Файл: 1. Сущность банкротства юридических лиц 1 Понятие банкротства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Сущность банкротства юридических лиц

1.1 Понятие банкротства

В условиях рыночной экономики одним из приоритетных направлений государственной политики является улучшение экономической конъюнктуры. От деятельности государства в этой сфере зависит в первую очередь улучшение деловой среды и инвестиционного имиджа страны. Например, это способствует эффективному функционированию института банкротства. Можно утверждать, что она является неотъемлемой частью механизма государственного регулирования экономики, а банкротство используется для очищения рынка от неэффективных хозяйствующих субъектов. Если экономика выведена из кризиса, то нужен механизм противовеса, направленный на восстановление платежеспособности компаний-должников. Необходимо определить вероятность банкротства стратегических, градообразующих и социально значимых предприятий, предварительно применить меры по продвижению финансового оздоровления и институциональной реструктуризации.

Термин "банкротство" характеризует неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ и услуг, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Необходимо проводить различие между несостоятельностью и банкротством.

Несостоятельность-неспособность хозяйствующего субъекта выполнить финансовые обязательства перед кредиторами после наступления срока платежа, в том числе по заработной плате, а также исполнить обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) не только за счет восстановления платежеспособности.

Под банкротством следует понимать правовое принудительное действие через судебный процесс для наиболее полного удовлетворения требований кредиторов в случае возникновения осложнений с платежами, то есть когда предприятие становится неплатежеспособным. Современное законодательство о банкротстве учитывает наряду с интересами кредиторов также и интересы общества, к которым относятся реорганизация предприятия и сохранение таким образом важных для национальной экономики рабочих мест. Для открытия конкурсного производства вам необходимо подать заявление о неплатежеспособности должника, как например, неплатежеспособность и чистый долг. Банкротство не обязательно приводит к ликвидации предприятия.

Субъектом банкротства может быть только хозяйствующий субъект. Не могут быть признаны банкротами обособленные структурные подразделения хозяйствующего субъекта (филиал, представительства и филиалы).


Кредиторами несостоятельных должников являются юридические лица, подтверждающие в соответствии с законодательством требования к должнику по денежным обязательствам, в том числе кредиторы, требования которых полностью или частично обеспечены залогом.

Права кредиторов для неплатежеспособных должников также являются определенными статутными органами по взиманию налогов и сборов (обязательных платежей). Если у одного из должников есть денежные требования двух или более кредиторов, они образуют собрание (комитет) кредиторов в соответствии с требованиями законодательства.

Причины банкротства можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешне-объективно в случае предприятия-банкрота:

  • резкое снижение спроса на продукцию и падение цен на нее;

  • более высокие цены на сырье, энергоносители;

  • политическая и социально-экономическая ситуация в государстве;

  • стихии и тому подобное.

Внутренние-субъективные, которые зависят от руководства и специалистов предприятия:

  • недостатки в производственно-технической и экономической политике;

  • запоздалая и неадекватная реакция на изменения рыночной конъюнктуры;

  • нерациональная организационная структура;

  • ошибка в выборе линии и стратегии развития, крупномасштабных инвестиционных проектах, объектах, мероприятиях и тому подобное.

В кризис компания находится сразу, но движение в ее сторону начинается с ухудшения определенных показателей, характеризующих внешнюю и внутреннюю среду, а именно симптомов банкротства. К ним относятся:

1. Снижение спроса на продукцию и снижение объемов производства.

2. Потеря клиентов и покупателей.

3. Снижение урожайности продукции.

4. Увеличьте размер неликвидных оборотных активов.

5. Неравномерность производства.

6. Низкий уровень использования производственного потенциала и снижение производительности труда.

7. Сокращение рабочих мест.

8. Увеличение производственных затрат.

9. Прекращение текущих платежей и систематическое нарушение сроков погашения обязательств.

10. Снижение денежного потока от операционной деятельности.

11. Падение рыночных цен на ценные бумаги и снижение дивидендов.

Все эти симптомы делятся на две группы:

  • те, которые характеризуют общую задолженность предприятия;

  • те, которые характеризуют полную неплатежеспособность.


В случаях, предусмотренных законом, общество-должник, его акционеры, собственники имущества и другие лица несут юридическую ответственность за нарушение законодательства о банкротстве, в частности фиктивное банкротство, сокрытие факта банкротства или преднамеренное банкротство.

Фиктивным банкротством называется ложное заявление хозяйствующего субъекта в суд о невозможности исполнения обязательств перед кредиторами и государством. При установлении факта фиктивного банкротства, то есть фактической платежеспособности должника, суд отказывает должнику в удовлетворении заявления о признании банкротом и применяет предусмотренные законом санкции.

Преднамеренное банкротство - это стойкая неплатежеспособность хозяйствующего субъекта, вызванная умышленными действиями собственника имущества или должностного лица хозяйствующего субъекта, если она причинила значительный материальный ущерб интересам государства, общества или интересы кредиторов защищены законом.

