты представителей13, 9 лет - сенатором, а баллотироваться на должность Президента США может лишь гражданин по рождению.

К пассивному избирательному праву применяется и ценз оседлости. В частности, Президентом может быть избран гражданин, в течение 14 лет имеющий постоянное место жительства на территории США. Требования оседлости для кандидатов установлены и законодательством штатов.


Принцип равного избирательного права также не сразу утвердился в законодательстве и практике США. В 1872 г. федеральный Акт об избирательном праве предписал штатам при проведении выборов в Палату представителей создавать избирательные округа с равным числом жителей.

В 1964 г. в порядке толкования Конституции Верховный суд США указал, что разд. 2 ст. I подразумевает равное представительство населения при проведении выборов. Гарантией требования равного избирательного права: наличия у каждого избирателя только одного голоса закреплено положением об установлении уголовной ответственности за голосование на одних и тех же выборах более одного раза в Акте об избирательном праве 1970 г.

Принцип прямых выборов первоначально Конституция США провозгласила только в отношении выборов в нижнюю палату Конгресса - Палату представителей. Сенаторы избирались косвенным путем - законодательными собраниями штатов. В 1913 г. в результате принятия XVII поправки было закреплено положение о том, что сенаторы должны избираться «народом штата. Президент и Вице-президент по-прежнему избираются косвенным путем (выборщиками)14.

Принцип тайного голосования обеспечивается применением избирательных бюллетеней или специальных машин для голосования.

Группа экономических, социальных и культурных прав и свобод получила в Конституции США значительно более скромное отражение, чем гражданские и политические права и свободы. Фактически только одно из них - право частной собственности - имеет конституционное оформление в виде запрета ее изъятия без законного судебного разбирательства, а для общественно полезных целей - также без справедливого вознаграждения (поправки V, XIV). Прочие права данной группы Конституцией США не провозглашаются. Тем не менее некоторые экономические, социальные и культурные права получают законодательную регламентацию на федеральном уровне. (например трудовое законодательство, законодательство о социальном обеспечении, гарантии права на здоровую окружающую среду, прав потребителей))

Экономические, социальные и культурные права получили более обстоятельную, чем на федеральном уровне, регламентацию в законодательстве штатов. Однако в ранг конституционных прав они и штатами возведены лишь фрагментарно.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что за более 200 летнюю историю существования, конституционные права и свободы человека, закрепленные Конституцией США, претерпели значительные изменения в области расширения прав этнических меньшинств, избирательных прав и т.д. Также можно сказать, что на федеральном, большую регламентацию получили гражданские и политические права, в то время как экономические, социальные и культурные в большей степени рассматриваются конституциями штатов.

1.3 Источники американского права
Одним из ключевых вопросов в понимании сущности функционирования правовой системы США являются эволюция источников права Соединенных Штатов и их отношения между собой. К источникам права относятся: судебный прецедент, законодательство, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, обычай и право справедливости.15

Судебный прецедент