ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В мире организаций Мыслители не слишком процветают, и их менеджерская карьера редко бывает блестящей. Как правило, они очень способны и умелы, что приводит к тому, что в большинстве случаев они становятся техническими специалистами, а не занимают высокие управленческие посты. В давно существующих, устойчивых организациях вы редко встретите Мыслителей среди высшего руководства, кроме тех случаев, когда непредвиденные обстоятельства поставили организацию в сложное положение, угрожающее ее выживанию. Тупики в развитии и угроза выживанию могут привести Мыслителей в высшие эшелоны подобных организации, что при иных обстоятельствах немыслимо. Мыслители чаще встречаются в новых, только формирующихся компаниях, поскольку по складу своему они скорее предприниматели, чем менеджеры.
Оценивающий (Оценщик)
Представители этой роли ярко не проявляют себя в команде до тех пор, пока не приходит время принятия важных решений. При этом члены команды, предлагающие идеи (Мыслитель и Исследователь Ресурсов) редко являются теми людьми, которые способны оценить выгоду от своих идей и их последствия. Здесь на передний план и выходит Оценивающий.
По результатам тестирования представители этой роли в команде обладают высоким интеллектуальным уровнем, высокими показателями критичности мышления, особенно это касается их способности выдвигать контраргументы.
Им присуща реалистичность и здравость суждений, которая “не замутняется” доводами, основанными на эмоциях или предубеждениях. Их отличает серьезность, благоразумие и “врожденный” иммунитет против энтузиазма.
Это второй после Мыслителя интеллектуал в команде, способный на равных (в интеллектуальном смысле) беседовать с последним. Причем он может убедить Мыслителя изменить свою точку зрения и сохранить при этом его уважение к себе.
Основное достоинство Оценивающего - это способность трезво оценивать различные варианты решений, принимая во внимание все факторы. Оценивающие могут гордиться тем, что практически никогда не ошибаются, однако, не могут похвастаться оригинальностью мышления или воображением. Им свойственны низкая ориентация на достижения и несклонность увлекаться чем-либо. Отсутствие энтузиазма и увлеченности для команды также оборачивается важным достоинством Оценивающего, поскольку истинная беспристрастность возможна лишь при отсутствии приверженности чему-либо. В идеале Оценивающий скорее, чем Председатель, должен выступать в роли арбитра при принятии решений в команде. При этом, чем больше звучит предложений в команде и чем сложнее процесс принятия решений, тем важнее роль Оценивающего как человека, способного восстановить консенсус в команде.
Оценивающие достаточно медлительны в своих рассуждениях и всегда предпочитают все тщательно продумывать. Окружающими они могут восприниматься как сухие, несколько занудные и порой чересчур критичные люди. Многие даже удивляются, как представители этой категории вообще становятся менеджерами. Тем не менее, Оценивающие нередко занимают высокие стратегические посты в организациях, особенно в штаб-квартирах крупных компаний. В отдельных видах деятельности успех или неудача зависят от относительно небольшого количества крупных и ответственных решений, а это идеальная территория для Оценщика - человека, который почти никогда не ошибается и учитывает все “за” и “против”. Оценивающие не склонны принимать множество решений в единицу времени, но принимаемые ими решения почти всегда оптимальны с точки зрения риска и последующих результатов. Медленность продвижения команды к окончательным решениям не расстраивается их, а напротив дает возможность проявить свои сильные стороны.
Несмотря на то, что личностные характеристики Оценивающих не соответствуют образу типичного “человека команды”, они, тем не менее, часто очень органично вписываются в команду и чувствуют себя комфортно, участвуя в ее работе, особенно, если их роль ясна им самим и окружающим.
Председатель (Координатор)
Основной залог успеха Председателя - его личностные качества. Прежде всего, по своей натуре он склонен доверять людям и принимать их такими, какие они есть, без проявлений ревности или подозрительности. В качестве противовеса этому качеству он должен уметь доминировать в группе и быть приверженным целям и задачам команды, что усиливает и морально обосновывает его доминирующую позицию. Успешный Председатель должен быть спокоен, уравновешен и невозмутим перед лицом споров и разногласий в команде. Его кредо - практический реализм.
По своей природе Председатель - энтузиаст с присущей экстравертам способностью воодушевлять и мотивировать окружающих. Но поскольку его экстравертированность носит обычно весьма умеренный характер, он склонен к определенной обособленности и дистанцированности в социальных отношениях.
