Файл: Проблемы культуры речи современного подростка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа 59»

города Калининграда

Проектно-исследовательская работа

Тема:

«Проблемы культуры речи современного подростка»

Секция:________ русский язык ___________


Выполнили:

ученицы 8 «Л» класса

Арсёнова Полина,Савоста Екатерина

Научный руководитель:

учитель русского языка

и родного языка

Коновалова О.С.

г. Калининград,

2022г.

Оглавление

Стр.

Введение.........................................................................................................3

Глава I. Теоретические аспекты изучения сленга как особой разновидности лексики ………………………………………………….……5

1.1. Русский язык и речь современных подростков ….………….........…5

1.2. Определение понятия сленга и его виды …….………………………7

1.3. История возникновения сленга в России……………………………8

1.4. Молодёжный сленг и причины его использования…………………9

1.5. Социальные факторы, влияющие на формирование речи подростка…………………………………………………………………..…12

Глава II. Исследование роли социальных факторов…………..............13

2.1. Исследование роли социальных факторов……………………….....13 2.2. Грамотная речь – залог будущего успеха…………………………....15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….17

Список используемой литературы и интернет-источников…………...19

Введение

Речевая культура подростка неразрывно связана с культурой мышления, чувств, культурой поведения. Она во многом определяет качества нравственного облика личности, влияет на эффективность коммуникации, на успешную социализацию.

Речь современного школьника подчас агрессивна, резка, вульгарна. Тем самым он словно хочет сказать окружающим: «Я не такой, как все, я другой!» Большую роль в формировании строя речи современного школьника играют телевидение, «плохое» кино, пресса, иностранные мультфильмы. Лексический запас подростка , с одной стороны, активно пополняется специальными терминами, новыми иноязычными словами, а с другой, – сокращается за счёт выхода из активного употребления многих литературных слов. Поэтому влияние телевидения и интернета плохо сказывается на развитии современной молодѐжи. Этот вопрос беспокоит родителей, педагогов, психологов.

В связи с вышесказанным, тему проекта считаем актуальной.

Гипотеза: люди старшего поколения росли и учились на хорошем кино, поучительных мультфильмах, читали много классической литературы, где использовался язык правильный, чистый, без примеси дурных слов. Современные подростки в своей речи неоправданно часто используют сленговые и заимствованные из других языков слова.

Цель проекта: выявление проблем культуры речи современного подростка.

Задачи проекта:

  • рассмотреть некоторые свойства грамотной речи,

  • изучить источники и причины возникновения молодёжного сленга,

  • исследовать роль социальных факторов в формировании речи моих ровесников,

  • выявить, насколько прочно вошли в язык школьников слова, негативно влияющие на культуру речи подростков,

  • составить рекомендации по формированию культурной речи подростков,

  • воспитывать у подрастающего поколения любовь к русскому языку и стремление к работе над грамотностью своей речи.

Объект: речь современного подростка.

Предмет: сленговая лексика.

Практическая значимость: собранный материал может быть полезен для изучения речевого строя учащихся, а также может быть использован на классных часах и уроках русского языка в качестве наглядного материала при изучении лексики и культуры речи.

Методы и приёмы: изучение литературы и интернет-источников, анкетирование, анализ и обобщение полученных результатов.

Глава I. Теоретические аспекты изучения сленга как особой разновидности лексики

1.1. Русский язык и речь современных подростков.

Язык – необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание.

Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.

На уроках русского языка мы говорим о богатстве и красоте нашего языка, развиваем нашу речь. Но в повседневной  жизни молодёжь предпочитает новую форму общения, пренебрегая нормами современного русского языка, употребляя сленг.

Литературно-языковая норма – исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Норма является одним из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и историческую преемственность за счёт свойственной ей устойчивости. Но речь современных подростков иногда кажется далекой не то что от литературного, но и от русского языка как такового. Она загрязнена жаргонами, сленгами, словами – паразитами и ненормативной лексикой.

