Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Русский язык.pdf
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
по предмету «Русский язык»
(с русским языком обучения)
9 класс
Нур-Султан, 2019
2
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русский язык» (для классов с русским языком обучения) для обучающихся 9-х классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана. Суммативное оценивание в 9 классе проводится в течение каждой учебной четверти.
Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел / сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ........................................ 4
Суммативное оценивание за раздел «Конфликты и миротворчество» .......................................... 4
Суммативное оценивание за раздел «Сухопутные страны» ........................................................... 8
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 12
Суммативное оценивание за раздел «Традиции и культура» ....................................................... 12
Суммативное оценивание за раздел «Ресурсы планеты Земля» ................................................... 15
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 19
Суммативное оценивание за раздел «Подросток в современном мире» ..................................... 19
Суммативное оценивание за раздел «Всемирная связь в 21-ом веке» ......................................... 25
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 29
Суммативное оценивание за раздел «Дилеммы и выбор» ............................................................ 29
Суммативное оценивание за раздел «Средства массовой информации» .................................... 33
4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Конфликты и миротворчество»
Подраздел
Чтение
Слушание и говорение
Цель обучения
9.2.2.1 Выявлять особенности и роль структуры текста в передаче основной мысли
9.2.6.1 Использовать разные виды чтения, в том числе просмотровое чтение, чтение с составлением плана
9.1.3.1 Пересказывать содержание текстов смешанного типа, творчески интерпретируя информацию
Критерий оценивания
Обучающийся
Выделяет фактическую информацию из текста, определяет ее значимость
Выявляет особенности и роль структуры в тексте
Пересказывает содержание текста с изменением лица для определенной целевой аудитории
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Прочитайте текст. Обратите внимание на структуру текста.
“Некто возымел желание повесить картину. У него есть гвоздь, но нет молотка. И наш герой решает одолжить молоток у соседа, но потом его одолевают сомнения: “А вдруг сосед не захочет дать мне свой молоток? Он так нехотя мне ответил, когда я вчера с ним поздоровался. Конечно, может, он просто спешил. Или же нарочно притворился, будто ужасно спешит, а на самом деле хотел избежать разговора, потому, что он плохо ко мне относится? Я всегда с ним любезен. Непонятно, что он против меня имеет, но здесь явно что-то не так. Если бы кому-нибудь понадобился мой инструмент, я бы дал его без всяких разговоров.
Почему он не хочет одолжить мне свой молоток, что я его съем, что ли? Да и вообще не понимаю, как можно отказывать людям в такой пустяковой просьбе? Может он решил, что раз у него есть молоток, а у меня нет, значит, я у него в руках? Наш герой вскакивает, мчится к квартире соседа и звонит в дверь. Ничего не подозревающий сосед открывает дверь, но не успевает произнести и слово “Здравствуйте”, как на него обрушивается крик нашего героя:
“Да сдался мне твой молоток!”
Ответьте на вопросы.
1) Обозначьте фактическую информацию в тексте. Объясните, почему вы выписали именно эту информацию.
2) Почему автор заканчивает историю таким образом, не предлагая ее продолжения?
3) Можно ли избежать таких конфликтов в жизни?
4) Определите скрытую информацию (идею/вывод) прочитанного текста.
5 2. Посмотрите начало данной программы (до 2 мин. 20 сек.) Ссылка на источник: https://www.youtube.com/watch?v=Osbyd1ypbHE
Перескажите основное содержание текста от лица ученого, выступающего перед школьниками, выразите свое отношение к проблеме.
6
Критерий оценивания
№
задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Выделяет фактическую информацию из текста, определяет ее значимость
1 выписывает из текста факт;
1 обосновывает свой выбор;
1
Выявляет особенности и роль структуры в тексте выделяет структурные части текста;
1
Пересказывает содержание текста с изменением лица для определенной целевой аудитории
2 пересказывает содержание текста с изменением лица;
1 соблюдает логичность и последовательность изложения материала;
1 представляет высказывание для определенной целевой аудитории;
1 демонстрирует грамотность речи.
