Файл: Воспитание личности в процессе занятий физической культурой и спортом..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2023

Просмотров: 650

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На этом этапе психологическая помощь заключается в формировании психологических детерминант, спортивного результата (например, мотивация достижения успеха, формирование индивидуального стиля деятельности). Спортсмену нужна индивидуальная психологическая помощь в его отношениях с товарищами по команде и с тренером, помощь в решении личных проблем.

Глава 4. Влияние хоккея на становление личности.

Да, спорт заслуженно занял одно из ведущих мест в деле воспитания молодежи, в деле формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения. Именно поэтому нам далеко не безразлично, какова личность спортсмена, насколько гармонично его развитие как человека, как члена общества. Не безразлично прежде всего потому, что спортсмен должен быть для молодежи не идолом, не просто эталоном развития физических качеств, но идеалом человека и гражданина, примером в отношении возможностей личности овладеть всем богатством культурного наследия человечества, в том числе и богатствами физической культуры. Оценка спорта лишь как средства развития физических качеств человека в буржуазном мире нередко приводила к диспропорции физического и духовного начал, открывался тем самым путь антигуманным, реакционным идеям. Односторонняя его трактовка как области проявления главным образом телесных, биологических задатков человека способствовала столь же односторонне негативным характеристикам спорта как сферы «агрессивных инстинктов человека», вследствие чего порой делались выводы об отчужденности человека в спорте и антигуманном содержании последнего. Здесь уместно напомнить, что верный по существу, но столь же односторонне трактуемый принцип «в здоровом теле — здоровый дух» был использован в гитлеровской Германии в антигуманных целях.

Для полноценного физического развития ребенка, необходимо уделять достаточно много внимания его физической активности. С самого раннего детства следует прививать любовь к спорту и физическим нагрузкам. Сначала это смешные, забавные потешки с повторяющимися движениями руками и ногами, потом простая веселая физкультура, которая со временем становится все сложнее и продолжительнее. Когда ребенок становится старше, у него улучшается координация, выносливость, ему становится мало одной зарядки для удовлетворения своей физической активности. В определенный период ребенку необходим дух соперничества. Все эти потребности легко удовлетворит спортивная секция.


Когда родители задумываются о необходимости отдать ребенка в спортивную секцию, они не должны забывать о желаниях самого ребенка, а также учитывать то влияние, которое данная секция окажет на растущий организм. Существуют секции, в которые можно отдавать как мальчиков, так и девочек. Тем не менее, существуют секции, в которых разделение по гендерному признаку целесообразно. Например, для того чтоб из мальчика вырос сильный и мужественный мужчина, отдавать его в секцию по художественной гимнастике не стоит. В то же время, девочку не стоит отдавать в секцию хоккейного спорта, если вы хотите воспитать нежную, отзывчивую, женственную девушку.

Хоккейный спорт может принести много пользы мальчику, если ему нравится хоккей, лед, соперничество, борьба. Кроме того, занятия хоккеем развивают у ребенка ловкость, умение находить общий язык со сверстниками и работать в команде, а также преодолевать трудности и идти к поставленной цели. Занятия в хоккейной секции укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Использование сухого льда в зале способствует улучшению состояния при бронхиальной астме (легкая стадия), аллергических проявлениях и снижает частоту простудных заболеваний.

Глава 5. Авторитет тренера в команде.

