ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
”ТЮМЕНСКИЙ ИНЛУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
ВЫСШАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ТЮМЕНСКОГО КРАЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Выполнили:
Кумурзинов Рустам Маратович, НДб-20-2, Высшая инженерная школа_______________________
Кошкаров Никита Игоревич, НДб-20-2, Высшая инженерная школа_______________________
Научный руководитель:
К.ф.н, доц.Голованова О.И.________________________________________
Тюмень, 2020
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЮМЕНСКИЙ КРАЙ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. 4
1.1 Сельское хозяйство 4
1.2 Промышленное производство 4
1.3 Транспорт 6
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА ТЮМЕНСКОГО КРАЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 7
2.1 Мобилизация в Тюменском крае 7
2.2 Сельское хозяйство в годы ВОВ 7
2.3 Промышленность Тюменского края в годы ВОВ 8
2.4 Тюменское промышленное производство после войны 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
ЛИТЕРАТУРА 13
Введение
Актуальность:
Великая отечественная война – самое масштабное боевое действие, которое происходило на территории нашей страны. Военное положение оказало огромное влияние на все стороны общественной жизни, в том числе и на экономику. Поставленные перед ней задачи были изменены. На начальном этапе войны были потеряны или находились под угрозой захвата многие западные территории, на которых находились стратегически и экономически важные производственные предприятия. Наблюдалось массовое перебазирование из фронтовых и прифронтовых районов огромного количества оборудования и миллионов людей на тысячи километров в восточные районы страны.
Тюменский край также стал местом эвакуации промышленных предприятий из Центральной России и Украины. Чтобы сберечь производство, предприятия должны были работать в тылу на благо фронта. Безусловно, экономика Тюменского края кардинально изменилась. Если до войны край был преимущественно сельскохозяйственным, то после эвакуации превратился в один из промышленных центров страны.
Актуальность данной темы исходит из предположения, что события 1941-1945 гг. в определенной степени повлияли на формирование экономики края в послевоенные годы и изменили курс ее развития, а значит, имеют непосредственное отношение к современной экономике Тюменского края.
Проблематика:
Изучение экономики Тюменского края в годы Великой отечественной войныи исследование влияния военного времени на современную экономику региона.
Цель:
Исследовать структуру экономики Тюменского края в период 1941-1945 гг., а так же проанализировать экономические последствия, к которым привела Великая отечественная война после ее окончания.
Исходя из поставленной цели, предлагается решение следующих задач:
-
Изучить экономику Тюменского края в довоенные годы. -
Изучить экономику Тюменского края в годы ВОВ. -
Выявить экономические последствия Великой отечественной войны в Тюменском крае.
Глава 1. ТЮМЕНСКИЙ КРАЙ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕТСВЕННОЙ ВОЙНЫ
-
Сельское хозяйство
Долгие годы экономика будущей Тюменской области (свое административное название край получил лишь 14 августа 1944 года) оставалась по большей части аграрной. В 1939-1940-х годах на территории Тюменской области вместе с национальными округами проживало 991,4 тысячи человек, из них 815,1 тысячи в сельской местности, что составляет 82,2%.
В 1940 году на полях колхозов работало 6 800 тракторов, более 2 300 комбайнов, 2 200 автомашин. Зерновыми культурами засевали 822,8 тыс. га, на остальной площади–технические, кормовые культуры и травы.
В сельском хозяйстве к 1940 году коллективизация практически закончилась на всей территории, включая рыболовецкие колхозы в округах. Организовано 2 179 колхозов, 32 совхоза. Общая посевная площадь составляла 902,4 тыс. гектаров.
Анализируя статистические данные, можно узнать, что самые большие площади засевали в Голышмановском, Абатском, Заводоуковском, Ишимском и Омутинском районах (от 99,9 тыс. га до 67,2 тыс. га). Средняя урожайность зерновых по региону была низкой – 8,7 ц с одного гектара, выше средней получали только озимой ржи – 9,8 ц и овса – 8,8 ц с гектара. При такой урожайности зерновых не могло эффективно развиваться животноводство. В колхозах содержалось всего 245,2 тыс. коров, свиней, овец и коз. Птицеводство находилось в зачаточном состоянии. Не во всех колхозах имелись фермы.
1.2 Промышленное производство
Несмотря на аграрный характер экономики края, в годы первых пятилеток увеличивались капитальные вложения в промышленность, закупались новые машины и станки, строились и расширялись производственные предприятия.
На месте небольшой спичечной фабрики был построен фанерокомбинат, оснащенный для того времени новейшими станками. Начал выпускать сборные щитовые дома и мебель ДОК «Красный Октябрь», дала ток электростанция мощностью 1 800 киловатт. Усовершенствовал производство чугунолитейный завод «Механик». Коллектив предприятия одним из первых в стране освоил выпуск сложных шпалорезных станков. Выпускали также катально-валяльные, сложные шерстотрепальные станки. Недалеко от «Механика» построили сапоговаляльную фабрику. На собрании рабочие приняли решение дать ей имя «Фабрика им. Челюскинцев». Расширились производственные мощности и номенклатура изделий в филиале Балтийского завода, в предвоенный период больше известного как Тюменская судоверфь. В 1940 году выработано продукции на 4 млн. 46 тыс. рублей больше, чем в 1939 году, производительность труда повысилась на 12 процентов, грузооборот на железнодорожном транспорте – на 20 процентов.