Свой язык, непонятный окружающим, – один из признаков молодежной субкультуры. Провести четкую возрастную границу между «молодежью» и всеми остальными людьми невозможно, так что сленг служит одним из отличительных признаков этой социальной группы.

1.2. Определение понятия сленга и его виды

Известно, что изначально слово «slang» понимали как словарь «простолюдинов» и «сомнительных» личностей. Но позже термин приобрел свое современное значение: сленг – это слова и выражения, употребляемые людьми определённых групп, профессий, классов.

Как правило, сленг не используется в официальном разговорном и письменном виде. Он возникает при необходимости сделать речь более непринуждённой и игровой. Сленговые выражения вносят в разговор долю юмора, грубости или шока.

Основные виды сленга

Названия сленгов традиционно восходят к группам, которые ими пользуются. Назвать все виды вряд ли получится без серьёзного исследования, но основные типы таковы:

- молодежный,

- профессиональный,

- компьютерный,

- уголовный,

- связанный с хобби,

- другие.

В данной работе мы рассмотрим молодежный сленг.

1.3. История возникновения сленга в России

Отмечают четыре бурные волны в развитии сленга в России.
20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.
50-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг».
70-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения, когда «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
Конец XX - начало XXI вв. В настоящее время на развитие молодёжного сленга большое влияние оказывает компьютеризация. Передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью. За счёт этого интернет-сленг проникает в молодёжную речь.

1.4. Молодёжный сленг и причины его использования

Молодежный сленг – это слова, употребляемые только людьми определенной возрастной категории, заменяющие обыденную лексику и отличающиеся разговорной, а иногда и фамильярной окраской.

Молодёжный сленг – это особые слова и выражения, свойственные подросткам. В современном русском языке «молодёжные» слова чаще всего представляют собой английские заимствования (мерч, хайп, стримить, агриться и т.д.). Большое влияние оказывает компьютеризация: интернет и мемы постоянно привносят новые выражения. Молодежный сленг выполняет целый ряд функций.

Сленг как таковой — это не бескультурье, а составная часть любого языка. Подростки — обособленная группа, которая использует свои словечки, понятные только им, по нескольким причинам:

  • Это возможность вписаться в компанию, сойти за «своего».

  • Это часть подросткового бунта, неприятие старых норм, в том числе в языке.

  • Это противопоставление родителям и более старшему поколению.

  • Это желание переделать мир под себя, сделать его менее скучным и однобоким.

  • Это способ самовыражения, творческая изюминка, своеобразный юмор.

  • Это возможность называть явления, для которых в русском нет аналогов.

Примеры лексики молодёжного сленга:

Хайп – шумиха, ажиотаж. От английского hype – беззастенчивая реклама, надувательство.

Слово хайп чаще всего используют в отношении событий и персон, активно обсуждаемых в СМИ и соцсетях. Используется также производный глагол «хайпить». Он означает «разводить шумиху, агрессивно пиарить».

Пример: Весь этот хайп вокруг игры «Pokemon Go» сошёл на нет буквально за месяц.

Хейтер – недруг. От английского to hate – ненавидеть.

В России хейтерами называют тех, кто ощущает ненависть к чему-то или кому-то и делится своей неприязнью в Интернете. Например, пишет злые комментарии под фотографиями в блогах звёзд.

Пример: У популярных блогеров в соцсетях есть множество хейтеров.

Чилить – отдыхать, ничего не делать. От английского to chill – остужать.

Подростки используют это слово, когда хотят сказать, что проводят время без пользы, просто расслабляются.

Пример: Кончай делать уроки, давай лучше почилим.

Агриться – злиться, раздражаться. От английского angry – злой, негодующий.

Слово пришло из компьютерных игр. Там оно означает, в первую очередь, нападать на виртуального противника. В интернет-сленге «агриться» приобрело и дополнительное значение – проявлять агрессию, злобу по отношению к любым темам/персонам.

