Файл: Которая касается каждого человека, являющегося частицей современного общества, независимо от рода его деятельности. Мы имеем определённые права, свободы, обязанности и необходимо знать, как грамотно их использовать, осуществлять, исполнять и т п.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению Щедрина, существует три стадии правосознания:

1) покорность праву;

2) осознание права;

3) борьба за право.

Первая, самая низшая и неразвитая стадия правосознания — это покорность праву. Такое правосознание проявляется как изначальное и рождается под давлением со стороны государства, религии и всех поддерживающих право сил. И.А. Ильин сравнивал такое правосознание с «правосознанием озлобленного раба. Такое правосознание было вынуждено считаться с правом и покорилось, но не признало того, чему покорилось». Оно покорилось силе права. Люди, наделенные таким правосознанием, не способны осознать для себя всю полезность права и правовых институтов. Они способны терпеть гнет чужой силы, будь он представлен в форме правовых проявлений или нет, воспринимая сложившуюся ситуацию как должное, и никогда не добиваются своих прав, разве что случайно. Они покорно платят налоги и считают, что государство само должно о них позаботиться. Но при возникновении конфликта, когда, например, какой-либо чиновник их за что-нибудь штрафует, как правило, даже не пытаются жаловаться и добиваться восстановления своих нарушенных прав, оправдывая себя тем, что, мол, все равно от государства ничего не добьешься. Но в то же время эти люди сами способны на неправомерные поступки: они могут спокойно взять то, что «плохо лежит», оправдывая себя тем, что раз государство о них не заботиться, значит, взять у государства — святое дело. «Став маломальским чиновником, — пишет Щедрин, — такой человек непременно начинает унижать других, таких же, как он, тем самым поддерживая и в них идею несправедливости правового регулирования и невозможность добиться чего-либо правовым способом». Таких людей в современной России множество. Они встречаются на любом уровне социальной и профессиональной лестницы. Люди с «рабским» правосознанием — терпеливые и трусливые перед сильным и злобные и унижающие по отношению к слабым. Такой человек, не пользуясь уважением на работе, унижаемый начальником, будет продолжать унижаться перед ним, а не бороться за свои права, свою же злобу будет выплескивать на тех, кто еще слабее его: жену и детей. Такое правосознание «утаило в себе волю к бесправию и уверенность в том, что силе все позволено». Однако как только такой человек, будучи, например, чиновником, получает отпор в ответ на попытки унизить кого-то, он сразу же меняет свое отношение. Он видит чужую силу и боится ее. Люди обладают таким правосознанием вовсе не потому, что они не знают своих прав, а в силу характера, воспитания и доминирования такого правосознания в обществе. Вторая стадия правосознания — осознание права. Переход на нее обусловлен мыслительной деятельностью через разумное осознание ценности права и его необходимости. Право должно быть не только «осознано мыслью и проверено опытом, но и признано волей человека». Люди, обладающие таким правосознанием, осознают всю полезность права, в том числе и для себя, и, как правило, уважают его. Если же право, по их мнению, по каким-либо причинам не достойно уважения, а борьба с ним и за него вследствие ограничений, связанных с характером, оказывается неприемлемой, они остаются верными тому праву, которое есть, возможно, делая иногда попытки его изменения в лучшую сторону, участвуя в научных спорах, а если смогут пробиться, то и через правотворчество, и т.д. Как писал И.А. Ильин, «только свободное признание права не унизительно для человека, только оно может достойно разрешать задачи правотворчества». Люди, находящиеся на такой стадии права, законопослушны, но, как правило, пассивны в тех случаях, когда необходимо за свои права бороться. — это высшая стадия правосознания. Ее достижение обусловлено в первую очередь мыслительной деятельностью — осознанием необходимости такой активной борьбы, в отличие от осознания права. Причем такая борьба начинается с выступлений за «право в субъективном смысле» (т.е. за поддержание и осуществление справедливых полномочий, обязанностей и запретностей), а в итоге является борьбой за право в «объективном смысле» (т.е. за обновление правовых норм) — они взаимно предполагают и обосновывают друг друга. Только общество с таким правосознанием может быть гарантом преобладания в государстве права, а не беззакония. является определенная ступень в развитии индивидуального, общественного или государственного правосознания, определяющая отношение к идее права и к борьбе с неправом в данный момент времени».

