Файл: Воспитание личности в процессе занятий физической культурой и спортом..pdf
Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 653
Скачиваний: 15
Моральная подготовка направлена на решение множества задач, однако наиболее значимой является воспитание моральных сторон личности хоккеиста, включающие формирование сознательности, ответственности за свои поступки, трудолюбия, добросовестного отношения к тренировкам, дисциплинированности, смелости, решительности, выдержки, самообладания, умения преодолевать трудности, настойчивости, уважения к членам команды, стремления прийти на помощь к окружающим.
Все вышеперечисленные качества более ярко выражены и проявляются у тех хоккеистов, которые любят свою страну, гордятся ее историей. Великими, доблестями соотечественников, достижениями в науке, культуре, искусстве, спорте. В беседах, конкретных ситуациях тренер должен дать хоккеистам знания о личностных качествах, приводя примеры их проявлений в жизненных обстоятельствах .
В наиболее конкретной форме социальная направленность личности хоккеиста находит своё выражение в:
1. отношении конкретного хоккеиста к другим членам команды (доброта, отзывчивость, уважение, дружба, коллективизм, симпатия и др.);
2. отношение хоккеиста к своим основным видам деятельности - трудовой, учебной, спортивной, научной и др. (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, новаторство и др.);
3. отношение хоккеиста к своей Родине (патриотизм, героизм, преданность идеалам, интернационализм и др.)
4. отношении к самому себе (достоинство, гордость, скромность, самоуважение, самолюбие и др.);
5. отношение хоккеиста к природе, вещам, различным явлениям (бережливость, аккуратность, экономичность и др.).
Моральная подготовка будет успешна, если в планах органично объединить задачи, отражающие специфику хоккейной подготовки и наиболее типичные для большинства видов спорта. Такими задачами являются:
- создание коллектива и оптимального психологического климата в нем;
- формирование мотивации и достижений;
- применение воспитывающих воздействий для формирования личности хоккеиста;
- формирование уверенности в реализации его возможностей;
- освоение приемов самоконтроля и само регуляции;
- овладение хоккеистами умением управлять психическим состоянием в тренировке и на играх с помощью психорегулирующих внешних и внутренних воздействий;
- определение наиболее вероятных источников напряжения при подготовке к главным играм сезона;
- освоение средств и методов психического восстановления.
Не маловажную роль для успешного выступления команды имеет высокое чувство коллективизма, товарищеские взаимоотношения, сплоченность хоккеистов. С целью формирования сплоченного коллектива и здорового психологического климата тренер должен осуществлять индивидуальный подход к каждому игроку, умело объединять всех игроков команды (лидеров и рядовых) и направлять их деятельность в интересах коллектива, важное значение имеет решение проблемы комплектования команды и звеньев.
Хоккей - это командная игра. Результат игры зависит от взаимодействия игроков в пятерках, от слаженности действий всей команды. Влияние коллектива на формирования личности юных хоккеистов многообразны.
Хоккейная команда воспитывает лидеров: в команде есть капитан, помощник капитана. Все лидеры внутри команды могут решать спорные вопросы и конфликты, не дают в обиду более слабых, могут настроить команду (пятерку) на игру. Самые основные вопросы, касающиеся команды, выносятся на общее собрание. Тренер может правильно и тактично использовать возможности детского коллектива в интересах обучения и воспитания юных хоккеистов.
Коллектив приучает спортсмена к дисциплине и организованности. Юный хоккеист старается не опаздывать и не пропускать тренировки и игры, дисциплинированно ведет себя на играх, так как не хочет подводить команду. Если ребенок не дисциплинирован, то происходит нарушение личностных отношений, пятерка вынуждена заменить игрока, и для ребенка это болезненно. Если он дорожит спортом и коллективом, то начнет соблюдать требования.
Юные хоккеисты под воздействием коллектива начинают привыкать трудиться на тренировках и на играх с полной самоотдачей. Те хоккеисты, которые трудятся в пол силы, медленно прогрессируют и со временем отстают от других. Практика показывает, что много талантов не смогли пробиться или закрепиться в большом спорте, потому что им не хватило трудолюбия, характера. В случае, если юный спортсмен откровенно «халтурит», он непременно получит недовольство от своей пятерки или капитана команды. В самом крайнем случае его не допустят на соревнования, а это болезненно и сильно бьет по самолюбию ребенка.
