Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты рынка медицинских услуг
1.1 Характеристика рынка медицинских услуг
1.2 Основные подходы и классификация медицинских услуг
2. Маркетинговые исследования качества платных медицинских услуг
2.1 Анализ результатов маркетинговых исследований
Разновидность подходов к классификации медицинских услуг обусловлена многообразием видов и условий оказания медицинских услуг. К недостаткам действующих систем классификаций, на наш взгляд, следует отнести некоторые нерассмотренные в указанных классификациях особенности медицинских услуг.
С учетом уточненного определения категории «медицинская услуга, под которой понимается не только лечебно-диагностические услуги, но и вспомогательные сервисные услуги, целесообразно классифицировать медицинские услуги: «по оказанию дополнительных сервисных услуг». В разработанной автором классификации все медицинские услуги делятся на: медицинские услуги, предполагающие наличие дополнительного сервиса, и медицинские услуги, не предполагающие наличие дополнительного сервиса.
К дополнительному сервису при оказании медицинских услуг относится: пребывание в палате повышенной комфортности, улучшенное питание, внеочередное медицинское обследование и т.д. Однако основным критерием выделяемых дополнительных сервисных услуг должна являться их связь с целью медицинских услуг – улучшение состояние здоровья. Принимая во внимание, что медицинские услуги могут быть оплаченными из различных источников автором предлагается классифицировать медицинские услуги по источнику финансирования (рис. 1).
Медицинские услуги
По наличию дополнительного сервиса
По источнику финансирования
Предполагающие наличие дополнительного сервиса
Не предполагающие наличие дополнительного сервиса
Финансируемые государством
Финансируемые потребителем
Финансируемые третьими лицами
Рис.1 — Классификация медицинских услуг
Таким образом, рассмотрение сущности и основных подходов к классификации медицинских услуг позволяют заключить, что медицинская услуга является сложной комплексной категорией, не исследованной до конца теоретически.
2. Маркетинговые исследования качества платных медицинских услуг
2.1 Анализ результатов маркетинговых исследований
Анкетирование – это такая форма опроса, когда опрашиваемый сам отвечает письменно на вопросы в присутствии анкетера или без него.
Проведя анкетирование в Диагностическом центре с целью улучшения качества оказанной медицинской помощи, можно сделать следующие выводы.
Таблица 2 - Как Вы оцениваете своё состояние здоровья?
хорошее |
удовлетворительное |
неудовлетворительное |
|
Мужчины |
23,2 % |
21,3 % |
5,3 % |
Женщины |
15,5 % |
26,7 % |
8 % |
Из таблицы видно, что мужчины с большим оптимизмом, чем женщины оценивают своё состояние здоровья. Реальное здоровье женщин не хуже, чем мужчин, просто женщины более критично относятся к состоянию своего здоровья и тем самым представляют собой более ёмкую и стабильную категорию, которая чаще будет обращаться за медицинской помощью.
Таблица 3 - Как часто Вы обращаетесь за медицинской помощью в государственное медицинское учреждение?
Ежемесячно |
1 раз в полгода |
1 раз в год |
Не каждый год |
|
Мужчины |
3,7 % |
15,0 % |
10,0 % |
14,0 % |
Женщины |
6,3 % |
27,0 % |
17,0 % |
17,0 % |
Результаты опросов дают убедительную картину, характеризующую зависимость частоты обращения в медицинское учреждение не только от состояния здоровья, но и от пола, возраста, социального статуса.
Исходя из анализа исследования можно констатировать:
- Женщины значительно чаще мужчин обращаются за медицинской помощью в медицинское учреждение. Частота обращения к врачу увеличивается пропорционально возрасту (особенно после 50 лет)
Лица с высшим образованием предпочитают обращаться к врачу 1-2 раза в год; лица со средним и средне специальным образованием посещают медицинское учреждение значительно реже, почти треть из них - реже 1 раза в год; с незаконченным средним и начальным образованием – ежемесячно или раз в полгода.
Место жительства влияет на частоту посещения. Зависимость здесь не связана с размерами населённого пункта и насыщенностью его ЛПУ.
По социальному статусу на первом месте по частоте обращения находятся пенсионеры; на втором – работники бюджетной сферы; на третьем – служащие; на четвёртом – рабочие; на пятом – безработные.
Таблица 4 - Соответствует ли цена медицинской услуги её качеству?
Да |
Не всегда |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
|
Мужчины |
7,0 % |
25,0 % |
10,0 % |
4,0 % |
Женщины |
10,0 % |
38,0 % |
3,0 % |
3,0 % |
Проанализировав данные, можно сказать, что не всегда цена медицинской услуги соответствует её качеству, так ответили 25 % мужчин и 38 % женщин, а согласились с этим 7 % мужчин и 10 % женщин.
Таблица 5 - Удовлетворены ли Вы оказанной Вам медицинской помощью?
Да |
Не совсем |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
|
Мужчины |
24,2 % |
15,0 % |
9,6 % |
1,2 % |
Женщины |
15,7 % |
28,0 % |
3,0 % |
3,3 % |
Можно сказать, что оказанной медицинской помощью удовлетворены 24,2 % мужчин и 15,7 % женщин, но всё же не совсем удовлетворены 15 % мужчин и 28 % женщин. На это влияет множество факторов: невнимательное отношение к пациенту, невысокое качество обслуживания, квалификация специалистов и т.п.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что просматривается прямая зависимость оценок состояния здоровья и уровня образования: чем выше уровень образования, тем выше самооценка о состоянии здоровья. Здоровье респондентов зависит от той деятельности, которой они занимаются.