Успешный Председатель - это человек, думающий преимущественно в позитивных категориях. Он использует словесные конструкции, демонстрирующие одобрение членов команды, которые признают и поддерживают цели команды и стремятся внести свой вклад в ее работу. Он ориентирован на эффективное использование потенциала команды и поэтому признает и поощряет все таланты и качества людей, которые способствуют достижению ее целей. Он интегрирует и координирует усилия команды с помощью своей способности найти каждому ее члену соответствующую роль для достижения общей цели.
В принципе идеальный Председатель выглядит как хороший менеджер, то есть человек, знающий как использовать ресурсы, исключительно адаптивный при общении с людьми, но в то же время никогда не теряющий своего контроля над ситуациями и своей способности принимать самостоятельные решения, основанные на собственной оценке того, что необходимо на практике.
Как метко охарактеризовал Председателя один из членов исследовательской группы Белбина - “это человек, терпимый настолько, чтобы всегда выслушивать других, но достаточно сильный для того, чтобы отвергнуть их советы.”
Председатель не склонен к постоянной опеке членов команды, и его вмешательство в работу команды происходит, как правило, в критические моменты. Он никогда не пускает на самотек командные совещания, и при любых разногласиях выдерживает направление, отвечающее основной цели совещания.
П
Председатель - это хороший лидер для сбалансированной команды, перед которой стоят сложные и многогранные проблемы, требующие эффективного распределения ролей в команде.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ РЕСУРСОВ (Разведчик)
Это еще один член команды, ориентированный на предложение новых идей. Однако, способ генерации идей Исследователями ресурсов и сам характер предлагаемых ими идей отличны от Мыслителей. Они склонны не столько сами предлагать оригинальные идеи, сколько “подбирать” фрагменты идей окружающих и развивать их. Исследователи ресурсов особо искусны в изучении ресурсов за пределами команды.
Умение устанавливать контакты и выстраивать отношения дает им возможность возвращаться в команду с новыми предложениями, которые часто оказываются очень ценными для ее дальнейшей работы. Их подход - нахождение и развитие идей через сеть личных контактов и знакомств.
Исследователи ресурсов обычно не препятствуют своему желанию что-либо узнать, и их общение с людьми умело направляется на поиск интересующих их ответов. Они ходят, наблюдают, встречаются с людьми и задают им хорошо продуманные вопросы. Это тип руководителя, которого Вы почти никогда не застанете в своем кабинете, а если и застанете, то говорящим по телефону.
При этом их предложения, как правило, не слишком оригинальны и не отличаются особым интеллектуальным блеском. К достоинствам их идей можно скорее отнести гибкость и многосторонность.
Результаты тестирования Исследователей ресурсов демонстрируют их отличие от Мыслителей. Им свойственны средние показатели интеллектуального уровня и креативности, а также экстравертированность, общительность, любознательность и социальная ориентация. Благодаря этим качествам и умению использовать ресурсы Исследователи ресурсов легче, чем Мыслители интегрируются в команду. Их подход к инновациям больше соответствует устоявшимся и превалирующим управленческим аксиомам. Исследователи ресурсов, как правило, успешно ведут различные переговоры и добиваются успехов как при организации нового дела, так и при управлении уже устоявшимся бизнесом.
При умелом руководстве лидера команды Мыслитель и Исследователь ресурсов могут успешно сосуществовать вместе , не покушаясь на территорию друг друга и внося каждый свой вклад в предложение новых идей.
ВОПРОСНИК БЕЛБИНА
В каждом из семи разделов распределите 10 баллов между возможными ответами согласно Вашему представлению об их соответствии Вашему собственному поведению. Эти десять баллов могут быть распределены между несколькими утверждениями, или, возможно, все приписаны одному единственному ответу. Не рекомендуется давать оценку менее 2 баллов и выбирать более 4 вариантов ответов.