У юных хоккеистов воспитывается желание учиться хорошо, потому что тренер после окончания учебной четверти просматривает школьные дневники, поддерживает связь со школой, родителями. Плохая учеба и плохое поведение может стать предметом осуждения в команде, если известны школьные неуспехи по каким-то предметам конкретных членов команды. Как правило, дети хотят быть успешными в глазах членов своей команды, и опасение оказаться в положении неуспевающих или нарушающих дисциплину заставляет детей улучшать отметки в школе и контролировать свое поведение.
Юные хоккеисты учатся общению в коллективе. Когда они в течение многих лет тренируются и общаются вместе, многие становятся друзьями. Хоккейные команды организуют проведение праздников, мероприятий, общаются в соцсетях, некоторые команды образуют сайты команд. Это все укрепляет сплоченность команды, ребята стремятся проводить вместе свое свободное время. Таким образом формируются товарищеские качества, дружба, взаимопомощь.
Молодые хоккеисты в сравнении с ребятами, которые не занимаются спортом, взрослея, становятся более здоровыми, лучше подготовленными к взрослой жизни. В командах хоккеисты не курят и не употребляют спиртных напитков, наркотиков, так как они знают, что это влияет на работоспособность и, если они будут делать это, их могут наказать и отчислить из команды. Команда жестко требует соблюдения спортивного режима.
В процессе тренировок и соревнований юные спортсмены находятся в ситуациях, когда их личное имущество хранится в открытую, возникает соблазн взять чужую вещь. Коллектив резко осуждает воровство и приучает спортсменов к внутренним моральным правилам.
Таким образом, детский коллектив обладает большими воспитательными возможностями. И от умения педагога (тренера) зависит, как правильно он будет использовать эти возможности.
Все вышесказанное зависит от квалификации, опыта и личных качеств тренера, который помогает сделать микроклимат в команде «здоровым».
Чем больше времени проводит хоккеист в команде, тем сильнее на него это коллективное влияние.
Есть ситуации, когда ребенка желательно сохранить в команде. В таких случаях коллективом и тренером уделяется повышенное внимание такому ребенку.
При этом воспитание моральных качеств невозможно без достойного примера в лице тренера. Тренер должен своим примером показать свое отношение к занятию хоккеем, к другим людям, к подчиненным и т.д. Ведь хоккеисты, особенно юные, пытаются подражать не только известным героям хоккея, но и своему тренеру.
Многие свойства характера, определяемые отношениями личности к явлениям, к себе, к другим людям, зависят не только от отношения тренера к другим людям, но и от отношения его к своей работе, к самому себе. При этом все эти виды отношений связаны между собой. Так, отношение спортсмена к избранному виду спорта связано с отношением с коллективом, отдельными товарищами, тренером, с отношением к Родине (особенно если спортсмен - член сборной страны) и, наконец, с отношением к самому себе.
Не зря традиционно считается, что хоккей формирует такие социально важные черты личности, как лидерство, уважение к власти, послушание, дисциплинированность, повиновение, трудолюбие, и т.п., благодаря чему хоккей чрезвычайно ценен в деле воспитания молодежи.
Таким образом, социальные навыки и черты индивидуальности, полученные в хоккее, позволяют хоккеистам стать ответственными гражданами и успешными членами общества.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что для воспитания хоккеиста высокого уровня необходимо уделять внимание не только физической подготовке спортсмена, но и воспитанию моральных качеств хоккеиста. От моральных качеств хоккеиста будет зависеть его положение в команде, а это в свою очередь отразится на выступлении команды, ведь чем сплоченные команда, тем результат выше.
Одним из ключевых моментов воспитания хоккеиста как достойной личности является поведение и личностные качества самого тренера.
Семья является основой формирования моральных качеств хоккеиста. Именно семья оказывает решающее влияние на включение ребенка в занятия хоккеем. Влияние родителей на ребенка является более заметным, если кто-либо из родителей является спортсменом.
Таким образом, также можно сделать вывод, что хоккей формирует в спортсменах ряд положительных черт. Такими чертами являются лидерство, выносливость, самоконтроль, дисциплинированность и т.д. Данные черты позволяют хоккеистам стать ответственными, законопослушными гражданами.
Заключение.
