Файл: Современные работы отечественных психологов по проблеме периодизации психического развития (В. Ф. Моргун).docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В первом происходит преимущественно личностное самоопределение через установление дружеских связей, поиск " alter ego", слияние своего "я" с "ты" в межличностном общении. Неудовлетворенность юноши существующими формами общения, неумение понять и выразить свои бурные, волнующие, но смутные переживания приводят к накоплению невысказанного, неосознанного, сокровенного.
Во второй период ведущей деятельностью является конкретное профессиональное самоопределение: выбор специальности, места работы. Юноша осуществляет трудовую деятельность или специальную подготовительную (вузы, техникумы и т.п.) [2].
Личностное новообразование эпохи юности, это чувство ответственности за свое будущее.
Молодость (24-30 лет)
Начальный период зрелости ученый-психолог В.Ф. Моргун называет молодостью. Первый период молодости он характеризует как "время путешествий", поисков себя, выработки индивидуальности, окончательного осознания себя как взрослого человека со всеми правами и обязанностями, осознания обобщенного, нереального характера юношеских (а тем более подростковых) мечтаний, складывания более конкретного представления о будущей жизни, встречи с будущим супругом, женитьбы, т.е. перехода от "кочевого" образа жизни к "оседлости".
Во втором периоде ведущей становится профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность в ситуации, когда выбор уже сделан, ставит перед личностью задачу специализации в избранной профессии, приобретения мастерства.
Личностное новообразование эпохи молодости — чувство ответственности за дело и семью. Социальная ситуация развития: осознание собственной идентичности со взрослыми людьми.
Эпоха молодости оканчивается переломным моментом 30 лет — переходом к расцвету, который характеризуется как сильнейший нормативный кризис, предполагающий преобразование образа жизни. В.Ф.Моргуну эта тяжесть кризиса кажется следствием недостаточной подготовленности личности к жизни и деятельности, а также недостаточно благополучно прошедшей эпохи самоопределения - юности, которую он даже назвал сензитивным периодом для самоопределения.
Расцвет (31-40 лет)
По мнению профессора, это середина жизни, "золотой возраст", период бури, натиска и беспокойства, огромной работоспособности и отдачи, как бы возврат отрочества.
Первый период - это период высокопродуктивного творчества. К 30-35 годам личность приобретает богатый жизненный опыт, человек становится полноценным специалистом, семьянином . Появляется потребность передавать то лучшее, что накоплено, но, вероятно, не потому, что чувствуешь зависимость от всех, как это считает Гаулд, а потому, что, обучая другого, сам лучше постигаешь смысл своей жизни, да и просто используешь возможность предостеречь кого-то от излишних ошибок. В плане профессиональной деятельности человек (во втором периоде расцвета), пожалуй, впервые серьезно задумывается над вопросом "Что остается людям?".
Социальная ситуация развития: все достигнутое к этому времени кажется недостаточным.
Личностное новообразование эпохи расцвета — способность к активному творчеству.
Эпоха расцвета завершается переломным моментом 40 лет — переходом к зрелости, который характеризуется как ярко выраженный нормативный кризис, в основе которого лежит осознание утраты молодости и ощущение, что жизнь проходит зря.
Зрелость (40-55 лет)
Известный советский и украинский психолог В.Ф. Моргун выделил, что эпоха зрелости - вершина жизненного пути личности, особенно тогда, когда человек здоров, полон сил, бодрости, знаний, опыта.
Он считал, зрелость личности не может рассматриваться как некоторое конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно заканчивается.
Социальная ситуация развития: человек достигает к этому времени вершин профессионального мастерства, определенного положения в обществе. К данному возрасту накапливается профессиональный опыт и опыт общения с людьми.
В эту эпоху, как и в другие эпохи взрослости и переходного возраста, встает вопрос о смысле жизни, но в специфической форме подведения итогов прожитых лет.
Первый период - потребность передать опыт конкретно реализуется в "сотворении ученика", последователя. А во втором периоде зрелости - в коллективном творчестве, которое приобретает статус ведущей деятельности.
Личностное новообразование, это чувство ответственности за людей.
Ведущая деятельность: наставничество.
Владимир Федорович описывал окончание эпохи зрелости переломным моментом 50 лет — переходом к старости, который характеризуется как нормативный кризис, связанный "с теми или иными поворотами "социальной ситуации развития и с возрастными перестройками организма", или, другими словами, с осознанием возрастных перестроек, приданием им того или иного личностного смысла.
Старость (55 лет — свыше 90 лет)
Профессор кафедры психологии В. Ф. Моргун приступая к описанию завершающей эпохи жизни - старости, считал необходимым подчеркнуть, что старость - ото естественная и здоровая часть человеческой жизни (при определенных условиях, разумеется), продолжающаяся жизнь, которую можно и нужно сделать счастливой для человека и полезной для общества.
Он предложил разделить старость на пожилой возраст (55-75 лет), старческий (75-90 лет) и долгожительство (свыше 90 лет).
Первый период характеризовал тем, что современные пожилые люди образованы и энергичны, с высокими запросами, стремлением к самоутверждению, активному участию в общественной жизни, высокой творческой активностью. Ведущая потребность - передать другим накопленный опыт - реализуется в деятельности общении, в ней же реализуются и другие потребности: потребность в коллективе, в уважении, потребность самоутверждения.
