Файл: Воспитание личности в процессе занятий физической культурой и спортом..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2023

Просмотров: 653

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Моральная подготовка направлена на решение множества задач, однако наиболее значимой является воспитание моральных сторон личности хоккеиста, включающие формирование сознательности, ответственности за свои поступки, трудолюбия, добросовестного отношения к тренировкам, дисциплинированности, смелости, решительности, выдержки, самообладания, умения преодолевать трудности, настойчивости, уважения к членам команды, стремления прийти на помощь к окружающим.

Все вышеперечисленные качества более ярко выражены и проявляются у тех хоккеистов, которые любят свою страну, гордятся ее историей. Великими, доблестями соотечественников, достижениями в науке, культуре, искусстве, спорте. В беседах, конкретных ситуациях тренер должен дать хоккеистам знания о личностных качествах, приводя примеры их проявлений в жизненных обстоятельствах .

В наиболее конкретной форме социальная направленность личности хоккеиста находит своё выражение в:

1. отношении конкретного хоккеиста к другим членам команды (доброта, отзывчивость, уважение, дружба, коллективизм, симпатия и др.);

2. отношение хоккеиста к своим основным видам деятельности - трудовой, учебной, спортивной, научной и др. (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, новаторство и др.);

3. отношение хоккеиста к своей Родине (патриотизм, героизм, преданность идеалам, интернационализм и др.)

4. отношении к самому себе (достоинство, гордость, скромность, самоуважение, самолюбие и др.);

5. отношение хоккеиста к природе, вещам, различным явлениям (бережливость, аккуратность, экономичность и др.).

Моральная подготовка будет успешна, если в планах органично объединить задачи, отражающие специфику хоккейной подготовки и наиболее типичные для большинства видов спорта. Такими задачами являются:

  • создание коллектива и оптимального психологического климата в нем;
  • формирование мотивации и достижений;
  • применение воспитывающих воздействий для формирования личности хоккеиста;
  • формирование уверенности в реализации его возможностей;
  • освоение приемов самоконтроля и само регуляции;
  • овладение хоккеистами умением управлять психическим состоянием в тренировке и на играх с помощью психорегулирующих внешних и внутренних воздействий;
  • определение наиболее вероятных источников напряжения при подготовке к главным играм сезона;
  • освоение средств и методов психического восстановления.

Не маловажную роль для успешного выступления команды имеет высокое чувство коллективизма, товарищеские взаимоотношения, сплоченность хоккеистов. С целью формирования сплоченного коллектива и здорового психологического климата тренер должен осуществлять индивидуальный подход к каждому игроку, умело объединять всех игроков команды (лидеров и рядовых) и направлять их деятельность в интересах коллектива, важное значение имеет решение проблемы комплектования команды и звеньев.


Хоккей - это командная игра. Результат игры зависит от взаимодействия игроков в пятерках, от слаженности действий всей команды. Влияние коллектива на формирования личности юных хоккеистов многообразны.

Хоккейная команда воспитывает лидеров: в команде есть капитан, помощник капитана. Все лидеры внутри команды могут решать спорные вопросы и конфликты, не дают в обиду более слабых, могут настроить команду (пятерку) на игру. Самые основные вопросы, касающиеся команды, выносятся на общее собрание. Тренер может правильно и тактично использовать возможности детского коллектива в интересах обучения и воспитания юных хоккеистов.

Коллектив приучает спортсмена к дисциплине и организованности. Юный хоккеист старается не опаздывать и не пропускать тренировки и игры, дисциплинированно ведет себя на играх, так как не хочет подводить команду. Если ребенок не дисциплинирован, то происходит нарушение личностных отношений, пятерка вынуждена заменить игрока, и для ребенка это болезненно. Если он дорожит спортом и коллективом, то начнет соблюдать требования.

Юные хоккеисты под воздействием коллектива начинают привыкать трудиться на тренировках и на играх с полной самоотдачей. Те хоккеисты, которые трудятся в пол силы, медленно прогрессируют и со временем отстают от других. Практика показывает, что много талантов не смогли пробиться или закрепиться в большом спорте, потому что им не хватило трудолюбия, характера. В случае, если юный спортсмен откровенно «халтурит», он непременно получит недовольство от своей пятерки или капитана команды. В самом крайнем случае его не допустят на соревнования, а это болезненно и сильно бьет по самолюбию ребенка.