Пример: Идём гулять, хватит агриться.

Зашквар – позор, бред или что-то немодное. Пришло из тюремного жаргона, где зашквариться – опозориться.

Молодёжь использует слово «зашквар», чтобы дать чему-либо (событию, тенденции) максимально негативную оценку.

Пример: Носить сандалии с носками – полный зашквар.

Свайп – скользить пальцем по экрану. От английского to swype – проводить, не отрывая, скользить.

Слово «свайп» пришло к нам с появлением сенсорных экранов. Оно означает жест, когда пользователь смартфона или планшета прикладывает палец к экрану и, не отрывая, скользит им в нужном направлении. Например, многие с помощью свайпа выводят гаджеты из режима блокировки. Также свайп помогает листать страницы электронных книг в некоторых читалках.

Пример: Я свайпнула вниз чтобы переключить видео.

Жиза — жизненно. Сокращение от слова «жизнь».

Слово «жиза» обычно употребляют после смешных или поучительных историй. Она означает «жизненно», «такова жизнь», «так бывает».

Пример: Это жиза, мой друг!

Так же в своей речи подрастающее поколение часто использует следующие слова:

Байтить – копировать, красть чужие идеи. В другом значении провоцировать, троллить.

Троллить – разыгрывать.

Банить – блокировать в интернете.

Буллинг – травля, в том числе в интернете.

Причины возникновения молодёжного сленга

  • Современная поп-культура.

  • Увлечение молодёжи культурами других стран.

  • Увлечение компьютерными играми.

  • Потребность молодёжи в самовыражении и понимании.


1.5. Социальные факторы, влияющие на формирование речи подростка

Большое влияние на характер становления языковой личности школьников-подростков имеют социальные факторы.

Социальные факторы движущая сила развития общества; явление или процесс, устанавливающий те или иные социальные изменения.

Наиболее значимыми социальными факторами являются семья, школа, круг общения, средства массовой коммуникации, для которых характерны речевая агрессия, использование внелитературной лексики, низкая речевая культура. Примеры социальных факторов:

  • Телевидение.

  • Телевизионная реклама.

  • Статьи.

  • Музыкальная культура.

  • Интернет.

  • Среда и окружающие люди.


Глава II. Исследование роли социальных факторов

2.1. Исследование роли социальных факторов

Для того чтобы глубже изучить данную тему, я провела опрос среди учащихся нашего класса, в котором приняли участие 18 человек. Предлагаю вам ознакомиться с результатом опроса.

Сленг в своей речи используют 16 человек.

Используют, но редко 2 человека.

Результаты данного исследования представлены на диаграмме.



Проведенное исследование показало, что большинство учеников нашего класса использует в своей речи сленги. Самыми распространёнными источниками получения информации являются интернет, социальные сети и общение со сверстниками.

Подростки начинают использовать сленг не только за компьютером, но и в повседневной жизни: в учебных тетрадях, в общении между собой, даже в разговоре с учителем.

Влияние интернета на речь несложно заметить. Он изобретает новые фразы с небывалой скоростью. Старшее поколение общалось посредством писем, составляло грамотные тексты, стремилось к красоте языка. Современная молодежь максимально упрощает свою жизнь короткими переписками, использованием простых терминов в обиходе.  Интернет-пользователи делают все быстро. На грамматику, пунктуацию и орфографию они не обращают внимания. Фразы перестают быть просто интернет-сленгом, они укореняются в языке. Но велик риск, что это ведет к снижению грамотности и культуры молодого поколения. Нужно чтобы каждый осознал, как интернет влияет на язык, на культуру, и старался избегать негативного воздействия, поскольку пока отмечается в основном отрицательное влияние интернет-сленга на разговорную речь и грамотность подрастающего поколения.