Важнейший фактор психического развития личности профессионала - включение его в постоянное решение социокультурных проблем, которые сегодня затрагивают как общество в целом, так и каждую профессиональную сферу, каждого человека.  Одной из важнейших проблем, существующих сегодня в профессиональной деятельности, является рассогласование между характером отношения «человек –деятельность», который необходим для реализации процесса развития, а именно субъектно-личностного отношения, и характером отношения бессубъектного, который существует и воспроизводится сегодня в социальной практике.  Данное противоречие остро проявляет себя и в сфере спортивной деятельности. Анализ тренерской деятельности показывает, что для нее характерно рассогласование между двумя тенденциями (ориентациями): репродуктивно-консервативными, авторитарными установками и стереотипами, характеризующими сознание тренера и ориентированными прежде всего на выполнение узкопрофессиональных спортивно-технических задач. Для их выполнения тренер используется в качестве основного средства, «материала», который оформляется в соответствии с профессиональной функцией, реализуемой им на своем рабочем месте. В этой ситуации тренер «прикрепляется» к существующим должностным функциям и живет по их законам. Личностно-профессиональная позиция тренера редуцируется до функционально-исполнительской. Этот тип отношений «человек –деятельность» называется бессубъектным; ценностями педагогического гуманизма, творчества, профессионализма, где тренер выступает в качестве субъекта, ориентирующегося на создание новых форм общественной жизни.  Признание человека в качестве главной ценности дает возможность осуществлять профессиональную деятельность на принципиально иных основаниях, главный из которых - принцип творческого развития личности. Успешное осуществление педагогом процесса личностного формирования его учеников на гуманистических началах возможно при наличии авторитета. Это важное и непременное условие. Авторитетность - существенная характеристика личности, которая складывается в системе межличностных отношений. Феномен авторитета подвергался анализу в связи с рассмотрением феномена лидерства. Лидерство явление, безусловно, близкое авторитету, но это не одно и то же. А.А. Ершов [4](1971) отмечает, что понятия «лидер» и «авторитет» перекрещиваются, но они не тождественны. Подход к рассмотрению авторитета исключительно с точки зрения наличия или отсутствия тех или иных качеств индивида должен быть расценен как устаревший. С этим выводом А.В. Петровского (1987) нельзя не согласиться, потому что феномен авторитета не определяется только интраиндивидной атрибуцией личности. В то же время нельзя не признать, что определенные интраиндивидные качества, реализация которых осуществляется в условиях совместной деятельности, либо благоприятствуют, либо затрудняют завоевание авторитетной позиции, оказываясь при этом не причиной, а лишь предпосылкой его становления. В феномене авторитета воплощается диалектическое единство объективных и субъективных факторов. Для построения авторитетных отношений в диадах педагог - ученик важна экспертность учителя, т.е. учащиеся должны воспринимать его как опытного и знающего человека и на этом основании подчиняться ему. Педагог должен восприниматься как активный, деятельный человек. Причем активность проявляется не только в конкретных делах, но и в манерах, в речи, принятии ответственности. Следует отметить, что успех личности является одной из самых важных предпосылок ее влияния на других. Людям свойственно подражать тому, кто достиг успеха, а у подростков это качество выражено особенно. Поэтому учителю очень важно давать повод для оценки его деятельности как успешной, и сам он должен производить впечатление преуспевающей личности. Способность добиваться успеха воспринимается как самостоятельное качество человека, не связанное с определенным видом его деятельности (Е.В. Егорова-Гантман,[5] 1994). Успешность деятельности педагога во многом зависит от его профессиональной устойчивости. Процесс формирования профессиональной устойчивости по своей природе хаотичен. Для большинства преподавателей, тренеров этот процесс заканчивается по прошествии нескольких лет после окончания вуза, когда педагоги располагают уже значительным опытом и большим стажем работы по специальности. Однако достаточно и таких, которые не выдерживают возникающих трудностей и оставляют педагогическую деятельность, не реализовав себя в ней. Еще в процессе обучения в вузе можно заложить предпосылки для достижения успеха в профессиональной деятельности не только в плане экспертности будущего специалиста, но и в плане его личностных качеств.


Глава 6. Воспитание моральных качеств в процессе подготовки хоккеистов.

В процессе подготовки хоккеиста чрезвычайно важно сформировать его характер и личностные качества (идейность, убежденность, позитивное отношение к труду, патриотизм, любовь и преданность хоккею). Так как моральный облик спортсмена зависит от общего уровня его развития, следует постоянно нацеливать спортсмена на повышение самообразования, культуры, эрудиции. В ходе тренировочного процесса и на соревнованиях, нужно последовательно, педагогично воздействовать на формирование личностных качеств, устраняя негативные проявления, в том числе с помощью коллектива.

Одна из специфических особенностей личности - её индивидуальность. Последняя характеризует человека присущими только ему одному качествами, к которым относятся темперамент, характер, способности, динамика психических процессов и состояний, ведущие мотивы и чувства. Индивидуальность, в свою очередь, определяет стиль деятельности. Так, в спорте, достижение успеха возможно лишь при правильном учёте индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля.

Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.

Личность характеризуется определённой системностью, единством, устойчивостью своих качеств.

Необходимо учитывать, что начинающий хоккеист уже воспитан примерами родителей в семье, близких, старших товарищей, вызывающих уважение, героев книг, кино- и телефильмов, которым хочется подражать. Тренер должен продолжать воспитание, используя и развивая то положительное, что стало частью юной натуры, и решая свои задачи, прививать качества, необходимые для успешных занятий хоккеем.

Нравственную сторону из тренировок хоккея не выкинешь, а если кто-либо попытается это сделать, то добьется только одного: разрозненности команды. Если тренер не ставит перед собой сознательно задачи воспитания спортсменов, он легко может сбиться на воспитание только буржуазно-нравственных черт личности, основанных на частнособственнической психологии (эгоизма, зазнайства и т. д.)