Сокрытие факта банкротства, фиктивного банкротства или умышленного доведения до банкротства и противоправных действий в рамках процедур несостоятельности, связанных с отчуждением имущества должника, причинивших значительный ущерб интересам кредиторов и государства, влекут уголовную ответственность виновных лиц по закону.

1.2. Особенности несостоятельности юридических лиц в РФ и РА

Основными участниками экономического (в широком смысле) оборота являются субъекты гражданско-правовых отношений: физические и юридические лица. Последние в большей степени, особенно те, кто занимается предпринимательской деятельностью, подвержены риску несостоятельности.

Вместе с тем особенности правовой формы юридических лиц, определяемой, прежде всего целью их создания и функционирования, а также вещно-правовым отношением к находящемуся в их владении имуществу, предполагают и различное "отношение" таких лиц к институту банкротства. Иначе говоря, все юридические лица могут быть градированы и по такому признаку, как конкурсноспособность: от обладателей абсолютной способности быть признанным банкротом относительно конкурсноспособных и не обладающих такой способностью.

К обладающим абсолютной конкурсноспособностью - возможностью быть признанными банкротами по решению суда при наличии признаков несостоятельности - относятся все юридические лица - коммерческие организации, за исключением казенных.


Указанное свойство коммерческих организаций объяснимо - в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ коммерческие организации создаются исключительно для извлечения прибыли, т.е. для осуществления предпринимательской деятельности. Соответственно, деятельность, осуществляемая самостоятельно, в качестве потенциальных последствий влечет не только увеличение благосостояния, но и риск неисполнения обязательств и, как крайний вариант, несостоятельность.

Помимо коммерческих организаций абсолютной конкурсноспособностью обладают и ряд некоммерческих организаций, как-то: потребительский кооператив, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, общественные организации (кроме политических партий). Все указанные организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью (например, ст. 116 ГК РФ, ст. ст. 8, 10 Закона о некоммерческих организациях ), соответственно, они могут быть признаны банкротами в случае неисполнения своих обязательств или обязанностей.

Относительной конкурсноспособностью обладают два вида некоммерческих организаций: государственная корпорация и фонды. Относительность способности указанных юридических лиц быть признанными банкротами выражается в том, что они приобретают это свойство не в силу общего закона (ГК РФ, законов о банкротстве), а на основании специальных законов, предусматривающих создание конкретных государственных корпораций и фондов.

Связано это обстоятельство, прежде всего с тем, что оба указанных вида юридических лиц создаются, как правило, для осуществления общественно полезных (публичных) функций - управления, социальных, культурных и т.п. (ст. ст. 7, 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (часть 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По мнению апеллянта, законодатель, формулируя норму части 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что не могут быть признаны банкротом исключительно казенные предприятия и бюджетные учреждения
, которые полностью финансируются за счет бюджета соответствующего уровня по смете доходов и расходов, в связи с чем должник, являясь автономным учреждением, может быть признан несостоятельным (банкротом) в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Указанные доводы заявителя апелляционной жалобы нельзя признать основанными на правильном толковании норм материального права в силу следующего.

Согласно части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

По смыслу статьи 65 названного Кодекса, учреждения, наряду с казенными предприятиями, политическими партиями и религиозными организациями, не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по решению арбитражного суда.

Таким образом, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, оснований для ограничительного толкования положений части 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации в части невозможности признания несостоятельными (банкротами) только казенных предприятий и бюджетных учреждений, суд апелляционной инстанции не усмотрел [7].

Однако, следует признать некоторую "несостыковку" положений данного Закона с положениями статьи ГК РФ: все-таки п. 1 ст. 65 Кодекса установлен принцип ограничения конкурсноспособности фондов в индивидуальном порядке, т.е. специальным законом, предусматривающим создание конкретного фонда.

Причины двух различных подходов к ограничению конкурсноспособности государственных корпораций и фондов законодатель не объяснил, можно лишь предположить, что к фондам у него в этом смысле более "лояльное" отношение.

И наконец, причины, по которым часть юридических лиц принципиально не могут быть признаны банкротами. К этой категории - абсолютно неконкурсноспособных - относятся: казенное предприятие, учреждение любого вида, политическая партия и религиозная организация.

Условно все четыре вида неконкурсноспособных юридических лиц можно подразделить на две группы по основаниям лишения законодателем их этого свойства.

Первую группу составляют казенные предприятия и учреждения. Объединяет эти два достаточно разноплановых вида юридических лиц отношение к принадлежащему им имуществу и механизм их гражданско-правовой ответственности. Оба юридических лица владеют имуществом на праве оперативного управления и отвечают по своим обязательствам исключительно денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества такого юридического лица (соответственно ст. ст. 115 и 120 ГК). Это - правовая причина лишения их возможности быть признанными банкротами. Фактической причиной является то, что они, особенно учреждения, создаются для выполнения особых функций, например, по управлению Российской Федерацией, ее