Файл: Современные работы отечественных психологов по проблеме периодизации психического развития (В. Ф. Моргун).docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 1. Словарь
Движущие силы развития личности - противоречие между операционно-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами, на основании которых они формировались [4;8].
Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности [2;8].
Личность - особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения [2;14].
Периодизация - принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов) [2;18].
Развитие личности- высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому [1;453]. Выделяется момент спонтанности, а также системности объекта [3;29].
Становление личности - незавершенность развития, рождения нового, совершенствования, прогресса и т.п., а точнее - незавершаемость процесса развития личности и онтогенезе [3;29].
Формирование личности - изменения под влиянием активных социальных воздействий (организованных и неорганизованных) [3;29].
Приложение 2. Схема
Возраст в годах | Социальная ситуац. развит. | Ведущая деятельность | Личностное новообразование |
(0-1мес.) Новорожденность | Зависимость от взрослого | Физиолог. отправ. | Способн. активно бодрствов., перцептивная память |
(1г.)Младенчество | Зависимость от взрослого | Эмоциональное общение | Способн. активно бодрствов., перцептивная память |
(3г.) Раннее детство | Появление относительной самостоятельности и автономности в передвижении, возрастающий интерес к предметам приводит к необходимости изменения привычных средств общения | Предметно-манипулятив. | Потребн. в ориентировке, речь, система "я" |
(7) Дошкольное детство | Распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности | Игра (сюж.-ролев.) | Внутрен. позиция, соподчинение мотивов |
(12) Мл. шк. детство | Особенности взаимодействия со значимыми взрослыми извне (педагогами, тренерами и т.д.) | Учение | Произвольное целеполагание |
(15) Мл. подростк. возраст | Общение со ровесниками, отказ от взаимодействия со взрослыми. | Интимно-личностное общение | Способность к идентификации |
(17) Ст. подростк. возраст | Необходимость самоопределения и планирования собственного будущего | Учебно-профессиональная | Чувство одиночества, первая любовь |
(23) Юность | Порог взрослой жизни | Самоопределение | Чувство ответств. за свое будущее |
(30) Молодость | Осознание собственной идентичности со взрослыми людьми | Специализация | Чувств. ответствн. за дело и семью |
(31-40 лет) Расцвет | Все достигнутое к этому времени кажется недостаточным | Совершенствование | Способн. к коллективн. творчеству |
(50-55) Зрелость | Человек достигает к этому времени вершин профессионального мастерства, определенного положения в обществе. К данному возрасту накапливается профессиональный опыт и опыт общения с людьми. В эту эпоху, как и в другие эпохи взрослости и переходного возраста, встает вопрос о смысле жизни, но в специфической форме подведения итогов прожитых лет. | Наставничество | Чувство ответственности за людей |
(55 лет — свыше 90 лет) Старость (55 — 75 лет) Пожилой возраст (75 — 90 лет) Старческий возраст (свыше 90 лет) Долгожительство | Выход на пенсию, который ограничивает/исключает трудовую деятельность человека и предоставляет ему пассивный отдых | Общение, воспоминания Самообслуживание | Чувство нужности людям Мудрость и спокойствие |