Файл: Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дошкольное отделение структурного подразделения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменногорский ЦО»


ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Осокиной Дарьи Олеговны

Воспитатель

Тема: «Экологическое воспитание дошкольников

в различных видах деятельности»

2020

Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.


Цель саморазвития:

  • повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;

Задачи:

  • повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;

  • изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

  • обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;

  • создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;

  • формировать знания, умения и навыки воспитанников;


План работы с детьми:

  1. Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:

  • моделирование ситуаций;

  • игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);

  • опытно-исследовательская деятельность;

  • разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

  • просмотр мультфильмов;

  • экологические спектакли

  1. Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

  • «Масленица»; 

  • «Пасха»; 

  • «День Земли»; 

  • «День птиц»; 

  • «День посадки деревьев»;

  • «Всемирный день охраны окружающей среды».

  1. Проведение сезонных выставок поделок;

  2. Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;

  3. Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:

  • «Значение воды в жизни людей»;

  • «Зеленая аптека»;

  • «Синичкин день»;

  • «Покормим птиц зимой»;

  • «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;

  • «Морские млекопитающие»;

  • «Естественные водоемы Земли»;

  • «Что такое заповедник»;

  • «Путешествие по заповедникам»;

  • «Мы друзья природы»;

  • «Лес и наше здоровье»; 

  • «Поможем природе»;

  • «Овощи и фрукты – лучшие продукты»

  1. Проекты:

  • «Огород на подоконнике»;

  • «Цветущий участок»

  1. Экологические акции:

  • «Птичья столовая»;

  1. Чтение художественной литературы:

  • В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»;

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;

  • С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»;

  • Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;

  • В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;

  • Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»;

  • Ю. Демянская «Дом Земли»;

  • Н. Т. Бромлей «Охотник»


  1. Заучивание наизусть:

  • Николай Забило «Любимый край, моя земля»;

  • В. Орлов «Общий дом»;

  • П. Воронько «Журавль»

  1. Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.

  2. Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.


План работы с родителями:

  1. Анкетирование родителей по экологии.

  2. Разработка и проведение консультаций для родителей:

  • «Экология и мы»;

  • «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»

  • «Игры экологического содержания»;

  • «Ребенок и природа»;

  • «Птичья столовая»;

  • «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

  • «Чистая планета Земля»

  1. Памятки для родителей:

  • «В каких продуктах «живут» витамины»;

  • «Синичкин день»;

  • «Экологическое воспитание»;

  • «Берегите природу»;

  • «Мы против мусора»;

  • «День Земли»;

  • «День птиц»;

  • «День посадки деревьев»;

  • «Зеленая весна»;

  • «Всемирный день окружающей среды»

  1. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;

  2. Помощь родителей в изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»;

  3. Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;

  4. Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;

  5. Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.

  6. Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка»;

  7. Привлечение родителей к созданию альбомов: 

  • «Растения нашего края»; 

  • «Берегите природу»;

  • «Дикие животные России»

  1. Экологические акции: 

  • «Птичья столовая».

  1. Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования.

  2. Привлечение родителей к организации воспитательно – образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.


Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.


Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.


Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Октябрь

1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях

1.Игровая деятельность.

2.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»;

3. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;

1.Анкетирование родителей по экологии.

2.Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.

3. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя галерея»



Ноябрь

1.Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;

2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы


1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему:

«Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты»

2.Заучивание: П. Воронько «Журавль»

1.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»;

2.Участие конкурсах «Осенняя кладовая»

3.Памятка для родителей : «Синичкин день»



Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями



Декабрь

Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях.

1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»;

2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»;

3.Игровая деятельность;

4. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса»

1.Изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»:

2.Памятка: «Экологическое воспитание»;

3.Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса»


Январь

Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников

1.Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:

«Что такое заповедник»;

«Путешествие по заповедникам»;

2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»

1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;

Памятка: «Мы против мусора»;




Февраль

1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;

2. Изучение нового материала по экологии;

3.Изготовление экологического лэпбука

1.Проведение народного праздника «Масленица»;

2. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие»

3.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике»

1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»;

2.Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края»

3.Памятка: «Берегите природу»;





Месяц

Методическая работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями


Март

1.Разработка конспекта открытого занятия;

2. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».

1.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Естественные водоемы Земли»;

«Значение почвы и воды в жизни всего живого»;

2.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»;

1.Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка»:

2.Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

3.Памятка: «День птиц»

Апрель

1.Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;

2.Проведение открытого занятия

1.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

«День птиц»;

«Пасха»;

«День Земли»;

«День посадки деревьев»;

2.Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Цветущий участок»

1. Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;

2.Привлечение родителей к участию в экологической акции « Зеленая весна 2020»;

3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев»

Май

1.Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики;

2. Родительское собрание : «Наши успехи!»

1.Работа над проектом: «Цветущий участок»;

2.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе»

1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;

2. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России»





Литература:

1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.

2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.

старшего дошкольного возраста (5-7 лет)