У юных хоккеистов воспитывается желание учиться хорошо, потому что тренер после окончания учебной четверти просматривает школьные дневники, поддерживает связь со школой, родителями. Плохая учеба и плохое поведение может стать предметом осуждения в команде, если известны школьные неуспехи по каким-то предметам конкретных членов команды. Как правило, дети хотят быть успешными в глазах членов своей команды, и опасение оказаться в положении неуспевающих или нарушающих дисциплину заставляет детей улучшать отметки в школе и контролировать свое поведение.

Юные хоккеисты учатся общению в коллективе. Когда они в течение многих лет тренируются и общаются вместе, многие становятся друзьями. Хоккейные команды организуют проведение праздников, мероприятий, общаются в соцсетях, некоторые команды образуют сайты команд. Это все укрепляет сплоченность команды, ребята стремятся проводить вместе свое свободное время. Таким образом формируются товарищеские качества, дружба, взаимопомощь.


Молодые хоккеисты в сравнении с ребятами, которые не занимаются спортом, взрослея, становятся более здоровыми, лучше подготовленными к взрослой жизни. В командах хоккеисты не курят и не употребляют спиртных напитков, наркотиков, так как они знают, что это влияет на работоспособность и, если они будут делать это, их могут наказать и отчислить из команды. Команда жестко требует соблюдения спортивного режима.

В процессе тренировок и соревнований юные спортсмены находятся в ситуациях, когда их личное имущество хранится в открытую, возникает соблазн взять чужую вещь. Коллектив резко осуждает воровство и приучает спортсменов к внутренним моральным правилам.

Таким образом, детский коллектив обладает большими воспитательными возможностями. И от умения педагога (тренера) зависит, как правильно он будет использовать эти возможности.

Все вышесказанное зависит от квалификации, опыта и личных качеств тренера, который помогает сделать микроклимат в команде «здоровым».

Чем больше времени проводит хоккеист в команде, тем сильнее на него это коллективное влияние.

Есть ситуации, когда ребенка желательно сохранить в команде. В таких случаях коллективом и тренером уделяется повышенное внимание такому ребенку.

При этом воспитание моральных качеств невозможно без достойного примера в лице тренера. Тренер должен своим примером показать свое отношение к занятию хоккеем, к другим людям, к подчиненным и т.д. Ведь хоккеисты, особенно юные, пытаются подражать не только известным героям хоккея, но и своему тренеру.

Многие свойства характера, определяемые отношениями личности к явлениям, к себе, к другим людям, зависят не только от отношения тренера к другим людям, но и от отношения его к своей работе, к самому себе. При этом все эти виды отношений связаны между собой. Так, отношение спортсмена к избранному виду спорта связано с отношением с коллективом, отдельными товарищами, тренером, с отношением к Родине (особенно если спортсмен - член сборной страны) и, наконец, с отношением к самому себе.

Не зря традиционно считается, что хоккей формирует такие социально важные черты личности, как лидерство, уважение к власти, послушание, дисциплинированность, повиновение, трудолюбие, и т.п., благодаря чему хоккей чрезвычайно ценен в деле воспитания молодежи.

Таким образом, социальные навыки и черты индивидуальности, полученные в хоккее, позволяют хоккеистам стать ответственными гражданами и успешными членами общества.


Из вышеизложенного можно сделать вывод, что для воспитания хоккеиста высокого уровня необходимо уделять внимание не только физической подготовке спортсмена, но и воспитанию моральных качеств хоккеиста. От моральных качеств хоккеиста будет зависеть его положение в команде, а это в свою очередь отразится на выступлении команды, ведь чем сплоченные команда, тем результат выше.

Одним из ключевых моментов воспитания хоккеиста как достойной личности является поведение и личностные качества самого тренера.

Семья является основой формирования моральных качеств хоккеиста. Именно семья оказывает решающее влияние на включение ребенка в занятия хоккеем. Влияние родителей на ребенка является более заметным, если кто-либо из родителей является спортсменом.

Таким образом, также можно сделать вывод, что хоккей формирует в спортсменах ряд положительных черт. Такими чертами являются лидерство, выносливость, самоконтроль, дисциплинированность и т.д. Данные черты позволяют хоккеистам стать ответственными, законопослушными гражданами.

Заключение.