Во второй период (старческий) начало которого зависит от общей продолжительности жизни конкретного человека и состояния его здоровья, ведущей является деятельность по самообслуживанию. Уход на пенсию, действительно, часто сопровождается резкими кризисными перестройками, как физиологическими, так и психологическими. Поэтому он не должен быть резким, не должен лишать пожилого человека всех связей с трудовым коллективом, широким кругом друзей, привычной деятельностью. Владимиру Федоровичу кажутся перспективными идеи по организации участия пожилых людей в общественно-полезной деятельности и их собственные устремления к общественному производству: труд на производстве с неполным рабочим днем (с сохранением пенсии), работа на дому, работа на общественных началах в ЖЭКах, в общественных библиотеках, наставничество и передача огромного опыта молодежи, руководство кружками для детей и т.п., и это помимо выполнения функций бабушки или дедушки.
Все это, как правило, бывает способом разрешения возникшего противоречия, несоответствии между общественной природой человеческой личности, которая многие годы находила свое наиболее полное выражение в труде, и теми узкими возможностями, которыми располагает сам по себе пассивный отдых или участие в семейной жизни".
Любая из этих деятельностей отличается от того, чем занимались пожилые люди в прошлом, и требует от них значительной перестройки, приобретения новых знаний и умений. И тут пожилые люди оказываются на высоте: они способны к творческому приспособлению и к развитию. "Старики используют структуру своего опыта, черпая из него элементы для удержания имеющихся способностей на должном уровне и для переработки их в новые способности".
Третий период эпохи старости — долгожительство.
Социальная ситуация развития: выход на пенсию, который ограничивает/исключает трудовую деятельность человека и предоставляет ему пассивный отдых. Ведущая деятельность: общение, воспоминания и, наконец, самообслуживание. Личностные новообразования эпохи старости — чувство нужности людям, мудрость и спокойствие.
Заключение
В данной работе были описаны взгляды В.Ф.Моргуна и Н. Ю. Ткачевой на состояние проблемы периодизации развития личности в течение жизни в современной психологии. Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин высказывались однозначно против переноса критериев периодизации детского развития на анализ развития зрелой личности. «Трудно представить себе, что развитие человека в начале зрелости (с 18 до 25 лет) могло быть подчинено закономерностям детского развития», — писал Л. С. Выготский. Различия в динамике развития в детском и взрослом возрастах очевидны: если в детском возрасте чередование и протяженность «критических» и «стабильных» периодов подчиняются определенной закономерности, то у взрослого они подвержены смещениям, могут внешне не проявляться, то есть, на первый взгляд, не поддаются закономерному объяснению. Авторы периодизации соглашаются с позицией Л. С. Выготского, но отмечают, что, даже если динамика развития у взрослого иная, чем у ребенка, это не повод отрицать саму динамику как критерий периодизации.
Если Л. С. Выготский высказывал свой «запрет» в контексте такого основания для периодизации детства, как его динамика, то Д. Б. Эльконин отстаивал свою точку зрения указанием на то, что социальная ситуация развития и ведущая деятельность взрослого человека могут не изменяться и быть постоянными в течение всей его трудовой жизни, а потому не могут выделяться в качестве критериев для периодизации развития зрелой личности. В. Ф. Моргун и Н. Ю. Ткачева преодолевают эту сложность путем переиерархизации критериев периодизации.
Однако наиболее уязвимым местом построенной периодизации является её гипотетический характер. К числу более частных замечаний относятся проблематичность выделения таких видов деятельности, как самореализация, специализация и т. д., выдвинутых в качестве форм ведущей деятельности для разных возрастов; предельный формализм при характеристике социальной ситуации развития; нормативность схемы в целом, не предполагающей каких-либо отклонений в процессе социализации личности, деформаций этого процесса.
В связи с тем, что взгляды В. Ф. Моргуна и Н. Ю. Ткачевой во многом сохраняют преемственность с периодизацией Д. Б. Эльконина, они наследуют и её слабости, к которым относятся жесткая нормативность, то есть «привязанность» к сложившейся системе воспитания и образования, а также отсутствие гендерной специфики и учета таких феноменов эмоциональной сферы, как дружба, любовь, так или иначе предопределяющих изменения брачно-семейного статуса индивида (что является важным этапом в процессе социализации).
Предложенная периодизация носит предварительный гипотетический характер. Обоснование ее нуждается в дальнейших теоретических, эмпирических и экспериментальных исследованиях.
Дальнейшие исследования будут важны не только для создания общей теории личности, но и для правильной организации воспитания нового человека, налаживания непрерывного образования, для понимания и коррекции психических аномалий в развитии личности. Кроме того, "знание закономерностей психологии зрелости призвано сыграть... важную психогигиеническую роль, стать средством, ободряющий человека в его продвижении вперед".
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грушин Б.А. Философская энциклопедия, т.4. М.: Сов. энциклопедия, 1967. - 591 с. (С. 453-454).
2. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2008 // URL: https://bookap.info/genpsy/bigdic/ (дата обращения: 13.11.2021).
3. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Издательство московского университета, 1981. - 80 с.
4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. М.: Вопросы психологии, № 4, 1971 // URL: http://pedlib.ru/Books/1/0336/1_0336-1.shtml#book_page_top (дата обращения: 27.11.2021).