1. Что, я полагаю, я могу внести в команду:
(a) | Я полагаю, что могу быстро увидеть новые возможности и извлечь из них пользу | |
(b) | Я могу хорошо работать с самыми разными людьми | |
(c) | Генерирование идей является одним из моих природных качеств | |
(d) | У меня есть способность вовлекать людей в работу группы, когда я обнаруживаю у них нечто ценное для вклада в достижение общих целей | |
(e) | Моя личная эффективность во многом основана на моей способности доводить начатое до конца | |
(f) | Я готов столкнуться лицом к лицу с временной непопулярностью, если это приведет к значительным результатам в дальнейшем | |
(g) | Обычно я быстро чувствую, что будет работать на практике в известных мне ситуациях | |
(h) | Я могу предложить нечто разумное для альтернативного курса действий без проявления пристрастия или предвзятости | |
2. Мои возможные недостатки при работе в команде могут проявляться следующим образом:
(a) | Я ощущаю беспокойство, если собрания команды недостаточно структурированы, их ход плохо контролируется и они вообще проводятся в недостаточно организованной манере | |
(b) | Я склонен проявлять излишнее великодушие по отношению к тем людям, чья обоснованная точка зрения не получила должной огласки | |
(c) | Я склонен много говорить в те моменты, когда группа переходит к предложению новых идей | |
(d) | Мой объективный взгляд на вещи затрудняет мое присоединения к коллегам с готовностью и энтузиазмом | |
(e) | Когда существует необходимость дать ход какому-либо делу, окружающие порой воспринимают меня как волевого и авторитарного человека | |
(f) | Я нахожу для себя трудным руководить с переднего плана возможно потому, что я слишком чуток к атмосфере в группе | |
(g) | Я склонен увлекаться идеями, которые приходят мне в голову, и, таким образом, терять нить происходящего вокруг | |
(h) | Мои коллеги нередко считают меня человеком, излишне беспокоящимся о деталях и преувеличивающим возможность неблагоприятного исхода событий | |
3. Когда я участвую в работе над каким-либо проектом с другими людьми:
(a) | Я обладаю способностью влиять на людей, не оказывая давления на них | |
(b) | Моя обычная бдительность позволяет предотвращать ошибки и оплошности, которые могут возникнуть из-за невнимательности | |
(c) | Я готов настаивать на немедленных действиях для того, чтобы участники не тратили времени впустую и теряли из виду основной цели | |
(d) | Можно рассчитывать на то, что я внесу в качестве вклада в общую работу нечто оригинальное | |
(e) | Я всегда готов поддержать хорошее предложение в общих интересах | |
(f) | Я всегда стремлюсь искать самое свежее в новых идеях и разработках | |
(g) | Я полагаю, что моя способность к беспристрастным суждениям ценится окружающими | |
(h) | На меня можно положиться в том, чтобы все основные виды работ были организованы | |
4. Характерный для меня подход к групповой работе состоит в следующем:
(a) | Я искренне заинтересован в том, чтобы лучше узнать коллег | |
(b) | Я достаточно легко бросаю вызов мнению окружающих или поддерживаю точку зрения меньшинства | |
(c) | Обычно я умею находить аргументы для опровержения не обоснованных предложений | |
(d) | Я думаю, у меня есть талант к организации работы соответствующим образом, когда необходимо воплотить на практике намеченный план | |
(e) | Я склонен избегать очевидного и выступать с чем-то неожиданным | |
(f) | Я обычно стремлюсь достичь совершенства в любой предпринимаемой мною в команде деятельности | |
(g) | Я умею извлекать пользу для всей группы из внешних контактов | |
(h) | Несмотря на то, что я интересуюсь всеми точками зрения, я не колеблясь формирую собственное мнение, когда необходимо принимать окончательное решение | |
5. Я получаю удовлетворение от работы, потому что:
(a) | Мне нравится анализировать ситуации и взвешивать все возможные альтернативы | |
(b) | Мне интересно находить практические решения проблем | |
(c) | Мне нравится чувствовать, что я способствую хорошим рабочим отношениям | |
(d) | Я могу оказывать сильное влияние на принятие решения | |
(e) | Я умею сходиться с людьми, которые могут предложить что-то новое | |