правовой культура воспитание идеология

Глава III. Правовое воспитание

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных лиц по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения другому; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определённых позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм. Роль правового воспитания в формировании правовой культуры очень и очень велика и как было указано выше, оно является одним из способов борьбы с такими явлениями как правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовая неосведомлённость граждан в значительной степени снижает предупредительную силу законов, затрудняет своевременное и квалифицированное решение вопросов, затрагивающих их права и интересы. Одна из главных целей правового воспитания — выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу. В рамках этого вопроса выделяют такие понятия как форма правового воспитания, метод правового воспитания и систему правового воспитания. Формы правового воспитания, по мнению В.П. Зенина, Н.И. Козюбры, В.В.Оксамытного — это способ внешнего выражения деятельности, с помощью которых ниже указанные субъекты проводят работу по воспитанию граждан в духе уважения к законам, строгого их исполнения, способствуют формированию у них развитого правосознания, прививают им навыки правомерного поведения и повышающие их социально-правовую активность. В настоящее время выделяют следующие формы (иногда называют направлениями) правового воспитания: .формирование правосознания и правовой культуры в семье; .обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе; .профессиональная правовая подготовка в вузах юридического (и схожего) профиля; .самовоспитание; .выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы; .осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами; .создание общедоступных компьютерных баз данных (), а также распространение правовой информации через Интернет. Методы правового воспитания, по мнению тех же авторов — это определённые совокупности приёмов и способов воздействия на сознание и поведение людей с целью воспитания их в духе уважения и соблюдения законов, формирование у них развитого правосознания, привития им навыков правомерного поведения и повышения их социально-правовой активности. Основными методами правового воспитания (в некоторой литературе называют способами): 1. убеждение; 2. предупреждение; 3. поощрение; 4. принуждение; 5.наказание.


Убеждение и принуждение являлись основными методами правового воспитания в советский период, а точнее — их . Систему правового воспитания эти же авторы определяют как организационную структуру, состоящую из следующих частей: субъекты, объекты и правовоспитательные действия, которые проводятся для достижения намеченных целей, с помощью определённых средств, с использованием соответствующих форм и методов. .Субъекты (осуществляют правовое воспитание): государственные органы; должностные лица; учебные заведения; общество в целом. 1. Объекты — граждане, различные категории населения и широкие массы, с которыми проводится правовоспитательная работа. Необходимо отметить, что конкретность и дифференцированность в правовом воспитании приводит к постепенному складыванию относительно самостоятельных систем правового воспитания отдельных категорий населения: школьников, студентов, должностных лиц и др., каждой из которых присущи свои особенности; 2. Правовоспитательные действия, которые проводятся для достижения намеченных целей, с помощью определённых средств, с использованием соответствующих форм и методов. Их содержанием является правовоспитательное воздействие субъектов на объекты. К средствам правового воспитания относятся все материальные средства, использующиеся в процессе правового воспитания (СМИ и т.п.) и средства духовного (рационального и эмоционального) воздействия. В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого человека верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость и стремление бороться за право — свое и чужое. Система правового воспитания нуждается в постоянном усовершенствовании, корректировки, выявлении и устранении слабых мест. Координация и взаимодействие всех составных частей системы должны усиливаться.

Заключение

В заключении можно добавить, что формирование государство с высшей правовой культуры лежит в руках сегодняшних молодых людей с повышенной правосознанием, которым вскоре предстоит строить новое, обновляющееся общество и повышать уровень правовой культуры, которая будет соблюдать все критерии правового государства с высшей правотворческой и правоприменительной деятельностью. Если проанализировать сложившуюся в настоящее время ситуацию в стране, то скорее можно говорить о достаточно низком уровне правовой культуры, чем о высоком (к сожалению) при чём как на обыденном, так и на профессиональном. Что касается научного (теоретического) уровня, то он более высок, но основная проблема заключается в том, что теоретические знания далеко не всегда бывают, доведены до населения в силу различных обстоятельств (например, достаточно высоких цен на юридическую литературу, совершенно не обоснованных; трансляции телепередач, содержащих информацию данного рода в очень позднее время), а также, зачастую, и в силу нежелания, самих граждан усваивать эти знания и многих других причин. Долгое время проблемам, связанным с правовой культурой не уделялось должного внимания, сейчас положение несколько улучшилось (в СМИ начали подниматься вопросы), но до состояния стабильности думается ещё очень далеко, т.к. развитие достойного уровня правовой культуры — процесс очень длительный. Ещё хотелось бы сказать, что хотя уровень правовой культуры оставляет желать лучшего (впрочем, как и культуры вообще), зато есть огромный потенциал, возможности, которые необходимо использовать на практике. Но это не будет даваться легко, т.к. сложившаяся ситуация в стране является следствием сложных внутренних процессов, протекающих в государстве на протяжении длительного времени и, которые, конечно же, не могли не повлиять на общественное сознание, на сознание каждого отдельного человека. Цель данной курсовой работы выполнена — дано определение понятию правовая культура и правосознания, изучены виды и функции правовой культуры, выявлены значения правового воспитания.