2.2. Грамотная речь – залог будущего успеха

Речь – это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. То, что было характерно для царской России, подверглось в свое время отрицанию и переосмыслению в рамках советской культуры. То, что мы наблюдаем сейчас, во многом связано с отрицанием культуры советской. И, конечно, свойства речи и свойства среды взаимосвязаны.

Грамотная речь – это умение изъясняться литературным языком так, чтобы донести свою мысль до собеседника, читателя или слушателя.

Грамотная речь необходима в учебе, в работе, в общении, во взаимопонимании. Для того чтобы грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, необходимо обладать большим словарным запасом.

Поэтому необходимо:

  • читать художественную литературу,

  • исключить слова-паразиты из оборота,

  • постоянно обогащать речь новыми словами,

  • бороться с дефектами дикции или произношения.

  • слушать красивую и правильную речь,

  • пересказывать прочитанное или услышанное, выделяя главное, развивать память.

В качестве результата проектной работы мы составили несколько рекомендаций для учащихся.

Рекомендации по формированию культурной речи подростков.
1) Старайтесь чаще пересказывать прочитанные книги или просмотренные кинофильмы. Рассказывая, передайте собеседнику ощущения и следите за реакцией. Запишите рассказ, а потом прослушайте его, чтобы сделать выводы исходя из услышанного. Так вы наверняка услышите речевые ошибки, обратите внимание, где вы неправильно расставили ударения, выявите слова-паразиты.


2) Расширяйте словарный запас. Для этого, услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Не нужно к месту и не к месту употреблять модные инородные слова, потому что для грамотной речи это неприемлемо.

3) Читая литературу, запоминайте интересные фразы и речевые обороты и время от времени заглядывайте в орфографический словарь. Однако будьте осторожны с неизвестными или малоиспользуемыми словами.

4) Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и выучить наизусть.

5) Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче, учитесь читать с выражением.

6) Необходимо уметь менять свою речь и подстраиваться под собеседника в зависимости от ситуации.

7) Не забывайте следить за реакцией собеседника. Так, если разговор вызвал отторжение у собеседника, то подумайте, с чем это связано. Обратите внимание, может ему не понравился ваш говор, тон или вы неправильно построили фразу. Анализируйте свое выступление.





Заключение

В ходе исследования темы «Проблемы культуры речи современного подростка» мы выяснили, что речь человека – это его визитная карточка. Во все времена будут востребованы люди, которые владеют ораторским искусством, ведь значение ораторского мастерства очень велико в построении взаимоотношений с людьми в обществе: в семье, в кругу друзей, в школе, в университете, на работе и в карьере. Кроме того, следует помнить, что русский язык – один из самых красивых языков в мире!

Наша гипотеза подтверждена.

Цель проекта: выявление проблем культуры речи современного подростка – достигнута.

В ходе работы над проектом были решены следующие задачи:

  • рассмотрены некоторые свойства грамотной речи,

  • изучены виды, источники и причины возникновения молодёжного сленга,

  • исследована роль социальных факторов в формировании речи моих ровесников,

  • нам удалось выявить, насколько прочно вошли в язык школьников слова, негативно влияющие на культуру речи подростков, и составить рекомендации по формированию культурной речи подростков,

  • тем самым мы попытались воспитать у подрастающего поколения любовь к русскому языку и стремление к работе над грамотностью своей речи.

Я надеюсь, что как можно больше людей избавится от сленговой лексики, жаргонизмов, вульгаризмов и просторечий, ведь говорить правильно это престижно и красиво!

Практическая значимость: собранный материал может быть полезен для изучения речевого строя учащихся, а также может быть использован на классных часах и уроках русского языка в качестве наглядного материала при изучении лексики и культуры речи.

Время диктует свои правила. Постоянно развиваются новые технологии, большой объем получаемой информации из интернет- источников и из общения с окружающими людьми.