(f) | Я умею добиваться согласия людей на необходимый образ действий | |
(g) | Я чувствую себя комфортно, когда могу полностью сосредоточиться на выполнении задачи | |
(h) | Мне нравится находить ту область, где нужно напрягать свое воображение | |
6. Если бы мне вдруг поручили трудную задачу, ограничив время и предоставив в мое распоряжение незнакомых людей:
(a) | Я скорее всего бы уединился для того, чтобы найти выход из сложившегося положения перед тем, как разрабатывать единую линию поведения | |
(b) | Я был бы готов работать с тем, кто демонстрирует самый позитивный подход, каким бы сложным он не оказался | |
(c) | Я бы нашел способ уменьшить объемы задачи путем установления того, какой наилучший вклад могли бы внести различные люди | |
(d) | Мое естественное стремление к безотлагательному выполнению помогло бы мне обеспечить выполнение графика | |
(e) | Я полагаю, что сохранил бы хладнокровие и свою способность мыслить объективно | |
(f) | Я бы удерживал постоянство цели вопреки любому давлению | |
(g) | Я был бы готов взять на себя руководство, если бы почувствовал, что группа не продвигается вперед | |
(h) | Я прибег бы к групповым обсуждениям для того, чтобы стимулировать новые мысли и сдвинуть дело с "мертвой точки" | |
7. Работая в группах и думая об имеющихся у меня проблемах, я вижу, что:
(a) | Я склонен выказывать свое нетерпение тем, кто препятствует прогрессу в работе | |
(b) | Окружающие могут критиковать меня за то, что я слишком аналитичен и недостаточно полагаюсь на интуицию | |
(c) | Мое стремление к тому, чтобы все выполнялось надлежащим образом, может задерживать продвижение работы | |
(d) | Я склонен становиться немного надоедливым и полагаться на одного-двух членов команды, поощряющих и вдохновляющих меня | |
(e) | Я нахожу трудным начинать что-либо делать, если не ясны цели | |
(f) | Иногда я не в состоянии объяснить и прояснить сложные идеи, которые приходят мне в голову | |
(g) | Я сознаю, что хочу от других того, чего не могу сделать сам | |
(h) | Я не решаюсь четко изложить мои возражения, когда сталкиваюсь с реальной оппозицией | |
ИНТУИТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В КОМАНДЕ
ФИО Роль в команде Аргументы
Петров И.Т Эксперт Рассудительный умный
Иванов А.А Председатель Зрелый уверенный
Сидоров Р.М Творец Взвинченный динамичный
Козлов И.А Диплоат Общительный доброжнлателен
Бочаров А.В Исполнитель Старательный щепетливый
Романов И.Г Исследователь Экстраверт любознательный
Моя оценка Роль в команде Аргументы
Сознательный Доводящий дело до конца Старательность кропотливость
Убедитесь, что сумма баллов за все вопросы каждого раздела равна 10
и итог для всех семи разделов равен 70
В таблице представлено распределение пунктов утверждений всех семи разделов для восьми основных ролей в команде, описанных Белбином (даны первые буквы названия ролей).
Для подсчета очков по каждой роли впишите в таблицу Ваши баллы по каждому из пунктов.
Например, для первого раздела Ваши десять баллов могли быть распределены следующим образом:
a = 3
b = 1
с = 4
d = 0
e = 1
f = 0
g = 0
h = 1
Эти баллы Вам и нужно вписать в соответствующие столбцы первой строки таблицы. Тоже самое необходимо сделать по всем остальным разделам вопросника, а затем просуммировать Ваши баллы для каждого из восьми столбцов.
Раздел | “Д” | “П” | “В.С.” | “М” | “И.Р.” | “О” | “К” | “Д.д.К.” |
1 | g /11 | d / 15 | f / 12 | c / 14 | a / 10 | h / 17 | b / 13 | e / 16 |
2 | a / 25 | b /24 | e / 26 | g / 27 | c / 22 | d / 23 | f / 21 | h / 20 |
3 | h / 34 | a / 32 | c / 33 | d / 31 | f / 35 | g / 36 | e / 30 | b / 37 |
4 | d / 40 | h / 41 | b / 44 | e / 45 | g / 46 | c / 42 | a / 47 | f / 43 |
5 | b / 52 | f / 53 | d / 57 | h / 56 | e / 54 | a / 50 | c / 55 | g / 51 |
6 | f / 61 | c / 66 | g / 60 | a / 63 | h / 67 | e / 64 | b / 62 | d / 65 |
7 | e / 77 | g / 70 | a / 75 | f / 72 | d / 73 | b / 71 | h / 76 | c / 74 |
ИТОГИ П | ...... | ...... | ...... | ....... | ....... | ....... | ........ | ....... |
Моя личная роль в команде
1)Председатель 2)Возмутитель спокойствия 3)Мыслитель 4)Оценивающий 5)Исследователь ресурсов 6)Коллективист 7)Доводящий дело до конца