Файл: Ход занятия i. Вводная часть.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть – 5 минут.

1. Проверить наличие личного состава.

2. Объявить тему и цель занятия, время и порядок его проведения.
II. Основная часть – 90 минут.

1 учебный вопрос-45 минут

В повседневной жизни мы часто говорим о требованиях долга, о чувстве долга, об исполненном долге. Что же такое долг? Что мы вкладываем в это понятие? Почему так необходимо, чтобы чувство долга, верность долгу вошли в наши сознание, плоть и кровь, не оставляли нас в любых испытаниях?

Человек живет в обществе, и он не может быть независим от него. В целях удовлетворения своих повседневных потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями, родителями, обществом. Взамен общество (как и во все предшествующие времена) предъявляет к человеку определенные требования. В том числе, оно обязывает его поступать, жить и действовать в соответствии с устоявшимися, проверенными веками нормами и правилами. Часть из них общество силой государственной власти возводит в ранг законов. Другие остаются в памяти народа, передаются от поколения к поколению, и хотя не обличены в форму государственных правовых документов, они не менее действенные. Это – так называемые нормы морали и нравственности. Правовые и моральные нормы теснейшим образом взаимосвязаны. Это становится ясным при рассмотрении понятий “долг” и “честь”.


Итак, что же такое долг?

Долг - это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Человек имеет обязанности перед семьей (семейный долг), коллективом и товарищами (товарищеский долг) и т. д. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством. В каком бы виде долг не проявлялся, он всегда связан с общественными интересами и потребностями людей.

Осознание каждым членом коллектива общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг - это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Воинский долг определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных Сил.

Суть воинского долга заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечении безопасности государства, отражении вооруженного нападения, а также выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.


Поскольку воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества, то без благородной моральной основы он теряет свое значение, превращается в обязанность наемника перед работодателем. Выполнение долга дает ответ на главные вопросы нравственной характеристики личности.

Отношение к общественному долгу (а как мы установили, воинский долг - разновидность общественного) является характеристикой не только личности, но и духовных сил общества в целом.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной, и в нравственной сфере, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно - с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений. Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть граждан своей главной жизненной целью избирают деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга.

Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей. Еще в начале XIX века известный военный теоретик Г. Жомини говорил: “Горе тем странам, в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье или свое имущество”.

Каждый гражданин должен помнить требование Конституции –Основного закона государства относительно исполнения воинской обязанности. В соответствии со ст. 59 Конституции РФ “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.” Вот почему сотни тысяч юношей России, принимая военную присягу, клянутся “достойно выполнять воинский долг.” А выполнив его с честью и достоинством, возмужавшими, набравшимися сил, новых знаний, умений и опыта, возвращаются в родной дом.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных Сил.


В чем это выражается?

Во-первых, в том, что, как в прошлые времена, так и теперь, состояние армии и качество решения стоящих перед нею задач во многом определяют судьбу народа и государства. Опыт истории подтверждает справедливость истины о том, что народ, не желающий содержать свою армию, неизбежно будет кормить чужую.



Вооруженные Силы охраняют мирный, созидательный труд граждан нашего общества, их покой и национальные интересы государства.

Во-вторых, в армии особенно велика цена ошибки, нарушения или преступления. Страшными и разрушительными могут быть последствия профессиональной некомпетентности и халатности. Это вызвано тем, что выполнение служебных обязанностей военнослужащими, как правило, связано с использованием оружия и боевой техники.

В-третьих, выполнение воинского долга может потребовать от военнослужащего большого риска и даже жертвы собственной жизнью. Самопожертвование - есть отказ от себя во имя других. Это личностный выбор, высочайший нравственный подвиг. Его не способен совершить человек внутренне слабый и порочный.

Наше Отечество всегда была богато героями. Благодаря своим подвигам, они обрели бессмертие.

В-четвертых, воин - как никто другой нуждается в сохранении высоких нравственных идеалов и ответственности. Подрыв этих идеалов лишает воина нравственной мотивации его ратного труда, и превращает его в простого наемника. “Армия без высоких нравственных идеалов, - отмечает митрополит Смоленский и Калининский Кирилл, - не только теряет способность защищать Отечество, но становится силой, опасной для своего собственного народа”.

Каждому военнослужащему важно понять, что воинский долг - не пожелание, а непременное требование российского общества. Поэтому его веления должны быть выполнены безусловно. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: “не хочу”, “ не желаю”, “не буду”. Распоряжения и приказы в любом случае должны быть выполнены. Свое “хочу” или “не хочу” должно быть подчинено общественному “надо”, “должен”. Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабости, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Поэтому так важно добиваться, чтобы воинский долг становился личным убеждением. Только тогда он будет исполняться добросовестно и безукоризненно. Только в этом случае вчерашние школьники станут настоящими защитниками Родины.

