ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 418
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Крепление некоторого интервала ствола скважины обсадной колонны с последующим её цементированием – весьма важный и ответственный этап в строительстве скважины. От качества проведения этих работ в значительной степени зависит успешное выполнение последующих работ в скважине, её надёжность и долговечность.
Комплекс подготовительных мероприятий включает подготовку обсадных труб, бурового оборудования и собственно скважины.
В подготовку обсадных труб входит проверка качества их изготовления и обеспечение сохранности при транспортировании к месту проведения работ и погрузоразгрузочных операциях, а также при их перемещении на буровой 3].
Обсадные трубы неоднократно подвергаются проверке и проходят следующие виды контрольных испытаний и обследований:
-
визуальный осмотр, обследование наружного вида обсадных труб, проверку резьб и шаблонирование внутреннего диаметра труб на трубно – инструментальной базе бурового предприятия; -
проверка труб на дефектоскопической установке на базе бурового предприятия; -
гидравлические испытания на трубно – инструментальной базе бурового предприятия, либо непосредственно на буровой; -
визуальное обследование доставленных на буровую труб, промер длины каждой трубы; -
шаблонирование, проверка состояния резьбы трубы над устьем скважины во время спуска обсадной колонны.
Признанные пригодными трубы завозят на буровую. Общая длина доставленных труб должна на 5% превышать длину каждого
комплекта обсадной колонны. Следовательно, в проектируемом случае длина колонны определяется по формуле 2.41:
L 1, 05LСКВ,
где Lскв – длина скважины по стволу, м.
L 1, 05* 2690 2825м.
Вместе с трубами на буровую доставляют элементы технологической оснастки обсадной колонны, а также специальную смазку Р–402 для обеспечения герметичности резьбовых соединений. Все трубы укладывают на стеллажи в порядке, обратной очерёдности спуска, нумеруют их; при укладке измеряют длину каждой трубы. Буровой мастер в специальный журнал против каждой трубы записывает её длину, а также нарастающую длину колонны.
Обсадные трубы, поставленные на буровую, должны иметь комплектовочную ведомость, сертификаты или их копии на завезенные трубы, а также сведения о проверке и подготовке труб (опрессовке, дефектоскопии).
Замерять трубы необходимо стальной рулеткой, не имеющей наклонов, укладывать на стеллажи (предохраняя от ударов) маркировкой вверх в последовательности, предусмотренной планом работ, муфтовые концы должны располагаться на одной прямой и быть обращены в сторону буровой [3].
При укладке труб на стеллажи необходимо снять предохранительные кольца, ниппели, очистить, промыть соляркой и протереть насухо, после чего на ниппельный конец вновь навернуть предохранительные кольца (если заводом-изготовителем не предусмотрена смазка резьб, нанесенная непосредственно на заводе).
Применение металлических щеток или иных металлических приспособлений для очистки резьбы запрещается,
в связи с наличием в муфтах покрытия из мягкого металла для дополнительной герметичности резьбы.
Запрещается проводить подготовку ствола скважины к спуску обсадной колонны при наличии нефтепроявлений или поглощений бурового раствора до их ликвидации.
После окончания бурения скважины до проектного забоя и проведения электрометрических работ ствол скважины необходимо прошаблонировать КНБК, применявшейся при последнем долблении. Спуск КНБК необходимо осуществлять с той же скоростью, которая была при последних СПО, не допуская посадок более 3–5 тс.
В процессе шаблонирования ствола скважины необходимо прорабатывать его в интервалах затяжек, имевших место при подъёме инструмента после последнего долбления в интервалах сужений и желобных выработок по данным каверно-профилемера, а также интервалов посадок КНБК. Проработку следует производить до полной ликвидации посадок при спуске КНБК без промывок, при скорости не более чем 20–25 м/ч.
Спуск КНБК до и между интервалами проработок необходимо осуществлять с промежуточными промывками. Первая промывка производится перед выходом в открытый ствол.
Восстановление циркуляции производить плавно одним насосом с производительностью не более 8 л/с с постепенным увеличением ее до максимальной, которая была при бурении скважины, не допуская поглощений и потери циркуляции.
В процессе последнего долбления параметры промывочной жидкости следует привести в соответствие с требованиями ГТН.
Электрометрические работы производить через бурильный инструмент, низ которой оборудован воронкой.
В процессе электрометрических
работ производить расхаживание бурового инструмента на длину свечи после каждого подъёма каротажного прибора, но не реже, чем через 2 часа. Через каждые 6 часов электрометрических работ ствол скважины необходимо промыть.
В случае продолжительности электрометрических работ более 16 часов, наличия в стволе сужения или желобных выработок, а также затяжек при подъёме бурильных труб, ствол скважины необходимо прошаблонировать компоновкой инструмента, применяемой при бурении скважины. Скорость проработки ствола перед спуском должен быть 100–120 м/час, при производительности насосов 30–32 л/с. После проведения геофизических работ,
спустить воронку до забоя и промыть скважину. При промывке скважины довести параметры промывочной жидкости в соответствии с ГТН.
Задача подготовки оборудования в обеспечении безотказной работы и создание благоприятных условия для работы буровой бригады. Одновременно на буровую должны быть доставлены весь необходимый инструмент и материалы.
При проверке бурового оборудования буровая бригада проверяет буровое и силовое оборудование. Особое внимание обращают на надежность крепления и исправность буровой лебедки и ее тормозной системы, проверяют исправность буровых насосов и заменяют изношенные детали, проверяют состояние вышки и ее талевой системы, тщательно проверяют состояние крюка, талевого блока, кронблока, проверяют состояние контрольно измерительных приборов на буровой. Подготавливают рабочее место у устья
скважины.
Технологический режим спуска обсадных колонн зависит от геологических, технических, технологических условий проводки скважины и её конструкции.
Спуск обсадной колонны начинается только после проведения полного комплекса подготовительных операций.
Обсадные трубы должны быть заблаговременно уложены на стеллажи в порядке спуска их в скважину, осмотрены и пронумерованы, ослаблен натяг колец.
Длина каждой трубы, спущенной в скважину, заносится в общую меру обсадной колонны.
При затаскивании обсадных труб на буровую производится шаблонирование внутреннего диаметра труб стандартными шаблонами согласно ГОСТ 632–80.
Для свинчивания и закрепления резьбовых соединений необходимо использовать специальные автоматические ключи, как правило, с гидравлическим приводом. Ключи оборудуются моментомером.
При возникновении посадок необходимо:
-
восстановить циркуляцию; -
произвести расхаживание колонны с промывкой.
После окончания допуска колонны до проектной глубины следует промыть скважину в течение 1,5-2-х циклов циркуляции.
В процессе любых промывок скважины необходимо:
-
контролировать состояние бурового раствора с обработкой в случае необходимости и поддержанием параметров в соответствие ГТН; -
контролировать характер циркуляции с целью своевременного обнаружения поглощений или флюидопроявлений; -
контролировать наличие в буровом растворе пластовой воды, нефти или газа, в том числе с помощью газоанализатора; -
вести тщательную очистку бурового раствора.
Разгрузка обсадной колонны на забой скважины