Поскольку медицинская помощь в государственных медицинских учреждениях многих не удовлетворяет, люди пытаются решить свои проблемы с помощью платных медицинских услуг.
Таблица 6 - Как часто Вы посещаете медицинское учреждение ради профилактики?
регулярно |
Не чаще 1 раза в полгода |
Не чаще 1 раза в год |
По необходимости по работе |
Вообще не посещаю |
|
Мужчины |
2,0% |
6,0% |
9,0% |
13,0% |
14,0% |
Женщины |
4,0% |
8,0% |
18,0% |
19,0% |
7,0% |
Из таблицы видно, что респонденты обращались за медицинской помощью ради профилактики не так часто: в основном по работе или 1 раз в (пол)год(а). Ради профилактики в основном обращаются респонденты старшей возрастной группы, а основная часть из-за занятости не так часто посещает медицинские учреждения.
2.2 Пути разрешения проблем в сфере здравоохранения
Как же выйти России из столь плачевной ситуации со здравоохранением? Главное – это реформы. Но не точечные по принципу «найти решающее звено, потянуть за него – и всё разрешится». Необходим комплекс реформ, которые направлены на все элементы здравоохранения. Они должны быть продуманными и полными, иначе, как это часто бывает в России, от них будет только хуже.
Для повышения эффективности сферы здравоохранения специалисты предлагают разработать механизм стимулирования конкуренции между медиками, медицинскими учреждениями. Требуется создать такой механизм, который заинтересует медицинских специалистов в повышении качества оказываемых ими услуг. Например:
1) создание базы данных врачей и их пациентов (которые постоянно у него обслуживаются). Такая система действует за рубежом, где здравоохранение бесплатное (США, страны Западной Европы), и позволяет выявить высококвалифицированных врачей;
2) оказывать финансирование медицинских учреждений за эффективность оказанных ими услуг. То есть чем меньше человек провёл в стенах больницы, и если у него не случился рецидив болезни, то оказавшее ему помощь медицинское учреждение получит большее финансирование, чем остальные. Такой механизм используется в большинстве развитых стран (Великобритания и др.);
3) необходимо принять ряд законов, способствующих конкуренции в здравоохранении;
4) необходимо изменить организационно-правовую форму медицинских учреждений. Сегодня все они государственные. Это значит, что возникающие финансовые результаты от их работы уходят к государству: излишек денежных средств забирается, возникающие долги гасятся. Такая ситуация демотивирует медицинские учреждения относительно эффективной работы. Следует дать им больше свободы в деятельности;
5) следует дифференцированно подходить к вопросам развития сферы здравоохранения на различных территория Российской Федерации в силу их неодинакового развития. Где-то требуется только повышать эффективность здравоохранения путём стимулирования конкуренции повысить качество оказываемых медицинских услуг, поскольку в регионе (городе) есть необходимые для лекарства, оборудование, специалисты. А где-то сперва необходимо решить вопрос о дефиците лекарственных препаратов, медицинского оборудования, специалистов, и только потом внедрять механизмы стимулирования конкуренции в сфере здравоохранения.
К вопросам оплаты труда специалистов медицины следует подходить с
точки зрения развития региона (города), нежели увеличивать заработную плату на одинаковую сумму по всей стране. Из-за сильных различий в уровне развития субъектов федерации, муниципальных образований, сумма повышения заработной платы будет восприниматься везде по-разному. Так, в Москве 10 тыс. руб. надбавки для участкового врача значит очень мало, а в Дагестане эта же сумма является большими деньгами.
Также требуется создать механизмы, благодаря которым бесплатную медицинскую помощь в первую очередь получали бы те, кому нечем платить, а те, кому есть, чем заплатить, при наличии дефицита (оборудования, специалистов, лекарственных препаратов) могли бы оплатить требуемую для себя врачебную помощь.
Ещё один способ развития конкуренции – использование современных информационных достижений в сфере здравоохранения. В частности, эксперты предлагают идею создания персонифицированной базы индивидуальных счетов. На её основе можно будет научно обосновать требуемое количество специализированных коек в конкретном регионе.
Повышение качества медицинского обслуживание также будет достигаться и за счёт развития отделений интенсивной терапии (реанимации различной специализации). На Западе в структуре каждого госпиталя имеется 20-25% коек интенсивного лечения. В России этот показатель не превышает 5%.
Следующая проблема сферы здравоохранения – тарифы на медицинские услуги – должна решаться путём цивилизованного вмешательства государства. Медицинские тарифы должны включать в себя все статьи расходов. В них должна учитываться необходимая рентабельность и уровень прогнозируемой инфляции.
Для привлечения финансирования и стимулирования новых разработок предлагается учреждать венчурные фонды (с участие разного капитала), выделять государственные гранты на исследования. Начинается сотрудничество бизнеса с вузами и наукоградами. Сегодня существуют биотехнологические лаборатории на базе МГУ, Ставропольского госуниверситета, наукограда в Пущине. Их задача – первый этап разработок. В дальнейшем полученная формула будет продана частной компании.
Государству необходимо стимулировать инновационное развитие всей
экономики в целом и сферы здравоохранения, в частности. Как уже отмечалось раньше, в России практически нет новых разработок лекарственных препаратов и медицинского оборудования. Чтобы исправить ситуацию, государству, в первую очередь, необходимо развивать инновационную инфраструктуру, менять налоговое законодательство (увеличивая налоговые льготы и вводя налоговые каникулы для компаний, осуществляющих новые разработки). Предусматривается в скором времени создание нескольких НИИ для проведения научных исследований в области медицины.