Файл: Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дошкольное отделение структурного подразделения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменногорский ЦО»
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Осокиной Дарьи Олеговны
Воспитатель
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников
в различных видах деятельности»
2020
Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
Цель саморазвития:
-
повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;
Задачи:
-
повышение профессионального уровня и педагогического мастерства; -
изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
-
обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование; -
создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками; -
формировать знания, умения и навыки воспитанников;
План работы с детьми:
-
Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
-
моделирование ситуаций; -
игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические); -
опытно-исследовательская деятельность; -
разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок; -
просмотр мультфильмов; -
экологические спектакли
-
Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
-
«Масленица»; -
«Пасха»; -
«День Земли»; -
«День птиц»; -
«День посадки деревьев»; -
«Всемирный день охраны окружающей среды».
-
Проведение сезонных выставок поделок; -
Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет; -
Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
-
«Значение воды в жизни людей»; -
«Зеленая аптека»; -
«Синичкин день»; -
«Покормим птиц зимой»; -
«Значение почвы и воды в жизни всего живого»; -
«Морские млекопитающие»; -
«Естественные водоемы Земли»; -
«Что такое заповедник»; -
«Путешествие по заповедникам»; -
«Мы друзья природы»; -
«Лес и наше здоровье»; -
«Поможем природе»; -
«Овощи и фрукты – лучшие продукты»
-
Проекты:
-
«Огород на подоконнике»; -
«Цветущий участок»
-
Экологические акции:
-
«Птичья столовая»;
-
Чтение художественной литературы:
-
В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; -
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»; -
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; -
С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»; -
Г. Серебрецкий «Берегите птиц»; -
В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»; -
Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»; -
Ю. Демянская «Дом Земли»; -
Н. Т. Бромлей «Охотник»
-
Заучивание наизусть:
-
Николай Забило «Любимый край, моя земля»; -
В. Орлов «Общий дом»; -
П. Воронько «Журавль»
-
Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий. -
Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
План работы с родителями:
-
Анкетирование родителей по экологии. -
Разработка и проведение консультаций для родителей:
-
«Экология и мы»; -
«Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»
-
«Игры экологического содержания»;
-
«Ребенок и природа»; -
«Птичья столовая»; -
«Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка». -
«Чистая планета Земля»
-
Памятки для родителей:
-
«В каких продуктах «живут» витамины»;
-
«Синичкин день»;
-
«Экологическое воспитание»; -
«Берегите природу»; -
«Мы против мусора»; -
«День Земли»; -
«День птиц»; -
«День посадки деревьев»; -
«Зеленая весна»; -
«Всемирный день окружающей среды»
-
Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок; -
Помощь родителей в изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»; -
Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах; -
Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям; -
Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету. -
Помощь родителей в изготовлении скворечников. В рамках экологической акции «Скворушка»; -
Привлечение родителей к созданию альбомов:
-
«Растения нашего края»; -
«Берегите природу»; -
«Дикие животные России»
-
Экологические акции:
-
«Птичья столовая».
-
Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм. Подбор и изготовление игрового оборудования. -
Привлечение родителей к организации воспитательно – образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.
Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.
Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | 1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы; 2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях | 1.Игровая деятельность. 2.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»; 3. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»; | 1.Анкетирование родителей по экологии. 2.Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников. 3. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя галерея» |
Ноябрь | 1.Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию; 2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы | 1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты» 2.Заучивание: П. Воронько «Журавль» | 1.Памятка: «В каких продуктах «живут» витамины»; 2.Участие конкурсах «Осенняя кладовая» 3.Памятка для родителей : «Синичкин день» |
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Декабрь | Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях. | 1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Покормим птиц зимой»; 2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»; 3.Игровая деятельность; 4. Зимняя выставка поделок: «Рождественские чудеса» | 1.Изготовлении кормушек. В рамках экологической акции «Птичья столовая»: 2.Памятка: «Экологическое воспитание»; 3.Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса» |
Январь | Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников | 1.Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы: «Что такое заповедник»; «Путешествие по заповедникам»; 2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» | 1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Птичья столовая»; «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»; Памятка: «Мы против мусора»; |
Февраль | 1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии; 2. Изучение нового материала по экологии; 3.Изготовление экологического лэпбука | 1.Проведение народного праздника «Масленица»; 2. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие» 3.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике» | 1. Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»; 2.Совместная работа по созданию альбома; «Растения нашего края» 3.Памятка: «Берегите природу»; |
Месяц | Методическая работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
Март | 1.Разработка конспекта открытого занятия; 2. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу». | 1.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Естественные водоемы Земли»; «Значение почвы и воды в жизни всего живого»; 2.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»; | 1.Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Скворушка»: 2.Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка». 3.Памятка: «День птиц» |
Апрель | 1.Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий; 2.Проведение открытого занятия | 1.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения: «День птиц»; «Пасха»; «День Земли»; «День посадки деревьев»; 2.Завершение проекта «Огород на подоконнике» и начало проекта «Цветущий участок» | 1. Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям; 2.Привлечение родителей к участию в экологической акции « Зеленая весна 2020»; 3. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев» |
Май | 1.Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики; 2. Родительское собрание : «Наши успехи!» | 1.Работа над проектом: «Цветущий участок»; 2.Беседы с использованием компьютерной презентации: «Поможем природе» | 1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»; 2. Совместная работа по созданию альбома; «Берегите природу»; «Дикие животные России» |
|
Литература:
1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.
2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.
3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.
старшего дошкольного возраста (5-7 лет)