Файл: А начало Второй мировой войны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.  Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ:

А)   начало Второй мировой войны

Б)  окончание Крымской войны

В)  начало Крестьянской войны Степана Разина

Г)  окончание монголо-татарского ига

ГОДЫ:

1)  1380 г. 2)  1147 г. 3)  1480 г. 4)  1939 г. 5)  1856 г. 6)  1670 г.

2.  Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1)  битва на реке Калке

2)  убийство князя Андрея Боголюбского

3)  война алой и белой роз

3.  Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ):

А)  Смутное время Б)  революционное движение второй половины XIX в. в России

В)   борьба против ордынской зависимости Г)  политическая раздробленность на Руси.

ФАКТ: 1)  принятие концепции о возможности мирного

сосуществования двух систем — капиталистической и социалистической

2)  основание Москвы князем Юрием Долгоруким

3)  сражение на реке Воже

4)  гражданская казнь Н. Г. Чернышевского

5)  гибель Петра III

6)  создание Cемибоярщины

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г









4.  Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический

объект

Событие (явление, процесс)

Время, когда

произошло событие

(явление, процесс)

_________________(А)

Заключение Тильзитского

мира

____________ (Б)

Река Шелонь

_________________(В)

1470-е гг.

________________(Г)

Перемирие со Швецией,

закончившее Ливонскую

войну

________________(Д)

Окрестности

Воронежа

_________________(Е)

1690-е гг.


 Пропущенные элементы:

1)  заключение мира с Османской империей, по условиям которого признавалось вхождение Крыма в состав Российской империи

2)  река Неман 3)  река Плюсса 4)  1800-е гг.

5)  битва московского и новгородского войска 6)  1670-е гг.

7)  строительство первых кораблей российского военно-морского флота

8)  1580-е гг. 9)  Андрусово 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е













5.  Установите соответствие между реформами и историческими деятелями, с которыми связано проведение реформ.

РЕФОРМА:

А)  ликвидация крестьянской общины

Б)  создание «Полного собрания законов Российской империи»

В)  проект привлечения выборных от земств к работе в Государственном совете

Г)  Финансовая реформа

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ:

1)  М. М. Сперанский 2)  С. С. Уваров 3)  М. Т. Лорис-Меликов

4)  П. А. Столыпин 5)  С. Ю. Витте

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г









6.  Прочтите отрывок из исторического источника.

«Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000 при самой его особе... Прочие размещены в укреплённых городах, где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по семи рублей в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса... Воины, составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала гладкий и прямой; отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжёл, хотя стреляют из него очень небольшою пулею... В Сибири... построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат, из русских и поляков, которые царь усиливает, отправляя туда новые партии для населения, по мере распространения владений... Постоянных телохранителей царя составляют 2000 человек, стоящие день и ночь с заряженными ружьями, зажжёнными фитилями и другими нужными снарядами. Они не входят во дворец и сторожат во дворе, где живёт царь... Они... сторожат дворец царский или опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь, другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и около казначейства...»



Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1)  Описываемое в отрывке войско было создано в годы правления Ивана III.

2)  Описываемое в отрывке войско было расформировано в начале XVII в.

3)  Войско, которое описывает автор, имело огнестрельное оружие.

4)  Описываемое войско формировалось на основе рекрутского набора.

5)  Войско, которое описывается в отрывке, получало жалованье в натуральной и денежной форме.

6)  Описываемое в отрывке войско сыграло большую роль в расширении границ Российского государства во второй половине XVI в.

7.  Установите соответствие между деятелями культуры и фактами их биографии: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ: А)  Дионисий Б)  И. Н. Крамской

В)  Софроний Рязанец Г)  А. Н. Толстой

ФАКТ БИОГРАФИИ

1)  Под его редакцией в XVI в. был издан Домострой.

2)  Автор произведения, посвящённого Куликовской битве.

3)  Писатель, автор романа «Пётр Первый».

4)  Иконописец XV–XVI вв.

5)  Современник царя Алексея Михайловича.

6)  Художник, возглавивший «бунт четырнадцати» в Академии художеств в 1863 г., лидер передвижников.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г









8.  Рассмотрите изображение и выполните задание.