Хоккей – жёсткий и техничный, по-настоящему мужской вид спорта, он развивает мужественность и смелость. Хоккеист должен:

  • Иметь хорошую реакцию.
  • Чётко координировать свои движения и действия.
  • Уметь за секунды оценивать ситуацию на площадке.
  • Быть организованным, волевым и целеустремлённым.
  • Иметь выдержку.
  • Принимать быстрые решения.
  • Ставить интересы команды выше личных амбиций.
  • Быть лидером.

Найти для себя пример для подражания в профессиональном хоккее несложно. Им может стать Александр Овечкин, который одинаково хорошо показывает себя на высоких скоростях и в силовой борьбе и Илья Ковальчук, поражающий силой и точностью бросков. В своём стремлении выиграть всегда удивляет болельщиков Шон Эйвери, отдавать блестящие пасы умеет Джо Торнтон, а молниеносно оценивает обстановку на площадке Сидни Кросби. Примером прекрасной физической формы может служить Здено Хара, разумной жёсткости – Дион Фанёф, умения кататься на коньках – Скотт Нидермайер, а играть на команду – Сергей Зубов. Можно перечислить ещё десятки российских зарубежных хоккеистов, на которых можно и нужно равняться, но не следует забывать, что успех в хоккее зависит не только от стараний тренера и личных данных, но и от вашей настойчивости, целеустремлённости и любви к спорту.

Итак, основная задача тренера – это учить, любить, трудиться. Лучшее для этого средство личный пример тренера. Замечено: у трудолюбивых наставников, как правило, лентяев не бывает. Порядок, раз и навсегда в команде, поможет тренеру, опираясь на ведущих игроков удерживать высокий уровень дисциплины, трудовую и очень радостную атмосферу в команде.


Закон педагогики, сформулированных В.А.Сухомлинским[6], гласит: «Источником детского желания трудиться является, прежде всего, желании узнать». В развитии этого желания все, почти все зависит от тренера. Он не только должен быть самым трудолюбивым в команде. Главное для тренера —уметь работать на игроков. Каждый день, каждую минуту обязан тренер давать юным хоккеистам новые знания, придумывать для них новые тренировочные упражнения, выдумывать подбадривающие слова.  В команде всегда должна царить жизнерадостная атмосфера кипучей, творческой деятельности ребят. И тренеру важно ее постоянно поддерживать, умело поднимать авторитет своих ближайших добровольных помощников, постоянно с ними советоваться, считаться с их мнением.

Создание коллектива с привлечением к этому делу фантазии и инициативы ребят сделает занятия творческими. И тогда даже на самых трудных, тяжелых тренировках непременно будут улыбки. Дружный труд в коллективе поможет юным хоккеистам воспитывать в себе очень важные для жизни, для учебы качества - пытливость, самодисциплину, умение следить за собой. Забота о делах коллектива, о товарищах станет жизненной нормой юноши.

В заключение нашего исследования можно сделать ряд выводов.
В работе установлено, что определяющими качествами личности юного спортсмена являются целеустремленность, общественная инициатива и ответственность перед коллективом за свои действия, которые проявляются при совершении им нравственно-волевого поступка.
Нравственно-волевые качества личности возникают, формируются и развиваются в процессе педагогического взаимодействия, актуализирующего ее способности дифференцировать: оценку предстоящего задания; постановку перед собой доступных целей и задач тренировки; намечать пути и средства их решения; планировать во времени их выполнение; сосредотачиваться на осуществлении того, что намечено; подчинять поставленной цели режим жизни; корректировать решаемые задачи; критически пересматривать и отбирать различные ценности, опыт, идеи, с множеством которых подросток сталкивается в процессе занятий хоккеем.
Педагогическими условия развития  морально-волевых качеств у юных хоккеистов, на наш взгляд, являются: расширение представлений у подростков о хоккее как способе развития личности; учет индивидуальных и возрастных особенностей юных спортсменов; формирование эмоционально-положительных взаимоотношений в спортивном коллективе; использование разнообразных педагогических ситуаций,  методов и приемов, стимулирующих развитие морально-волевых качеств юного спортсмена.
Выделенные условия играют важную роль в реализации основных аспектов морально-волевого воспитания юного спортсмена, с учетом этих условий происходит морально-волевое развитие личности подростка, то есть развитие: способности подростков к нравственному самоопределению; способности подростков к совершению нравственных поступков; готовности подростка к активной совместной деятельности в группе.