Файл: Курсовая работа по экономической социологии Совершение покупок в сети Интернет социологический анализ.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 515
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения поведения потребителей в социологическом аспекте
1.1 Социологические подходы к изучению потребительского поведения в современном обществе
1.2. Социальные факторы потребительского поведения
1.3. Интернет как площадка для совершения покупок
Глава 2. Интернет-покупки в современной России
2.1. Динамика интернет-покупок
2.2 Отношение к интернет-покупкам
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Пермский национальный исследовательский
политехнический университет»
Гуманитарный факультет
кафедра «Социология и политология»
направление подготовки 39.03.01 «Социология»
Курсовая работа по экономической социологии
Совершение покупок в сети Интернет: социологический анализ
Выполнил студент гр. __________
_____________________________
(Фамилия, Имя, Отчество)
___________________
(подпись)
Проверил ст. преподаватель каф. СиП
Бурова Ольга Аркадьевна
____________ ____________
(оценка) (подпись)
«_____» _______________ 20___г.
Пермь 20___г.
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения поведения потребителей в социологическом аспекте 5
1.1 Социологические подходы к изучению потребительского поведения в современном обществе 5
1.2. Социальные факторы потребительского поведения 10
1.3. Интернет как площадка для совершения покупок 15
Глава 2. Интернет-покупки в современной России 21
2.1. Динамика интернет-покупок 21
2.2 Отношение к интернет-покупкам 24
2.3. Совершение покупок в сети Интернет жителей г. Перми 29
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение 1 43
Приложение 2 47
Приложение 3 51
Приложение 4 52
Введение
Изначально социология потребления развивалась отстраненно от экономической теории, и такие вопросы, как структура потребительских рынков, состав и мотивы их участников, организационное и институциональное оформление процесса потребления изучались явно недостаточно, оставаясь в сфере интересов маркетологов. Но к началу 21 века в социологии потребления культурологический и экономический течения сближаются, это позволяет надеяться на плодотворные результаты в будущем.
Экономический подход к потребительскому поведению акцентирует свое внимание на акте приобретения и изучает, в основном, каким образом реализуется потребительский выбор, оставляя за рамками анализа иные составляющие потребительского поведения. А социологический подход рассматривает потребительское поведение как культурный феномен, а само потребление как фактор социальной стратификации.
Современное население мира сейчас мало может себе представить свое существование без Интернета. Электронная торговля - это торговля через сеть при помощи компьютеров покупателя и продавца товара, предметом электронной торговли может быть любой товар, услуга, недвижимость, банковский продукт и т.п. На данный момент развитие сети Интернет способствует резкому росту этой технологии торговли среди всех торговых фирм и граждан.
Электронную коммерцию можно рассматривать как относительно новую для российского общества технологию. Популярность онлайн покупок среди российских потребителей в последнее время возрастает, особенно среди молодежи и лиц с высоким уровнем занятости. Дополнительным фактором роста популярности интернет-магазинов стал последний экономический кризис. В условиях, когда покупатель зачастую не может ознакомиться с качеством товара до внесения оплаты как минимум за доставку, а часто и за сам товар, значимость доверия к магазину оказывается очень высокой
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в последние годы все больше товаров и услуг люди предпочитают покупать, не выходя из дома, через Интернет. Как известно, спрос рождает предложение, и количество разнообразных сетевых магазинов увеличивается день ото дня. Несмотря на обилие предложений, бизнес в интернете продолжает оставаться очень выгодным. Интернет-магазин представляет собой дистанционный, обезличенный формат торговли, поэтому доверие такой организации будет иметь свою специфику (ряд субъективных критериев доверия торговой организации, существующей в оффлайн формате, неприменим к онлайн торговле).
Следовательно, потребительское поведение в интернете стало неотделимо от обычного и привычного потребительского поведения «оффлайн» и от общего понятия «общество потребления», которым занимались Мэйер Р., Бодрийяр Ж., Кориган П. и другие.
Особенно высокие темпы развития информационных технологий, в частности Интернета, в корне меняют традиционные ценности о процессах, происходящих в обществе. Перед человеком открываются новые возможности, которые раньше казались нереальными. С помощью информационных технологий человек научился не только передавать, принимать и использовать большое количество информации, но и научился осуществлять процесс торговли, продажи, потребления товаров и услуг.
Цель данного исследования: определить мотивацию покупок в интернете.
Поставлены следующие задачи:
-
Определить сущность понятия «потребительское поведение»; -
Изучить разные подходы к потребительскому поведению; -
Выявить динамику развития интернет-торговли в России; -
Выявить отношение людей к покупкам в интернете; -
Определить важные факторы, влияющие на изменение покупательского поведения.