Заполните пропуск в предложении: «Битва, событиям которой посвящена обложка журнала, началась в __________ тысяча девятьсот сорок второго года». В ответ запишите месяц (словом).

9.  Рассмотрите схему и выполните задания.

Назовите князя, в годы правления которого в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2». Имя указывается с порядковым номером правителя (например, Александр Первый), или с официальным прозванием (например, Александр Благословенный).

Рассмотрите схему и выполните задания 9−12.




10.  Рассмотрите схему и выполните задания.

Укажите век, когда в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «3», «4» и «5» (ответ напишите словом).

11.  Рассмотрите схему и выполните задания.

Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.

«Московскому князю удалось присоединить к своим владением Новгород. Хан Большой орды же, наоборот, потерял контроль над Крымом, перешедший к крымскому хану. Когда хан прислал очередное посольство, московский князь встретил его враждебно и демонстративно разорвал ханскую грамоту, что было открытым вызовом. Хан Большой Орды решил вплотную заняться Москвой. Кроме того, у Ивана III возникли проблемы и на других направлениях. В Псковские земли вторглись отряды ливонцев, а в январе 1480 года против него выступили его братья удельные князья Борис и Андрей. Войско хана выступило из столицы Большой Орды, города _____________ , и направилось к Москве.»

12.  Рассмотрите схему и выполните задания.

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  В городах, обозначенных цифрами «2» и «3», до вхождения в состав единого Русского государства существовала республиканская форма правления.

2)  Следствием провала похода, обозначенного чёрными стрелками, стало освобождение Русского государства от ордынского ига.

3)  Город, обозначенный цифрой «1», вошёл в состав единого Русского государства в 1478 г.

4)  Ордынское войско в походе, обозначенном чёрными стрелками, возглавлял Мамай.

5)  Город, обозначенный цифрой «2», вошёл в состав единого Русского государства в 1485 г.

6)  Города, обозначенные цифрами «4» и «5», были отвоёваны Русским государством у Великого княжества Литовского.

13.  Назовите имя и фамилию писателя  — автора письма, а также 2−3 его произведения, в которых содержалась сатира на общество 1920−1930-х гг.

Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Из письма советского писателя в Правительство СССР (письмо датировано 1930 г.).

«...Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала  — мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати... Вот одна из черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски... в которых изображены бес-численные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходившего в моей отсталой стране... И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах „Дни Турбиных“, „Бег“ и в романе „Белая гвардия“: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях „Войны и мира“... Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает  — несмотря на свои усилия стать бесстрастно над красными и белыми  — аттестат белогвардейца-врага, получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР...»

14.  О каких новых государственных устремлениях князя говорит автор? Укажите три элемента.

Из сочинения историка.

 «От всей фигуры [князя] веет чем-то новым; но едва ли эта новизна была добрая. Князь был суровый и своенравный хозяин, который во всём поступал по-своему, а не по старине и обычаю. Современники заметили в нём эту двойственность, смесь силы со слабостью, власти с капризом. "Такой умник во всех делах, - говорит о нём летописец,  — такой доблестный, князь погубил свой смысл невоздержанием", т. е. недостатком самообладания. Проявив в молодости на юге столько боевой доблести и политической рассудительности, он потом, живя сиднем в своём Боголюбове, наделал немало дурных дел: собирал и посылал большие рати грабить то Киев, то Новгород, раскидывал паутину властолюбивых козней по всей Русской земле из своего тёмного угла на Клязьме...

Прогнав из Ростовской земли больших отцовых бояр, он окружил себя такой дворней, которая в благодарность за его барские милости отвратительно его убила и разграбила его дворец. Он был очень набожен и нищелюбив, настроил много церквей в своей области, перед заутреней сам зажигал свечи в храме, как заботливый церковный староста, велел развозить по улицам пищу и питьё для больных и нищих, отечески нежно любил свой город ... хотел сделать из него другой Киев, даже с особым, вторым русским митрополитом, построил в нём известные Золотые Ворота. Со времени своего побега из Вышгорода в 1155 г. в продолжение почти 20-летнего безвыездного сидения в своей волости устроил в ней такую администрацию, что тотчас по смерти его там наступила полная анархия: всюду происходили грабежи и убийства,