Файл: Правовая культура в системе общественных ценностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 365

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Кафедра истории и теории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему «Правовая культура в системе общественных ценностей»


Выполнил: Сартаков Данила Витальевич, обучающийся по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность, 2019 года набора, 921 учебный взвод
Руководитель: кандидат исторических наук, старший преподаватель, лейтенант полиции Олейник Руфина Рушановна
К защите: ________________________

(допускается, не допускается)

__________________________________

(подпись руководителя)

Дата защиты: _____________________

Оценка: __________________________

__________________________________

(подпись руководителя)

ПЛАН

Введение...........................................................................................................3 § 1. Сущность и содержание правовой культуры........................................6 § 2. Правовое воспитание и правовое образование как важнейшее условие формирования правовой культуры.............................................................10 § 3. Особенности правовой культуры в Российской Федерации.........15 Заключение.....................................................................................................21

ВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Феномен правовой культуры в современном мире является достаточно востребованным в целях реализации и охраны прав и свобод человека и гражданина. С одной стороны, правовая культура является частью всего культурного аспекта развития человеческой цивилизации, наряду с моральными, этическими и другими составляющими, с другой правовую культуру можно рассматривать как маркер или лакмус уровня развитости гражданского общества в целом в мире и в отдельно взятом государстве.

Несомненно, оценка совершенства правовой системы, иных социальных регуляторов, привитие правомерного поведения на основе ответственного правового сознания, отождествление понятия степени свободы и выбора модели правомерного или противоправного, девиантного или делинквентного поведения с чувством взаимно обусловленной ответственности гражданина и государства, является по своей сути суждением о правовой культуре в данной стране.


Исходя из сказанного, любой человек, который стремиться придерживаться в повседневной жизни высоких моральных ценностей, понимает значение культурного наследия исторических и философских учений о нравственных началах, чувствует себя частью искусства, хотя бы в статусе наблюдателя, и, наконец, признает человека и его права и свободы высшей ценностью независимо от пола, расы, происхождения и других характеристик, так или иначе носителем человеческой культуры в целом и правовой культуры в частности. Поэтому мы придерживаемся точки зрения, что невозможно говорить о развитой правовой культуре без иных аспектов жизнедеятельности человека, гражданина, наций, народностей.

Базисом правовой культуры является правовой опыт отдельно рассматриваемого индивида и опыт больших групп, т.е. массовая правовая культура. Несомненно, эти понятия взаимосвязаны. В Российской Федерации, как в многонациональном государстве с богатым историческим опытом политических событий, правовая культура имеет отличительные особенности, позволяющие утверждать о слиянии отечественного правового пространства и общества.

Важно отметить, что политические и правовые метаморфозы начал 1990-х годов в России обусловили развитие новых моделей правосознания и правоотношений относительно советского периода существования отечественной системы права, соответственно, правовая культура сегодня имеет актуальную задачу модернизации согласно шагу времени, требованиям современных общественных ценностей, развитию институтов гражданского общества, рыночной экономики, правоохранительной системы, обеспечению и созданию условий для реализации прав и свобод граждан.

Вместе с тем, начала такой работе положены на государственном уровне –разработаны Концепция общественной безопасности в Российской Федерации1,

Концепция противодействию терроризму в Российской Федерации2, Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года3,

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации4, целевые и адресные программы по развитию регионов и другие. Подобные нормативно-правовые акты позволят создать платформу для повышения правовой, политической, инновационной, образовательной, экономической, национальной культуры и искусства в стране, что будет способствовать превенции, а не на борьбу с последствиями неправомерного поведения.

Таким образом, цель курсовой работы состоит в изучении правовой культуры в аспекте общественных ценностей.



Для достижения поставленной в курсовой работе цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть феномен правовой культуры, изучить ее состав, виды.

2. Выявить важность правового воспитания для формирования правовой культуры.

3. Дать общую характеристику состояния отечественной правовой культуры.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех параграфов, в которых последовательно раскрываются поставленные в курсовой работе задачи, заключения, списка использованной литературы.

§ 1. Сущность и содержание правовой культуры

Правовая культура – это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права, – это и есть правовая культура.1

Можно выделить объективную и субъективную стороны правовой культуры.

Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. Но это – особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.2

Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, т.е. знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая культура – нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Правовая культура – это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву.


Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятие правосознания, хотя часто правовую культуру понимают как правовое сознание.

В общем-то, конечно, между ними существует тесная связь. Но правосознание является только одним из необходимых элементов правовой культуры.

Правосознание – определенная разновидность общественного и индивидуального сознания людей. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества. А этого у нас, к сожалению, не хватает даже законодателям, политическим лидерам, руководителям общественных организаций. Дело не в том, что они не знают закона, а в том, что они не считаются с ним. А это уже пренебрежение правом.

Низкий уровень правовой культуры, неразвитость у населения юридических традиций, зачастую переходящая в откровенный правовой нигилизм, отрицание необходимости и ценности права имеют глубокие корни в нашем обществе еще с дореволюционного прошлого.

Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У Правовая культура – это еще и высокий уровень культуры правосудия. Уровень правовой культуры зависит от многих факторов. Имеет значение и состояние помещений для судебных заседаний, и облик судей, и само проведение судебного процесса. Таким образом, правовая культура – это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.1

Следующий элемент правовой культуры – фактическое состояние законности и правопорядка в стране. Состояние преступности – это определенная характеристика правопорядка, но главным, тем не менее, является состояние правонарушаемости. В США преступность выше, но механически это не отражает состояния законности и правопорядка в стране. Когда совершено преступление и преступник справедливо наказан, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо – законности уже нет.2

Можно говорить о правовой культуре личности, группы, общества в целом в тот или иной исторический период. Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т.д.).

Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен. Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности. В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескье, а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.
3

В качестве вывода к параграфу отметим, что В отечественной теории права под результатами правовой культуры понимают не только духовные, но и материальные ценности – теория и практика правовой системы.

Правовую культуру рассматривают с субъективного и объективного аспекта. Отечественные ученые-правоведы договорились, что определенный показатель правовой культуры, есть лакмус государства с верховенством закона. Несомненно, развитое гражданское общество является базисом для правового государства и правовой культуры.

Одним из составляющих правовой культуры является правовое сознание, которое отражает не только знания о нормах права и норм права, но и осознания значения права в жизни общества, как необходимого условия для социального регулирования общественных отношений, уважения к праву, закону, признание принципов существующей правовой системы.

Ученые-теоретики права также выделяют такие составляющие правовой культуры как правовая техника, правовые традиции, культура правосудия, правое воспитание, правовое образование. Среди прочих важным элементом правовой культуры называют законность и правопорядок в стране. С точки зрения органов внутренних дел данный аспект особенно актуален для изучения.

Являясь реальным отражением привития правомерного поведения на основе опыта, традиций, правомерного сознания, правопорядок олицетворяет степень свободы и выбора модели правомерного или противоправного, девиантного или делинквентного поведения с чувством взаимно обусловленной ответственности гражданина и государства, или отсутствием такой ответственности.

В параграфе рассмотрена классификация моделей правовой культуры, выявлены положительные и отрицательные стороны западной правовой культуры, к которой учеными относится и отечественная правовая культура.

Важно отметить также, что в европейской традиции заложены основы для интернационализации различных современных правовых культур – унифицированы правила и требования по регулированию любых общественных отношений, определены актуальные задачи для дальнейшего совершенствования правовой деятельности в межгосударственном пространстве.

§ 2. Правовое воспитание и правовое образование как важнейшее условие формирования правовой культуры