Файл: Теоретические аспекты рынка медицинских услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Здравоохранение - совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.

Развитие рыночных отношений в ходе преобразования рыночных отношений в ходе преобразования российской экономики сопровождается их трансформацией в современных условиях, которой охвачены все стороны общественно-политической и экономической жизни. Особо тяжелые последствия, выражающиеся в ослаблении социальной защиты населения, трансформация приняла в сфере здравоохранения.

Основной целью здравоохранения явилось создание действенной системы обеспечения гарантированных прав граждан в области медицинского обслуживания в условиях рыночной экономики, которая предусматривает формирование многоступенчатого института продавцов, покупателей и потребителей медицинских услуг с четким определением прав граждан на предоставление им эффективной бесплатной медицинской помощи.

Цель курсовой работы — рассмотреть классификацию и особенности рынка медицинских услуг.

Объект исследования — рынок медицинских услуг. Предмет данной работы — классификация и особенности рынка медицинских услуг.

Исходя из данной цели необходимо решить такие задачи:

1) рассмотреть теоретические аспекты рынка медицинских услуг;

2) изучить маркетинговые исследования качества платных медицинских услуг.

1. Теоретические аспекты рынка медицинских услуг

1.1 Характеристика рынка медицинских услуг

Медицинская услуга - это какое-либо профессиональное действие, направленное на изменение или сохранение физического или психического здоровья, с целью получения пользы ее потребителем (пациентом), в той или иной форме.

Рынок медицинских услуг отличается от других рынков тем, что в нем модели спроса и предложения на практике применимы не в полной мере. Рынок медицинских услуг имеет ряд основных характеристик:


— риск заболевания и его неопределенность,

— внешние эффекты,

— асимметрия информации между продавцом и покупателем,

— этические соображения и проблема справедливости,

— также государственное вмешательство.

1. Риск заболевания и его неопределенность связаны с тем, что потребность в медицинских услугах возникает обычно внезапно, и никто не может быть уверен, что с ним не случится какая-либо неприятность. Поэтому человек либо должен иметь деньги, для того, чтобы рассчитаться с врачом за оказанные услуги, либо рассчитывать, что за оказание медицинской помощи за него кто-нибудь заплатит (государство, спонсор). Одним из способов оплаты медицинских услуг является страхование. Но в системах медицинского страхования существует проблема перепотребления медицинских услуг - черта медицинского страхового рынка, известная как "эгоизм".

Эгоизм бывает двух типов: эгоизм пациента (потребителя) и эгоизм доктора (производителя). Эгоизм потребителя связан с двумя факторами. Во-первых, человек, застраховавшись на случай болезни, перестает ее опасаться, меньше заботится о здоровом образе жизни, в результате чего у него могут развиться заболевания, и вырасти потребление медицинских услуг. Во-вторых, застраховавшись, пациент получает медицинские услуги бесплатно в момент потребления или с небольшими условными доплатами.

Эгоизм производителей возникает там, где производители получают вознаграждение по гонорарному принципу, и у докторов возникают стимулы рекомендовать пациенту необязательные или даже ненужные обследования и процедуры, тем самым, стимулируя излишний спрос на медицинские услуги и вызывая их перепотребление.

2. Внешние эффекты являются существенной характеристикой рынка медицинских услуг. Своевременная вакцинация одних контингентов населения (например, от гриппа) может привести к тому, что привитые лица не заболеют и не заразят других людей, при этом, последние также не захворают и не явятся новым источником распространения инфекции.

3. Асимметрия информации между врачом и пациентом проявляется в уникальной возможности врачей оказывать влияние на спрос медицинских услуг. Теоретически доктор должен дать пациенту всю информацию, чтобы пациент мог сам принять решение, а затем выполнить назначения. Фактически врач зачастую руководствуются собственными экономическими мотивами, особенно при гонорарной системе оплаты и часто назначают не всегда нужное обследование и лечение. Это явление носит название "спрос, стимулируемый производителями". Система здравоохранения носит такой характер, что пациент плохо осведомлен о медицинских услугах, которые он покупает, возможно, меньше, чем о любых других приобретаемых услугах. В большинстве случаев решение о выборе конкретной медицинской помощи принимается врачами: диагностика, лечение, прием лекарств, госпитализация, периодичность повторных посещений врача - все это в значительной мере происходит под контролем врача. Поэтому в большинстве случаев медицинской услуги в интересах пациентов приобретают квалифицированные посредники - страховщики (в некоторых системах здравоохранения - государство).