1
Всего баллов
7
7
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Конфликты и миротворчество»
Ф.И.О. учащегося __________________________________________
Критерий оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Выделяет фактическую информацию из текста, определяет ее значимость
Затрудняется определять особенно важные данные; распределять их по степени важности, обосновывать свой выбор
Допускает ошибки, определяя особенно важные данные/ распределяя их по степени важности/ обосновывая свой выбор
Выписывает из текста особенно важные данные; распределяет их по степени важности, обосновывает свой выбор
Выявляет особенности и роль структуры в тексте
Затрудняется выделять структурные части текста; объяснять их роль в передачи основной мысли текста
Допускает ошибки, определяя структурные части текста/ объясняя их роли в передачи основной мысли текста
Выделяет структурные части текста; объясняет их роль в передачи основной мысли текста
Пересказывает содержание текста с изменением лица для определенной целевой аудитории
Затрудняется пересказывать текст с изменением лица; соблюдать логичность и последовательность изложения материала; представлять высказывание для определенной целевой аудитории; соблюдать грамотность речи
Допускает ошибки в пересказе текста с изменением лица/ в соблюдении логичности и последовательности изложения материала/ в представлении высказывания для определенной целевой аудитории/ в грамотности речи
Пересказывает содержание текста с изменением лица; соблюдает логичность и последовательность изложения материала; представляет высказывание для определенной целевой аудитории; демонстрирует грамотность речи
8
Суммативное оценивание за раздел «Сухопутные страны»
Подраздел
Письмо
Соблюдение речевых норм
Цель обучения
9.3.4.1 Создавать тексты-описание с элементами рассуждения соответствующих стилей (научная статья) с учетом целевой аудитории
9.4.3.1 Использовать правильно морфологические средства связи (союзы и союзные слова) в сложных предложениях
Критерий оценивания
Обучающийся
Пишет научную статью
Соблюдает морфологические средства связи (союзы и союзные слова) в сложных предложениях
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задание
1. Напишите фрагмент научной статьи для бизнес-журнала на тему «Социально- экономическое значение Великого Шелкового пути.». Используйте информацию из текста.
Соблюдайте правописание союзов в сложных предложениях.
История возникновения Великого Шелкового пути. Путь называется "шелковым” из-за предмета торговли. А "великим” стали называть потому, что он связал бескрайние просторы восточных регионов с западными странами, оживил торговлю в многочисленных городах, находившихся на пути караванов. Вот почему он вошел в историю как "Великий Шелковый путь”. По данным археологических раскопок, шелк стал производиться в Китае в 2750 г. до н.э. Между V—II вв. до н.э. шелк стал вывозиться на продажу и обмен.
Великий Шелковый путь начинается с бассейна реки Хуанхэ. Он проходит вдоль западной части Великой Китайской стены и по реке Или доходит до Иссык-Куля. С этого места путь разветвляется на две стороны — на южное и северное направления. Южное направление ведет в Фергану, Самарканд, Иран, Сирию, к Средиземному морю. Северное направление — в город Испиджаб в Южном Казахстане и здесь снова делится на две ветви.
Одна уходит в Среднюю Азию, вторая — через Туркестан, по нижнему течению Сырдарьи,
— выходит в Западный Казахстан, обходит с северо-востока Черное море и направляется в
Европу.
Великий Шелковый путь помог развитию между народами не только торговых отношений, он способствовал установлению дипломатических связей между странами
Востока и Запада. По данным китайских рукописей, Шелковый путь стал развиваться с середины II в. до н.э. Послы, которых отправил император Китая У Ди в 138 г. в западные страны, вернулись только через 13 лет. После возвращения 150 этой делегации и начинаются торговые отношения Китая с западными странами через Казахстан и Среднюю Азию. И наконец, с Запада пошли караваны с товаром в Китай.
Благодаря торговле в 568 г. были установлены дипломатические отношения между
Тюркским каганатом и Византией. Две страны создали торгово-дипломатический союз
9 между собой в противовес Ирану. Обмен послами усилил международную торговлю. Первое время китайский шелк высоко ценился за рубежом и был нужен не только для нужд двора, в торговле он выполнял функцию денег, был превосходным подарком. Например, шах Ирана получил в подарок от имени китайского императора шелковую, украшенную шитьем, одежду. Великий Шелковый путь способствовал не только развитию между странами торговли, но и созданию атмосферы дружбы, доверия.
