Файл: Современная гуманитарная академия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Экзаменационный билет по предмету

Теория государства и права (курс 2)

4208.Экз.01;БЭ.01;1_В2012

Билет № 9+


  1. Неолитическая теория происхождения и сущности государства.

Ответ:

Неолитическая революция



Развитие племенных объединений родов (кровнородственные связи общин все больше заменялись связями территориальными – соседскими) знаменовало начало разложения первобытнообщинного строя. По мере развития производительных сил центр тяжести общественной власти перемещался от родовых к племенным органам, сфера регулирования дел общины племенными нормами постепенно расширялась.

Этот эволюционный этап знаменуется революционным переходом от присваивающего хозяйства к производящему, от присваивающей к производящей экономике (от собирательства –
к земледелию, от охоты – к скотоводству). Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века – примерно VII–III тыс.
до н.э.), на рубеже перехода к веку бронзовому, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала “мягкие” металлы – медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, так или иначе, прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилизации. Этот революционный процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10–15 тыс. лет назад и продолжался –
у разных народов –
несколько тысячелетий.

В основе неолитической революции лежало три крупных общественных разделения труда.

Первое общественное разделение труда было связано с отделением скотоводства от земледелия. Появились первые излишки продуктов жизнеобеспечения. Появилась возможность их регулярного обмена. Во многих местах средством обмена сделался скот, получивший функцию денег.

Второе крупное разделение труда связано с отделением ремесла от земледелия и скотоводства.

Все это повлекло за собой повышение ценности рабочей силы и трудовых навыков человека. Рабочая сила человека стала производить большее количество продуктов, чем это было необходимо для поддержания жизни человека. Если раньше военнопленных убивали, то с появлением “излишка” их стали обращать в рабов в целях извлечения и присвоения прибавочного продукта. Такие же процессы стали происходить и внутри общины в отношении сородичей, поскольку стало возможным сосредоточение значительных богатств в руках отдельных лиц, как правило, вождей и старейшин.

рых лежат межгосударственные договоры. Целью сообщества чаще всего является подъем экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров (ЕЭС).

Конфедерации следует отличать от коалиций, представляющих собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.

Помимо приведенной выше классификации государственного устройства существует другая, двучленная классификация, в соответствии с которой различают простые (унитарные) и сложные государства. Сложные государства делятся на протектораты и унии.

Протекторат – союз двух государств, основанный на договоре, в соответствии с которым более сильное государство обязывается оказывать более слабому покровительство в виде эко-номической и культурной помощи, вооруженной защиты, представительства во внешних делах.

Унии – объединения государств различного характера. Разновидностями уний являются:

– федерации;

– конфедерации;

империи – сложные государства, созданные насильственным путем (Римская империя и др.);

фузии – воссоединенные государства (современная Германия);

– инкорпорации – государства, созданные путем присоединения одного государства к другому.
3. Функции права: понятие, признаки и критерии классификации.

Ответ:

Функции права: понятие и классификация.

Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
С помощью понятия функции права можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.
Функции права можно рассматривать в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или общесоциальных (более широких) направлений.
Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить:
-экономическую функцию (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет различные формы собственности);
-политическую функцию (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы);
-воспитательную функцию (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения);
-коммуникативную функцию (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).
На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную и охранительную функции.
Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.
Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений - обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и имеет вторичный характер. Данная функция производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи. Для того чтобы устранить с пути данное препятствие, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------




Третье общественное разделение труда было связано с развитием обмена, появлением рынка и купцов как отдельного социального слоя. Купцы приобретают большие богатства благодаря своей посреднической миссии между производством и потреблением.

Возможность создания запасов продуктов постепенно приводит к появлению частной собственности отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами.

Переход от присваивающей к производящей экономике и связанное с этим имущественное и социальное расслоение общества на классы с неизбежностью требовало новой формы социальной организации и управления. “Родовой строй, – писал Ф. Энгельс в работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, – отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы. Он был заменен государством”. Разделение первобытного общества на классы явилось одной из важных предпосылок возникновения государства.

Таким образом, три крупных общественных разделения труда, ознаменовавших переход общества к “производящей” экономике, возникновение частной собственности и классов, стали несовместимы с первобытнообщинной организацией общества. Все это в сочетании с усложнившимися условиями управления хозяйственными процессами в общине и распределения добываемых средств к существованию, потребностями в более активной защите занимаемой племенами территории и другими обстоятельствами социального развития дало толчок к формированию государства как особого проявления публичной власти, поднявшейся надобществом и регулирующей происходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп.

2. Понятие и общая характеристика конфедерации. Сходство и различие конфедерации и федерации.

Ответ: юнита 3 4208.03

Федеративное государство – это государство, состоящее из ряда государств или государственных образований, которые обладают политической самостоятельностью.

Отличительными признаками федерации являются:

– наличие, как правило, двух систем законодательной, исполнительной и судебной властей – федеральных и субъектов федерации;

– разделение полномочий федерации и субъектов федерации;

– определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;



– двухканальная система налогов;

– двойное гражданство.

В зависимости от принципа формирования различают два вида федерации: административные, где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности, запасы полезных ископаемых и другие территориально-экономические признаки (США, Мексика); национальные, основой территориального деления которых служит национальный состав населения (Югославия).


5.3 Конфедерация



Одной из дискуссионных форм государственного устройства является конфедерация – союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических или военных задач. Как правило, конфедерация не имеет единых органов власти и управления, единого бюджета и единого гражданства. Для координации совместных действий члены конфедерации создают объединенные органы, которые действуют лишь в строго определенных сферах в зависимости от целей создания конфедерации. Поскольку для конфедерации не характерен ни один из признаков государства, то многие специалисты вообще не относят конфедерацию к разновидности форм государственно-территориального устройства. Они считают, что ее необходимо относить к особым формам объединения государств.

Создание конфедерации основано на добровольном согласии всех ее членов, а выход из конфедерации возможен на основе одностороннего волеизъявления.

Конфедерация нередко является промежуточным звеном на пути создания федерации (например, конфедерация Швейцарский союз (1815–1848) трансформировалась в федерацию), либо распадается (Австро-Венгрия). В современном мире конфедерации встречаются крайне редко.

Разновидностями конфедерации являются:

межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;

содружества – объединения государств, которые обрели суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической зависимости друг от друга (СНГ);

– сообщества государств – переходная форма государственных союзов, в основе кото

Ответ:3

Функции права: понятие и классификация.
Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.


С помощью понятия функции права можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.

Функции права можно рассматривать в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или общесоциальных (более широких) направлений.

Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить:

-экономическую функцию (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет различные формы собственности);

-политическую функцию (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы);

-воспитательную функцию (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения);

-коммуникативную функцию (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений - обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и имеет вторичный характер. Данная функция производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи. Для того чтобы устранить с пути данное препятствие, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.