Файл: 1. Понятие социального обеспечения, его виды и формы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы Шаферстова
1. Понятие социального обеспечения, его виды и формы.

Социальное обеспечение (абр. Собес) — организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Законодательство закрепляет лишь шесть видов социального обеспечения: 1) пенсии; 2) пособия; 3) социально-обеспечительные компенсации; 4) льготы; 5) социальные и медицинские услуги; 6) предметы первой необходимости.


В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.


2. понятие ,предмет, метод ,система и источники права социального обеспечения.

Социальное обеспечение (абр. Собес) — организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

предмет права социального обеспечения — это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения — это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений.

Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения. 

Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.

3. Нормы права социального обеспечения: понятие, структура и классификация.

Норма права социального обеспечения — это общеобязательное, санкционируемое государством в соответствующих нормативно-правовых актах в сфере социального обеспечения и обеспечиваемое его принудительной силой правило поведения, регулирующее отношения, возникающие по поводу материального обеспечения и социального обслуживания социально незащищенных слоев населения.


Структуру данной нормы составляют:

1) гипотеза;

2) диспозиция;

3) санкция.

Классификация данных норм проводится по различным основаниям:

1) по содержанию:

а) материальные нормы, которые закрепляют фактическое содержание юридических прав и обязанностей участников правоотношений по социальному обеспечению;

б) процессуальные нормы, выражающиеся в непосредственной юридической регламентации реализации прав и обязанностей в сфере социального обеспечения и процессуальных форм судебной защиты этих прав;

2) по характеру воздействия на субъектов правоотношений:

а) обязывающие нормы, которые в категоричной форме устанавливают обязанность лица придерживаться определенного поведения и совершать определенные действия;

б) запрещающие нормы, т. е. устанавливающие обязанность лица воздерживаться от совершения определенных действий;

в) управомочивающие нормы, закрепляющие возможность участников правоотношений действовать в рамках требований нормы права социального обеспечения;

3) в зависимости от методов правового регулирования:

а) императивные нормы (обязательные правила поведения, поддерживаемые мерами государственного принуждения);

б) диспозитивные нормы (возможность выбора);

в) поощрительные нормы (стимулирующие социально полезное поведение);

г) рекомендательные нормы (наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

4) в зависимости от объема действия:

а) общие нормы (распространяются на несколько категорий отношений по социальному обеспечению);

б) специальные нормы (распространяются на одну категорию правоотношений по социальному обеспечению);

5) в зависимости от времени действия различают:

а) постоянные нормы;

б) временные нормы.

4. Правоотношения в сфере социального обеспечения: понятие, виды, состав.

Правоотношение по социальному обеспечению - урегулированное нормами права социального обеспечения отношение граждан с органами, фондами, организациями или судом по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций, предоставлению социальных услуг, оказанию медицинской помощи, а также по разрешению споров о социальном обеспечении.

Виды правоотношений в сфере соц. Обслуживании:

1) Материальные: а) по пенсионному обеспечению, б) по выплате денежных пособий, в) по предоставлению социальных услуг, г) по предоставлению мер социальной поддержки.


2) Нематериальные: а) по социальной реабилитации, б) по восстановлению социального статуса, в) по предоставлению немонетизированных льгот.

3) Процедурные: по установлению юридических факторов

4) Процессуальные: разрешение споров.

5. Субъекты права социального обеспечения.

Субъекты права социального обеспечения — это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:

  1. государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;

  2. органы службы занятости (по пособиям по безработице);

  3. органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);

  4. органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;

  5. органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);

  6. исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);

  7. органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

6. Защита прав субъектов социального обеспечения.

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения – это правомерная деятельность по защите законных интересов различных субъектов права, важнейшая область правового регулирования общественных отношений.

Право на социальное обеспечение действенно только в ситуациях, когда обеспечено возможностью защиты этого права. Защиту права можно рассматривать, как государственно-принудительную деятельность, которая направлена на обеспечение реализации юридической обязанности и восстановление нарушенного права.

Защита права неразрывно связана с юридической ответственностью, главным элементом которой выступает использование государственно-принудительного механизма для восстановления нарушенных прав. При юридической ответственности между государством (в виде его специальных органов) и правонарушителем возникает особый вид правоотношений. На правонарушителя возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия и соответствующие лишения за нарушение содержащихся в нормах права требований и за совершенное правонарушение.


7. Международное право социального обеспечения.

Международно-правовое регулирование состоит в разработке международных стандартов в области социального обеспечения. Кроме того, его задачами являются гармонизация и координация законодательства разных стран по вопросам сохранения приобретаемых прав при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности, а также сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия в случаях изменения страны постоянного места жительства.

Можно выделить следующие варианты воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство:

  • – прямое применение международных актов после ратификации;

  • – включение международных норм в текст законов;

  • – имплементация положений, ратифицированных или нератифицированных актов с помощью внутреннего законодательства.

8. Понятие, виды, порядок исчисления и подтверждение трудового стажа.

Трудовой стаж – это суммарная продолжительность не только трудовой, но и иной общественно полезной деятельности (как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, причем независимо от того, где и когда она протекала и имелись ли в ней перерывы), а также других периодов, указанных в законе.

Выделяют несколько видов трудового стажа:

1) общий трудовой стаж;

2) страховой стаж:

а) смешанный страховой стаж;

б) специальный страховой стаж;

3) специальный трудовой стаж;

4) непрерывный трудовой стаж.

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится календарно. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - страховой стаж подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору является трудовая книжка.

9. Понятие и виды пенсий. Назначение, исчисление, выплата.

Пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется всоответствии сусловиями и нормами, установленными федеральным законодательством.


Виды пенсий:

  1. трудовые пенсии,

  2. пенсии по старости,

  3. пенсии по инвалидности,

  4. пенсии по случаю потери кормильца,

  5. пенсии за выслугу лет,

  6. социальные пенсии,

  7. государственное пенсионное обеспечение.

Трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (п. 1 ст. 19 ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)

Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке и подтверждается документами. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и стаже работника. Пенсия производится без каких-либо ограничений непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией федеральной почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера.

Выплата трудовой пенсии производится за текущий месяц.

10. Понятие и организация индивидуального (персонифицированного) учета.

Индивидуальный, т. е. персонифицированный, учет – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.

Организация системы персонифицированного учета осуществляется следующим образом:

  1. При поступлении на работу гражданин предоставляет работодателю полную информацию о себе (ФИО, адрес регистрации, дата рождения, т.п.). Предоставленные данные подтверждаются документально (паспорт, документ, подтверждающий регистрацию, т.п.).

  2. Работодатель вносит предоставленную информацию в базу, которая может быть оформлена как в электронной трудовой, так и в трудовую книжку.

  3. В установленный срок работодатель подает персонифицированные данные в территориальный орган ПФР по месту регистрации.

  4. На основании данных, предоставленных работодателями, орган ПФР формирует сводную базу со сведениями обо всех застрахованных лицах. При наступлении страхового случая (приобретение инвалидности, наступление пенсионного возраста, потеря кормильца, прочие случаи, предусмотренные законодательством), ПФР на основании сведений персонифицированного учета рассчитывает сумму пенсионных выплат.

11. Трудовая пенсия по старости на общих основаниях: понятие, условия назначения и размер.

Трудовая пенсия по старости