Файл: Е. А. Зунина москва 2023г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра Менеджмент организации
Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Философия




Группа Сд22М511в
Студент
Е.А. Зунина

МОСКВА 2023г.

Аристотель. Метафизика
Следует рассмотреть, каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрость. Если рассмотреть те мнения, какие мы имеем о мудром, то, быть может, достигнем здесь больше ясности. Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это, возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека (ведь воспринимание чувствами свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет). В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить вы-явлению причин. В-четвертых, что из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы, а в-пятых, та, которая главенствует, - в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр.

Вот каковы мнения и вот сколько мы их имеем о мудрости и мудрых. Из указанного здесь знание обо всем необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, ибо в некотором смысле он знает все подпадающее под общее. Но, пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий. А наиболее строги те науки, которые больше всего занимаются первыми началами: ведь те, которые исходят из меньшего числа предпосылок, более строги, нежели те, которые приобретаются на основе прибавления (например, арифметика более строга, чем геометрия). Но и научить более способна та наука, которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи. А знание и понимание ради самого знания и понимания более всего присущи науке о том, что
наиболее достойно познания, ибо тот, кто предпочитает знание ради знания, больше всего предпочтет науку наиболее совершенную, а такова наука о наиболее достойном познания. А наиболее достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено. И наука, в наибольшей мере главенствующая и главнее вспомогательной, — та, которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом отдельном случае то или иное благо, а во всей природе вообще — наилучшее.

Итак, из всего сказанного следует, что имя [мудрости] необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины: ведь и благо, и «то, ради чего» есть один из видов причин. А что это не искусство творения, объяснили уже первые философы. Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это, а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя.

Аристотель. Метафизика // Сочинения. В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 67—69.

Вопросы:

  1. Какие пять критериев мудрости называет великий философ
    античности -Аристотель?


Ответ:

Аристотель считает, что при тщательном рассмотрении различных мнений о мудрости можно достигнуть ясности в вопросе о причинах и началах мудрости. Он обозначил 5 критериев:



  1. Мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. 

  2. Мудрым считаем того, кто способен познать нечто трудное и нелегко постижимое для человека. То, что воспринимается чувствами, присуще для всех людей и не является трудным. Следовательно, человек, воспринимающий только чувственную информацию, не мудрый.

  3. Более мудрым является тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин.

  4. Из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы.

  5. Из наук в большей мере мудрость та, которая главенствует, - в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр.

  1. Какие проблемы труднее познавать, мнению Аристотеля: наиболее общие
    или частные?

Ответ:

Аристотель говорит о том, что труднее познаются наиболее общие проблемы. Это можно объяснить так: чем более общая проблема, тем дольше она от чувственных восприятий и, следовательно, тем труднее ее познать.

  1. Какая наука более способна научить: арифметика или геометрия? Объясните ответ в аргументах Аристотеля.

Ответ:

Арифметика, по мнению Аристотеля, более способна научить, чем геометрия. Она более строгая, нежели геометрия, так как исходит из меньшего числа предпосылок и занимается изучением первоначала и причины, которые наиболее достойны познания и изучения.

  1. Что более достойно познания: первоначала и причины или то, что им подчинено?

Ответ:

Наиболее достойны познания, по убеждению Аристотеля, первоначала и причины. Философ объясняет это тем, что на основе первоначал и причин познается все остальное, а не наоборот. Поэтому и познавать нужно первоначальное, чтобы потом познать то, что им подчинено

  1. Почему Аристотель считает одним из главных качеств философа-мудреца – умение удивляться?


Ответ:

Аристотель говорит, что удивляющийся и недоумевающий понимает то, что он чего-то не знает. Удивление побуждает людей философствовать. Поэтому и главное качество философа – умение удивляться. Философия – это избавление от незнания ради понимания. Без удивления не получится понять то, что я чего-то не знаю, а философия строится именно на этом принципе.

  1. Ради пользы или ради понимания, ради облегчения жизни и удовольствия или ради существования самой себя существует философия?

Ответ:

Философия существует ради самой себя. Поэтому эта наука считается свободной. Так же, как и свободный человек живет лишь для себя, философия существует для себя. Не для облегчения жизни, не для чьего-то удовольствия, и даже не ради пользы или понимания.