В первой главе настоящей работы мною рассмотрены различные социологические подходы к изучению потребительского поведения и социальные факторы потребительского поведения. Также рассмотрен интернет как новую площадку для совершения покупок. Во второй главе данной курсовой работы рассмотрена динамика интернет-покупок на российском рынке и описание отношения к покупкам в сети интернет на основе других исследований. Также сделан анализ проведенного мною пилотажного исследования.
В приложении 1 расположена программа исследования, в приложении 2 – итоговая анкета, 3 приложение – методический анализ инструмента исследования, в 4 приложении представлены таблицы данных по исследованию, не вошедшие в текст.
Глава 1. Теоретические основы изучения поведения потребителей в социологическом аспекте
1.1 Социологические подходы к изучению потребительского поведения в современном обществе
На сегодняшний день существует целый ряд теорий относительно того, какова природа современного общества, сущность экономических отношений. Ученые по всему миру отмечают возрастающую роль информации в современном социуме и экономике. Последние десятилетия можно охарактеризовать бурно развивающейся экономикой, которая движется благодаря возросшей роли потребления в обществе. Потребление является одной из социальных проблем современного общества.
Д. Бенигер определяет информационное общество как общество, где создание, распространение, использование, интеграция и манипуляция информацией – значимая экономическая, политическая и культурная деятельность [1]. Цель информационного общества – приобрести конкурентные преимущества на международном уровне путем использования информационных технологий в производственном и инновационном процессе. Понятие информационное общество является одной из моделей, которые говорят о том, что человечество перешло в новую социально-экономическую эпоху.
Информационное общество охвачено потреблением, каждый член общества регулярно думает, что именно можно потреблять и каким образом. Это касается не только отдельного человека, но и группы людей и общества в целом. Предметы, которые общество потребляет, неразрывно связаны с эмоциями и переживаниями, характерными для современного общества. Потребление товаров и услуг настолько глубоко встроено в повседневную жизнь, что многие аспекты ее практики остаются в основном неоспоримыми. Потребление само по себе - это выбор способа удовлетворения потребностей [23].
Потребление в современном обществе рассматривается, как необходимая и неизбежная составляющая прогресса и эволюции. Феномен потребления представляет собой основу существования общества. Удовлетворение потребностей становится целью материального производства в любой экономической системе, хотя уровень потребления различен в разных социальных группах.
Первоначально потребление рассматривалось лишь в контексте экономической науки, то есть как условие, предпосылка достижения целей производителя. Однако уже в 19 веке были заложены основы социологического подхода к индивидуальному потреблению, для которого характерен взгляд на потребление со стороны действующего индивида, преследующего свои осознанные интересы.
Р. Майер опубликовал статью под названием «Изучение социологических теорий, изучая потребителей», в которой он отметил мнение о том, что маркетологи и исследователи-потребители могли бы с пользой использовать социологические концепции, разработанные ранее. Он утверждал, что «социологи могут многое извлечь из своих эмпирических исследований потребителей» и что «исследование потребления является полезным для тестирования и расширения социологических теорий».
Для экономической социологии потребление является столь же социальным, сколь и экономическим процессом. Поэтому аналитическая рамка здесь существенно расширяется. Прежде всего, это касается мотивов действия. Утверждается, что стремление человека к собственному благу отнюдь не сводится к увеличению потребления, он может стремиться также к власти и уважению, общению или соперничеству. Само же потребление не сводится к инструментальным функциям, связанным с использованием полезных характеристик продукта или услуги [20].
Для многих понятие «потребление» ассоциируется с физическим расходованием материальным благ. В связи с этим сразу приходится заметить, что в современном мире все более значимая часть потребляемых благ выражена не вещами, а услугами, которые могут вообще не принимать предметную форму, реализуясь посредством отношений между людьми. Поэтому физическая сторона процесса потребления имеет подчиненный характер [3].
Под потреблением также обычно понимается использование полезных свойств предметов или процессов, благодаря которым они приобретают характер блага.
Но к потреблению, определяемому с экономической точки зрения, следует относить использование не всяких, а только ограниченных благ, в которые, вдобавок, вложены человеческие усилия, что отделяет эти блага от чистых продуктов природы. Признак использования благ выводит нас на основную цель потребления – удовлетворение потребностей человека. Но речь идет не о всяких потребностях – например, в процессе творческого труда человек тоже удовлетворяет свою потребность в креативной деятельности, но мы не называем это потреблением [8].
Потребление сопряжено с безвозвратным расходованием стоимости. И в этом заключается отличие потребления от других элементов хозяйственного процесса – производства, распределения и обмена, связанных с созданием, сохранением стоимости и сменой ее форм. При этом, чтобы стать предметом потребления, расходуемые блага вовсе не обязательно должны покупаться на рынке, проходя через отношения денежного обмена. Достаточно, если блага обладают некоторой ликвидностью, позволяющей говорить об их способности к денежному обмену и, следовательно, о существовании и расходовании их стоимости.