Хоккей – жёсткий и техничный, по-настоящему мужской вид спорта, он развивает мужественность и смелость. Хоккеист должен:
- Иметь хорошую реакцию.
- Чётко координировать свои движения и действия.
- Уметь за секунды оценивать ситуацию на площадке.
- Быть организованным, волевым и целеустремлённым.
- Иметь выдержку.
- Принимать быстрые решения.
- Ставить интересы команды выше личных амбиций.
- Быть лидером.
Найти для себя пример для подражания в профессиональном хоккее несложно. Им может стать Александр Овечкин, который одинаково хорошо показывает себя на высоких скоростях и в силовой борьбе и Илья Ковальчук, поражающий силой и точностью бросков. В своём стремлении выиграть всегда удивляет болельщиков Шон Эйвери, отдавать блестящие пасы умеет Джо Торнтон, а молниеносно оценивает обстановку на площадке Сидни Кросби. Примером прекрасной физической формы может служить Здено Хара, разумной жёсткости – Дион Фанёф, умения кататься на коньках – Скотт Нидермайер, а играть на команду – Сергей Зубов. Можно перечислить ещё десятки российских зарубежных хоккеистов, на которых можно и нужно равняться, но не следует забывать, что успех в хоккее зависит не только от стараний тренера и личных данных, но и от вашей настойчивости, целеустремлённости и любви к спорту.
Итак, основная задача тренера – это учить, любить, трудиться. Лучшее для этого средство личный пример тренера. Замечено: у трудолюбивых наставников, как правило, лентяев не бывает. Порядок, раз и навсегда в команде, поможет тренеру, опираясь на ведущих игроков удерживать высокий уровень дисциплины, трудовую и очень радостную атмосферу в команде.
Закон педагогики, сформулированных В.А.Сухомлинским[6], гласит: «Источником детского желания трудиться является, прежде всего, желании узнать». В развитии этого желания все, почти все зависит от тренера. Он не только должен быть самым трудолюбивым в команде. Главное для тренера —уметь работать на игроков. Каждый день, каждую минуту обязан тренер давать юным хоккеистам новые знания, придумывать для них новые тренировочные упражнения, выдумывать подбадривающие слова. В команде всегда должна царить жизнерадостная атмосфера кипучей, творческой деятельности ребят. И тренеру важно ее постоянно поддерживать, умело поднимать авторитет своих ближайших добровольных помощников, постоянно с ними советоваться, считаться с их мнением.
Создание коллектива с привлечением к этому делу фантазии и инициативы ребят сделает занятия творческими. И тогда даже на самых трудных, тяжелых тренировках непременно будут улыбки. Дружный труд в коллективе поможет юным хоккеистам воспитывать в себе очень важные для жизни, для учебы качества - пытливость, самодисциплину, умение следить за собой. Забота о делах коллектива, о товарищах станет жизненной нормой юноши.
В заключение нашего исследования можно сделать ряд выводов.
В работе установлено, что определяющими качествами личности юного спортсмена являются целеустремленность, общественная инициатива и ответственность перед коллективом за свои действия, которые проявляются при совершении им нравственно-волевого поступка.
Нравственно-волевые качества личности возникают, формируются и развиваются в процессе педагогического взаимодействия, актуализирующего ее способности дифференцировать: оценку предстоящего задания; постановку перед собой доступных целей и задач тренировки; намечать пути и средства их решения; планировать во времени их выполнение; сосредотачиваться на осуществлении того, что намечено; подчинять поставленной цели режим жизни; корректировать решаемые задачи; критически пересматривать и отбирать различные ценности, опыт, идеи, с множеством которых подросток сталкивается в процессе занятий хоккеем.
Педагогическими условия развития морально-волевых качеств у юных хоккеистов, на наш взгляд, являются: расширение представлений у подростков о хоккее как способе развития личности; учет индивидуальных и возрастных особенностей юных спортсменов; формирование эмоционально-положительных взаимоотношений в спортивном коллективе; использование разнообразных педагогических ситуаций, методов и приемов, стимулирующих развитие морально-волевых качеств юного спортсмена.
Выделенные условия играют важную роль в реализации основных аспектов морально-волевого воспитания юного спортсмена, с учетом этих условий происходит морально-волевое развитие личности подростка, то есть развитие: способности подростков к нравственному самоопределению; способности подростков к совершению нравственных поступков; готовности подростка к активной совместной деятельности в группе.