Конечно, выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен несмотря на встречающиеся трудности. По-человечески просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик - ас А.М. Покрышкин: “Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу, ... нанести врагу как можно больший урон”. Эти слова для каждого воина должны быть руководством в службе.


Испокон веков о человеке судят не потому, что он о себе говорит, а по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности. Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.

Воинский долг - это, прежде всего, выражение внутренней, идейной убежденности в необходимости самоотверженно служить Отечеству, надежно его защищать, добросовестно изучать военное дело.

Добросовестное изучение военного дела, прежде всего, предполагает:

- глубокое усвоение и неукоснительное выполнение требований военной присяги и воинских уставов, поддержание крепкой воинской дисциплины и организованности;

- качественное освоение штатного оружия и техники, эффективных приемов их использования с целью успешного выполнения учебно - боевых задач своего подразделения и части;

- формирование навыков и качеств, способствующих стойкому перенесению трудностей воинской службы, способности сохранить в самых сложных условиях боевую активность, смелость и решительность;

- четкое знание и неукоснительное выполнение своих функциональных обязанностей.

Если сказать кратко, то добросовестно изучить военное дело - значит добиться высокого профессионализма в ратном труде, стать мастером в своей воинской специальности.

Недостаток знаний и навыков, профессионализма и мастерства в военном деле может привести к самым тяжелым последствиям. Вот почему в ратном труде на полигоне, танкодроме, на стрельбище, в морском походе, при несении боевого дежурства, караульной и внутренней службы, в сложном процессе овладения техникой и оружием - во всем этом выражается единство и взаимосвязь осознания воинского долга и умения применять полученные знания на практике.

Таким образом, настоящий гражданин, воин - патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу свой жизненный путь.

В знаменитом телефильме “Семнадцать мгновений весны” звучит песня на стихи Р.И. Рождественского “Мгновения”. Там есть замечательные слова: “А в общем, надо просто помнить долг от первого мгновенья до последнего”.

Кодекс чести российского воина формировался в служении Отечеству. "В службе честь" - вот наиглавнейший завет Петра I, вошедший в плоть и кровь российского офицера и солдата.


Исстари считалось, что воинская честь - это главная добродетель солдата. Она заставляет его быть требовательным к самому себе, избавляет его от трепета перед возможной смертью или увечьем, делает саму мысль о пощаде, дарованной врагами невыносимой.

Для российского солдата бесчестье всегда было страшнее смерти. Это помогало ему проявлять невиданную в мире стойкость и выносливость. Волнующие слова Суворова, сказанные во время Альпийского похода 1799 года: "Мы русские. Мы все одолеем!" служили первой заповедью воинской чести русского солдата. Военная история всех стран и народов не знает подвигов, способных сравниться с подвигами защитников Брестской крепости и Смоленска, Москвы и Ленинграда, Киева и Керчи, сотен других городов и населенных пунктов в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.

Честь в русской и Советской Армии считалась высшей мерой нравственности военного человека, в ней заключался нравственный смысл его жизни. Она являлась путеводной звездой в сложном лабиринте служебных и житейских поступков. Отступление от правил чести по малодушию, трусости, разгильдяйству и др. причинам влекло за собой несмываемую печать позора, нравственную смерь солдата, которая была подчас страшнее смерти физической. Честь российского военнослужащего неотделима от его благородства по отношению к окружающим, в том числе и по отношению к поверженному противнику и его населению. "Солдат не разбойник" - неоднократно подчеркивал А.В.Суворов. Ни российский, ни советский солдат никогда не позволяли себе тех бесчинств, актов вандализма и зверств, которые чинили на оккупированной территории хваленые солдаты Наполеона и немецко-фашистские варвары. Жители европейских городов встречали наших воинов с цветами и радостью, что являлось признанием их высоких моральных качеств.

Обозревая героическую историю нашей армии, полную ярких проявлений воинской чести, мы всегда спрашиваем себя: "А какое содержание вкладывается в это понятие сегодня?" И это вполне объяснимо, ибо каждый человек, живущий в обществе, всегда задумывается над тем, как относятся к нему его товарищи, друзья, близкие, что они думают о нем, какие оценки выносят его поступкам и всей его деятельности. "Кем меня считают?" - произносил едва шевеля губами весь израненный российский солдат в Чечне. Именно осознание человеком своей ценности в обществе, а также признание этой ценности со стороны общества выражается в понятии чести.