4. Этические соображения и проблема справедливости. Общество считает, что если человек не может купить себе автомобиль или дачный участок - это его личное дело, однако если люди не имеют доступа к базовой медицинской помощи - это несправедливо и рассматривает охрану здоровья, как "привилегию" или "право" и не хочет распределять ее только по ценам или доходам.

5. Государственное вмешательство вызвано тем, что функционирование частного медицинского рынка вызывает много проблем для населения. Отличается лишь степень вмешательства. В стране с преимущественно частной системой медицинского страхования - США, 40% средств на здравоохранение поступает через государственные программы. Все страны постоянно изменяют степень правительственного вмешательства - усиливают там, где оно слабо, и ослабляют там, где оно слишком сильно. Например, от жесткой системы государственного здравоохранения, страны ближнего зарубежья и Восточной Европы, а также Россия перешли в большинстве к конкурентной модели ОМС, к которой не были готовы. Опыт России и других стран с государственной системой здравоохранения показал, что государство, решая задачу глобально, не способно гарантировать объем и качество помощи конкретному пациенту и защищать его интересы. С этой задачей лучше справляются конкурирующие страховщики и частные медицинские организации. При этом государство может регулировать их деятельность, обеспечивать ее некоммерческий характер и обеспечивать экономичность деятельности страховщиков. Вмешательство государства проявляется еще и в установлении особых "правил игры", направленных на защиту пациентов и проявляющихся в обязательном лицензировании и аккредитации лиц, оказывающих медицинские услуги, у которых знания и материально-техническое оснащение соответствуют профессиональным стандартам. Торговля медицинскими услугами имеет отношение не только к экономике, но и к политике. Установление контроля над медицинскими услугами играет важную роль. С помощью административных методов регулируется деятельность ЛПУ финансируемых из бюджета. Государство, как собственник создаваемых им структур регулирует работу своих организаций, с целью оптимального (с точки зрения государственных органов) функционирования бюджетного здравоохранения. Это проявляется через издание документов, имеющих обязательное действие (приказы, распоряжения и пр.).

К правовым методам регулирования относятся разработка, принятие и реализация законов, постановлений, указов и других нормативных документов, принимаемых государством регламентирующих деятельность организаций здравоохранения всех форм собственности. Государство разрабатывает специальные законодательные меры регулирования отдельных отраслей услуг. Типичным примером являются "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", где сказано, что медицинские предприятия всех форм собственности могут осуществлять свою профессиональную деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности. При лицензировании оцениваются соответствие условий медицинской деятельности установленному государством отраслевому стандарту. Договорные отношения при предоставлении мед. услуг регулирует российский Закон "О защите прав потребителей".


1.2 Основные подходы и классификация медицинских услуг

Необходимо отметить, что во многих нормативно-правовых актах и документах понятия «медицинская помощь» и «медицинская услуга» отождествляются. Например, в Декларации о политике в области обеспечения прав пациента в Европе, принятой Европейским совещанием по правам пациента, отмечено, что медицинская помощь представляет собой врачебные, сестринские или связанные с ними услуги, оказываемые производителями медицинских услуг. Также, в ФЗ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» отождествляет данные понятия: «договор на предоставление лечебно - профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию».

Необходимо различать понятия «медицинская помощь» и «медицинская услуга». В соответствии с отраслевым классификатором «простых медицинских услуг» медицинская помощь трактуется как комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, лекарственные обеспечения и т.д.) направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья. Таким образом, медицинская помощь является более обширной категорией, которая включает в себя все меры медицинского характера, в том числе оказание медицинских услуг, направленные на поддержание и восстановление здоровья населения. Это означает, что медицинская помощь наполняет медицинскую услугу содержанием, поскольку медицинская услуга является составляющей медицинской помощи и складывается из действий медицинского характера.

На наш взгляд разграничение рассматриваемых понятий заключается также в том, что медицинская услуга является категорией рыночных отношений, нематериальным товаром, результат от оказания которой оценивают с точки зрения соотношения прибыли и затрат. Медицинская помощь не обладает товарной формой и стоимостью в отличие от медицинских услуг, следовательно, она не может быть предметом купли-продажи и объектом обращения на рынке медицинских услуг. Медицинская услуга рядом авторов определяется как профессиональные действия, направленные на сохранение или поддержание оптимального уровня здоровья индивидуума.