Началось промышленное использование природных богатств региона: лесов, рек и озер. Вошли в строй леспромхозы в Тобольске, п. Заводоуковск, лесозаводы в Ялуторовске
, Бухтальский в Нижнетавдинском районе, Антипинский, леспром системы «Караганда – уголь».
Ввод в действие новых предприятий лесной промышленности, оснащение их техникой дали возможность увеличить в 1940 году по сравнению с 1928-м вывозку древесины в 2,5 раза, производство пиломатериалов в 5 раз, фанеры по сравнению с 1932 годом – в 1,7 раза.
Строились государственные предприятия пищевой промышленности. В 1932 году вступил в строй самый крупный в стране Ситниковский завод сгущенного молока. Первоначальная мощность завода – 2 млн. банок, в 1935 году – уже 4 млн. В это же время в Ялуторовске начал работу завод сухого молока, в Казанском районе – маслозавод, в Тюмени – молочный и хлебозавод, мясокомбинаты в городах региона.
1.3 Транспорт
Экономическое, социальное развитие региона сдерживалось неразвитостью транспортных сообщений. Железная дорога обеспечивала только южные районы – 414 км путей. Этот показатель не менялся до 1960 года. В предвоенные годы проводили только техническую реконструкцию, расширение железнодорожного узла. Но даже эти работы позволили значительно увеличить пропускную способность. Вносили лепту сами железнодорожники. Машинист паровоза Г.А. Жебутинский (представитель знаменитой династии) поддержал метод машиниста Лунина – удлинил срок пробега паровоза между обтачками колесных пар. На отделении дороги ввели в практику вождение поездов с повышенным весом одним локомотивом. Этот метод очень пригодился в военные годы.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА ТЮМЕНСКОГО КРАЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
2.1 Мобилизация в Тюменском крае
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года, с 23 июня в стране была объявлена всеобщая мобилизация. Она коснулась военнообязанных 14 возрастов (1905—1918 годов рождения) и проходила в 14 военных округах СССР из 17. Конечно, Тюменский край не стал исключением. За годы войны из Тюменской области на фронт отправилось свыше 250 тысяч человек, подавляющая часть которых – мужчины. Безусловно, это повлияло на производство, к станкам на заводах встали женщины и дети. В условиях военного времени рабочий день длился по 12-18 часов,
2.2 Сельское хозяйство в годы ВОВ
В годы войны сибирские колхозы и совхозы стали главными производителями сельхозпродукции. Рабочие места на полях заняли женщины, дети и старики. С первых дней войны из Тюменского края отправлялись эшелоны с зерном, рыбой, мясной и молочной продукцией.
Получило распространение стахановское движение – повсеместно можно было наблюдать перевыполнение нормы производительности. Кадров хватало, формировались целые отряда для выполнения определенных задач. Например, были сформированы детские отряды по сбору колосков, которые в 1941 году собрали 32 тысячи пудов чистого зерна.
Колхозы ответственно подходили к подготовке новых кадров. Так, например, в августе 1941 года в МТС Упоровского района комсомольцы организовали курсы механизаторов, на которых в основном обучались девушки, а в Вагайском районе к этому времени уже сели за руль транспортных средств первые выпускники – А. Ушакова, А. Шишкина, М. Бакланова. К весеннему севу 1942 года сто молодых женщин овладели техникой вождения сложных машин. Лидером был Ишимский район, за год подготовивший 600 специалистов. Такими темпами дефицит специалистов был устранен уже в первый год войны. В условиях военного положения сельское хозяйство интенсивно расширялось.
Итоги развития сельского хозяйства за 1944 год подвела первая областная партийная конференция в феврале 1945 года. К этому времени уже была образована Тюменская область.
Из доклада конференции: «Колхозы и совхозы Тюменской области сдали государству в 1944 году 9 335 тысяч пудов хлеба или на 3 млн. пудов больше, чем в 1943 году. Свыше 500 колхозов и 21 совхоз полностью рассчитались с государством и сдали сверх плана 291 тысячу пудов хлеба. Совхозы выполнили годовой план хлебозаготовок на 106,2 процента. Тобольский, Байкаловский, Уватский районы и Ханты-Мансийский национальный округ перевыполнили план хлебозаготовок. Больших успехов добились в Омутинском, Голышмановском и Абатском районах, сдавших в два-три раза больше хлеба, чем в 1943 году».
2.3 Промышленность Тюменского края в годы ВОВ
В начале войны Тюмень стала пристанищем для оборудования и рабочего персонала заводов центральной России. В город были эвакуированы предприятия из Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы и т. д. Всего насчитывалось 28 предприятий, как малых, так и крупных. 28 прибывших предприятий объединились друг с другом, а также с местными заводами, сформировав 22 промышленных комплексов.
В военное время промышленность края была почти целиком направленна на нужды армии – производились мины, минометы, торпедные катера, мотоциклы, аккумуляторы, обмундирование, медикаменты, материалы для тяжелого военного производства.