К. Платонов, анализируя общую систему личности, справедливо относит все её особенности и черты к одной из четырёх групп, образующих четыре основные стороны личности:


  • социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
  • биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности, инстинкты);
  • опыт (объём и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
  • индивидуальные особенности различных психических процессов.

Взаимосвязь между этими группами при ведущей роли так называемых социально обусловленных свойств образует систему личности, являющуюся, по К.К. Платонову, наиболее высоким уровнем интеграции в сфере явлений личности.

В стрессовых ситуациях проявляется установка человека на достижение успеха или избегание неудачи. Эти установки определяют соответствующую направленность характера. В частности, хоккеисты, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Они склонны ставить завышенные трудные цели, не боятся опасности. Степень реализации таких целей зависит от развития их волевой сферы. Хоккеисты, у которых преобладает установка на избегание неудачи, более осмотрительны, ставят посильные цели, реже рискуют.

Так, хоккеисты с установкой на достижение успеха чаще предпочитают играть в нападение, а игроки с установкой на избегание неудачи надёжнее выполняют функции защитников.

Эмоционально-динамические особенности свойств характера зависит от темперамента. Взаимосвязь характера и темперамента определяется общей функциональной основой. От темперамента во многом зависит протекание внешних проявлений свойств характера. Темперамент во многом обусловливает эмоционально-динамические аспекты характера, тормозя или благоприятствуя развитию его черт. Например, у сангвиника легче воспитать общительность, у флегматика это качество формируется труднее. Зато флегматику легче проявить настойчивость и выдержку, а сангвинику это значительно сложнее. В свою очередь, характер оптимизирует негативные социальные проявления темперамента (например, безудержность, неуравновешенность холерика).

Компенсаторные влияния характера на темперамент достигаются за счёт специального развития навыков волевой регуляции с применением само приказов, самовнушения, само убеждения, само одобрения, самокритики и т.п.

В хоккее люди без сильного характера не могут достичь больших успехов, так как этот вид деятельности требует максимальной самоотдачи, регулярных напряжённых тренировок, предельной мобилизации сил. Спорт по сути своей - хорошее средство для воспитания характера. Роль спортивной деятельности в его формировании заключается в том, что в ней образуются те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер. Но, для того чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надёжными, они должны сформироваться в систему навыков. Благодаря им в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер, способен совершить незапланированные поступки без длительного размышления и колебаний. Психологическими проявлениями таких навыков являются привычки.


Достижение высокого мастерства в хоккее невозможно без привычки к регулярным напряжённым тренировкам, к выполнению сложных технических упражнений, проявлению воли и т.п. Но привычки лишь тогда становятся основой соответствующих свойств характера, когда они формируются и проявляются при сознательном активном отношении спортсмена к своей деятельности, долгу и при самоконтроле. Так в процессе регулярных тренировок у высококвалифицированных спортсменов формируется привычка тщательно, всесторонне готовиться к ответственным соревнованиям на фоне волевых усилий и реализации возрастающих функциональных возможностей. Во время такой подготовки психика их постепенно настраивается, как бы подготавливая организм к достижению всё более высоких спортивных результатов. Спортивный коллектив, создавая условия для удовлетворения потребности в общении, способствует формированию эмоционально-ценностных отношений.

Подготовка спортсмена связана с длительными тренировками в различных погодных условиях, с выполнением большого объёма сложных упражнений, физической нагрузкой. Как правило, всё это связано с наступлением утомления. Поэтому тренеру в это время следует с пониманием относиться к снижению активности у спортсменов, ухудшению их настроения, не следует делать им замечания. Тренеру следует добиваться, чтобы провинившегося хоккеиста осудили его же товарищи, это повышает чувство ответственности перед коллективом. Хоккеистам, слабо или неудачно выступившим в соревнованиях, рекомендуется объяснить причины и неудачи, предварительно изучив их, так как, устранив определённые недостатки, они могут рассчитывать на победу в следующих соревнованиях. В таких случаях очень важно вселить в них уверенность в свои силы и способности.

Тренер должен для каждого хоккеиста с учётом его индивидуальных особенностей разработать целевую программу подготовки, наглядно объяснив, как нужно тренироваться, какими моральными качествами обладать, чтобы стать спортсменом экстра-класса.

Решая задачи психологической подготовки спортсменов и общие задачи их воспитания, рекомендуется составлять на них индивидуальные личностные характеристики.

Для воспитания моральных качеств у юного хоккеиста тренеру необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • сознательности - хоккеист осознано, с доверием принимает советы-указания;
  • систематичности - планируемое тренером постоянное, последовательное, целенаправленное применение средств воздействия;
  • всесторонности - воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности, психомоторику, интеллект.
  • согласованности - мероприятия морального воздействия должны увязываться с другими логическими составляющими систему тренировки.