Файл: Современные работы отечественных психологов по проблеме периодизации психического развития (В. Ф. Моргун).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Приложение 1. Словарь

Движущие силы развития личности - противоречие между операционно-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами, на основании которых они формировались [4;8].

Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности [2;8].

Личность - особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения [2;14].

Периодизация - принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов) [2;18].

Развитие личности- высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому [1;453]. Выделяется момент спонтанности, а также системности объекта [3;29].

Становление личности - незавершенность развития, рождения нового, совершенствования, прогрес­са и т.п., а точнее - незавершаемость процесса развития личности и онтогенезе [3;29].

Формирование личности - изменения под влиянием активных социальных воздействий (организованных и неорганизованных) [3;29].


Приложение 2. Схема

Возраст в годах

Социальная ситуац. развит.

Ведущая деятельность

Личностное новообразование

(0-1мес.) Новорожденность

Зависимость от взрослого

Физиолог. отправ.

Способн. ак­тивно бодрствов., перцептивная память

(1г.)Младенчество

Зависимость от взрослого

Эмоциональное общение

Способн. ак­тивно бодрствов., перцептивная память

(3г.) Раннее детство

Появление относительной самостоятельности и автономности в передвижении, возрастающий интерес к предметам приводит к необходимости изменения привычных средств общения

Предметно-манипулятив.

Потребн. в ориентировке, речь, система "я"

(7) Дошкольное детство

Распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности

Игра (сюж.-ролев.)

Внутрен. позиция, соподчинение мотивов

(12) Мл. шк. детство

Особенности взаимодействия со значимыми взрослыми извне (педагогами, тренерами и т.д.)

Учение

Произвольное целеполагание

(15) Мл. подростк. возраст

Общение со ровесниками, отказ от взаимодействия со взрослыми.

Интимно-личностное общение

Способность к идентификации

(17) Ст. подростк. возраст

Необходимость самоопределения и планирования собственного будущего

Учебно-профессиональная

Чувство одиночества, первая любовь

(23) Юность

Порог взрослой жизни

Самоопределение

Чувство ответств. за свое будущее


(30) Молодость

Осознание собственной идентичности со взрослыми людьми

Специализация

Чувств. ответствн. за дело и семью

(31-40 лет) Расцвет

Все достигнутое к этому вре­мени кажется недостаточным

Совершенствование

Способн. к коллективн. творчеству

(50-55) Зрелость

Человек достигает к этому времени вершин професси­онального мастерства, определенного положения в обществе. К данно­му возрасту накапливается профессиональный опыт и опыт общения с людьми. В эту эпоху, как и в другие эпохи взрослости и переходно­го возраста, встает вопрос о смысле жизни, но в специфической фор­ме подведения итогов прожитых лет.


Наставничество

Чувство ответственности за людей

(55 лет — свыше 90 лет) Старость

(55 — 75 лет) Пожилой возраст


(75 — 90 лет) Старческий возраст
(свыше 90 лет) Долгожительство


Выход на пенсию, который ограничивает/исключает трудовую деятельность человека и предоставляет ему пассивный отдых




Общение, воспоминания


Самообслуживание


Чувство нужности людям


Мудрость и спокойствие