Отсутствие цензуры в средствах массовой информации и социальных сетях, использование жаргона занижают стиль речи, нормы языка и нормы речевого этикета.

Нет ничего плохого, что подростки общаются на своём сленге, но это приемлемо только в кругу сверстников.

Пройдёт несколько лет, и человек вступит во взрослую жизнь, где грамотная речь имеет большое значение.

Хочется верить, что человек, вступивший в фазу зрелого мышления, поймёт, что язык – это часть культуры нашей страны, а сленг, вторгаясь в неё, уничтожает речевые ценности, созданные много веков назад. Наш язык богат и могуч, и без всяких жаргонных слов мы можем выразить любую мысль, а поэтому не стоит упоминать в своей речи жаргонные слова, их можно заменить нейтральными русскими словами.

Список используемой литературы и интернет-источников:

  • Будагов Р. А.. Как мы говорим и пишем. – М.: Московский университет, 1998.

  • Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.

  • Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.

  • Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. – М.: Наука, 1995. – 128 с.

  • Колесов В.В. Язык города. – М.: Едиториал УРС, 2005.

  • Крысин 2003 - Л. П. Крысин. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2003.

  • Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.

  • Леорда С.В. Речевой портрет современного студента // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. – Саратов: Наука. 6, 2006.

  • Матвеева Г.Г. Скрытые грамматические значения и индентификация социального лица («портрета») говорящего. – дис.докторафилол.наук. – СПб.: Филин, 1993. – с. 58-60.

  • Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – .: ФПб, 1998.

  • Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. – М.: Наука, 1991. – с. 74-75.

  • Тарасенко Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф.дис.канд.филолог.наук // Краснодар: ФПб, 2007. – с. 12-14.

  • https HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Сленг":// HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Сленг"ru HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Сленг". HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Сленг"wikipedia HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Сленг". HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Сленг"org HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Сленг"/ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Сленг"wik HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Сленг"i HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Сленг"/ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Сленг"Сленг

  • https HYPERLINK "https://anews.com/novosti/131249527-molodezhnyj-sleng-2021":// HYPERLINK "https://anews.com/novosti/131249527-molodezhnyj-sleng-2021"anews HYPERLINK "https://anews.com/novosti/131249527-molodezhnyj-sleng-2021". HYPERLINK "https://anews.com/novosti/131249527-molodezhnyj-sleng-2021"com HYPERLINK "https://anews.com/novosti/131249527-molodezhnyj-sleng-2021"/ HYPERLINK "https://anews.com/novosti/131249527-molodezhnyj-sleng-2021"novosti HYPERLINK "https://anews.com/novosti/131249527-molodezhnyj-sleng-2021"/131249527- HYPERLINK "https://anews.com/novosti/131249527-molodezhnyj-sleng-2021"molodezhnyj HYPERLINK "https://anews.com/novosti/131249527-molodezhnyj-sleng-2021"- HYPERLINK "https://anews.com/novosti/131249527-molodezhnyj-sleng-2021"sleng HYPERLINK "https://anews.com/novosti/131249527-molodezhnyj-sleng-2021"-2021

  • http HYPERLINK "http://tayny-yazyka.ru/":// HYPERLINK "http://tayny-yazyka.ru/"tayny HYPERLINK "http://tayny-yazyka.ru/"- HYPERLINK "http://tayny-yazyka.ru/"yazyka HYPERLINK "http://tayny-yazyka.ru/". HYPERLINK "http://tayny-yazyka.ru/"ru

  • https://obuchonok.ru/node/9185#:

:text=Молодежный%20сленг%20-%20это%20особые,отличительных%20признаков%20этой%20социальной%20группы


  • https://vk.com/@1klass_pisatel-modnye-slova-20-vyrazhenii-sovremennoi-molodezhi

  • https://sociological_guide.academic.ru/214/Фактор_социальный

  • https://урок.рф/library_kids/rech_sovremennogo_shkolnika_120626.html