Список использованной литературы Нормативная Конституция России. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237;
Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 1. — Ст. 1; Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 1. — Ст. 2; Российская газета. — 2009. — 21 января. — № 7; Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (с изм. от 28.12.2010 № 8-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 13. — Ст. 1447. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. Бабаев В.К. «Теория государства и права» М.: Юрист, 2007; Бондарев А.С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2010. № 2. Бондарев А.С. Понятие правовой культуры // История государства и права. 2011. N 6. С. 13 — 17. Гранат Н.Л. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права. Акад. курс. Т. 3 /Под ред. М.Н. Марченко. — М., 2001. Егоров В.Е. Право и правовая культура в условиях глобализма // Юридическое образование и наука. 2011. N 2. С. 34 — 37.
Жинко А.Н. Правовая социализация и правовая культура // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. № 3. Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие //Журнал российского права. 2005. № 12. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. Ильин И.А. Сущность правосознания // Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. — М., 1994. Лахман А.Г. Этическая и правовая культура в компетенции юриста // Власть и управление на Востоке России. 2012. № 2. Левина С.В. Воспитательная функция права и правовая культура: содержание и формы сосуществования // Российский юридический журнал. 2010. N 6. С. 36 — 44. Ликас А.Л. Правовая культура правосудия: современные проблемы // Советское государство и право. 1990. № 5. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. № 2. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. Матузов Н.И., Малько А.В. «Теория государства и права». М.: Юристъ, 2010.
Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2000. №2. Осипов М.Ю. Правовая культура и механизм ее формирования // Журнал российского права. 2012. N 1. С. 75 — 81. Пантелеев Б. Правовая культура — секрет выживания народа // ЭЖ-Юрист. 2011. N 42. С. 1, 4. Петелина И.В. Правовая культура гражданина и общества // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1996. № 2(9) Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2002. №10. Теребенина А.В. Теоретический аспект понятия «правовая культура» // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2012. № 1. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8.



I. Законы, нормативные правовые акты и иные официальные документы:
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 21 июля 2014 г.] // Российская газета. - 1993. - №237; Собрание законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: [федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: по состоянию на 25 апреля 2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954; 2018. - № 9. - Ст. 1292.

II. Монографии, учебники, учебные пособия:
1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Зерцало, 2014. - 316 с.
2. Асеев И.В., Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Теория государства и права (определения, схемы) / И.В. Асеев и др. - М.: Контракт, 2013. - 422 с.
3. Баранов П.П., Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания / П.П. Баранов и др. Ростов-н/Д., 2014. - 192 с.
4. Байтин М.И. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько.- М.: Юристъ, 2014. - 633 с.
5. Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности / В.М. Боер. - СПб.: Питер, 2013. - 261 с.
6. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культур / Н.Н. Вопленко. - Волгоград, 2013. - 239 с.
7. Гуляихин В.Н. Правовая культура: понятие и структура / В.Н. Гуляихин. - Волгоград, 2013. - 292 с.
8. Ильин И.A. О сущности правосознания / И.А. Ильин. - М.: Проспект, 2011. - 306 с.
9. Карташов В.Н., Баумова М.Г. Правовая культура: понятие, структуры, функции: монография / В.Н. Карташов и др. - Ярославль, 2014. - 279 с.
10. Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства / В.П. Сальников. - Самара, 2014. - 285 с.

III. Статьи, научные публикации:
1. Артеменко Т.А. Некоторые вопросы политической правовой культуры в деятельности должностных лиц исполнительной власти / Т.А. Артеменко. // Административное право и процесс. - 2012. - № 4. - С.37-42.
2. Артемьев A.M., Хазов Е.Н. Роль правовой культуры и правосознания в деятельности сотрудников ОВД / А.М. Артемьев и др. // Закон и право. - 2013. - № 5. - С.28-33.
3. Карпов В.И. Формирование правовой культуры личности и общества как основа обеспечения национальной безопасности России в период реформ / В.И. Карпов // Право и государство: теория и практика. - 2017. - №10. - С.85-89.
4. Карпунина В.В., Панферова Н.А. Понятие, структура и элементы правовой культуры в обществе / В.В. Карпунина и др. // Вестник Воронежского института ФСИН России. - 2016. - № 2. - С. 105-109.