Великий Шелковый путь оказал большое влияние на развитие городов, построенных тюркоязычными племенами вдоль караванной дороги, на состав казахского народа. Торговые взаимоотношения, развитие экономических связей позволили вести взаимовыгодный диалог, обмениваться достижениями культуры и искусства, учиться друг у друга тонкостям ведения хозяйства. Полукочевые тюркоязычные племена стали переходить к оседлости, выращивать, по примеру согдийцев, зерновые, перенимать их традиции и обычаи. Такие виды деятельности, появившиеся в раннем средневековье, до XIII—XIV вв. взаимно дополнили друг друга. Однако из-за монгольского нашествия торговля ослабла, и города на караванном пути были захвачены монголами, разграблены и разрушены. Начиная с XIII в. в связи с открытием морских путей Великий Шелковый путь стал утрачивать свое значение. Со второй половины XVIII в. торгово-экономические отношения Казахстана начинают бурно развиваться: на севере — с Россией, на юге — с Китаем.
Все торговые караванные пути между Западом и Востоком проходили через казахские города. Остановиться в пути — означало войти в контакт с местными торговцами, наладить взаимоотношения, а это положительно сказывалось на развитии взаимосвязей между наро- дами.
10
Критерий
оценивания
№
задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Пишет научную статью
1 пишет статью в соответствии с темой;
1 соблюдает жанровое своеобразие научной статьи;
1 приводит три убедительных аргумента;
1 приводит доказательства к каждому аргументу;
1 интерпретирует информацию из текста;
1 делает обоснованный вывод;
1 соблюдает логическую последовательность;
1 использует ссылки на источники информации;
1
Соблюдает грамматические нормы соблюдает абсолютную грамотность речи;
1 правильно использует в СП союзы и союзные слова.
1
Всего баллов
10
11
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Сухопутные страны»
Ф.И.О. учащегося __________________________________________
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений учащихся
Низкий
Средний
Высокий
Пишет научную статью
Затрудняется писать статью в соответствии с темой; соблюдать жанровое своеобразие научной статьи; приводить три убедительных аргумента; приводить к каждому аргументу соответствующие доказательства; интерпретировать информацию из текста; делать обоснованный вывод; соблюдать логическую последовательность; использовать ссылки на источники информации
Допускает ошибки в написании статьи в соответствии с темой/ соблюдении жанрового своеобразия научной статьи/ приведении трех убедительных аргументов/ приведении доказательств к каждому аргументу/ интерпретации информации из текста/ выводе/ соблюдении логической последовательность/ использовании ссылок на источники информации
Пишет статью в соответствии с темой; соблюдает жанровое своеобразие научной статьи; приводит три убедительных аргумента; приводит к каждому аргументу соответствующие доказательства; интерпретирует информацию из текста; делает обоснованный вывод; соблюдает логическую последовательность; использует ссылки на источники информации
Соблюдает орфографические нормы
Затрудняется использовать союзы; соблюдать грамотность речи
Допускает ошибки в использовании союзов/ соблюдении грамотности речи
Использует союзы; соблюдает грамотность речи
12
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Традиции и культура»
Подраздел
Слушание и говорение
Цель обучения
9.1.2.1 Определять основную мысль на основе микротем, выражая свое отношение к услышанному
9.1.3.1 Пересказывать содержание текстов смешанного типа, творчески интерпретируя информацию
Критерий оценивания
Обучающийся
Определяет основную мысль текста
Выражает свое отношение к услышанному
Пересказывает текст, интерпретируя содержание
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут (говорение учащиеся могут сдать дистанционно)
Задания
1. Заполните таблицу:
Основная проблема
Идея прослушанного
текста
Авторская позиция
Автор текста считает, что
теленгитов можно внести в
«Красную книгу народов мира».
2. Согласны ли вы с позицией автора видео? Обоснуйте собственное мнение
3.Перескажите текст от имени ученого антрополога, изучавшего теленгитов.