По мнению других авторов, медицинская услуга представляет собой особый вид деятельности, направленный на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость. Однако на наш взгляд данные определения не являются достаточно полными, так как они не учитывают комплексный характер медицинской услуги, который заключается в том, что помимо медицинской помощи в процессе их предоставления могут оказываться и другие дополнительные услуги немедицинского характера, позволяющие повысить качество и конкурентоспособность медицинских услуг. Например, к дополнительным услугам немедицинского характера относятся: бытовые и сервисные услуги, такие как улучшенное или дополнительное питание пациента, внеочередное обследование, пребывание в палате повышенной комфортности и т.д.


В связи с этим полагаем, что медицинская услуга представляет собой экономическую категорию, включающую в себя добросовестные действия медицинского персонала, направленные на сохранение и улучшение здоровья пациента, а также предоставление пациенту дополнительных сервисных услуг, направленных на улучшение качества обслуживания. Медицинские услуги характеризуются большим разнообразием, и данное обстоятельство определяет большое число подходов к классификации медицинских услуг. Прежде всего, необходимо отметить что, по условиям оплаты для населения медицинские услуги принято делить на платные и бесплатные.

Как известно, обеспечению равных возможностей в потреблении медицинских услуг придается большая значимость, ведущая к особой форме социально-экономических отношений в здравоохранении. В законодательстве РФ закреплены государственные гарантии в сфере получения гарантированных государством медицинских услуг.

Наряду с гарантированными государством медицинскими услугами в России широкое распространение получило оказание населению платных медицинских услуг. В настоящее существует большое количество инвесторов, финансирующих оказание медицинских услуг. Прежде всего, отметим, что основной финансирующей стороной на рынке медицинских услуг выступает государство. Однако несовпадение выделяемых государственных средств на здравоохранения с реальными потребностями отрасли привело к тому, что помимо государственных расходов на здравоохранение широкое распространение получило частное финансирование медицинских услуг. В данном случае потребители медицинских услуг оплачивают медицинское обслуживание либо напрямую в кассу медицинского учреждения, либо посредством покупки полиса добровольного страхования.

Кроме того, медицинские услуги могут быть оплаченными третьими сторонами, например, работодатель может заключить корпоративный договор с медицинским учреждением на оказание медицинских услуг, либо приобрести корпоративный полис добровольного медицинского страхования. В целом основные существующие классификации медицинских услуг представлены в таблице 1.

Таблица 1

Классификация медицинских услуг в различных источниках

Классификационный признак

Шарапова В.Ф.(1996)

Стародубов В.И. (1997)

Киселев С.В. (2007)

Гетцен Т. (2005)

По характеру

профилактические, диагностические, лечебные, комбинированные, реабилитационные;

лечебно-диагностические, профилактические, восстановительно-реабилитационные, транспортные

-

-

По сегментам структуры здравоохранения

санитарно-гигиенические, эпидемиологические, амбулаторные, поликлинические, стационарные

-

-

-

По уровням медицинской помощи

доврачебная, врачебная, специализированная, узкоспециализированная;

-

-

-

По интенсивности во времени

скорая, неотложная, плановая;

-

-

-

По технологии

рутинные, высокотехнологические;

-

-

-

По соблюдению стандарта

соответствующие стандарту, не соответствующие стандарту;

-

-

-

По времени достижения конечного результата

соответствующие срокам, не соответствующие срокам;

-

-

-

По конечному результату

адекватные, частично адекватные, не адекватные;

-

-

-

По соответствию правовым нормам

соответствующие функциям исполнителя, не соответствующие функциям исполнителя, халатные, ошибочные

-

-

-

По условию оказания

-

на дому;

в амбулаторно-поликлинических условиях;

в процессе транспортировки, санитарная авиация; в круглосуточном и дневном

-

-

стационаре;

в условиях интенсивной терапии и реанимации; в условиях карантина

-

-

С точки зрения расчета стоимости медицинских услуг

-

простая, сложная, комплексная

простая, сложная, комплексная

-

По длительности оказания во времени

-

-

-

долгосрочные, краткосрочные