Файл: Проведение рабочих совещаний по побуждению налогоплательщиков к самостоятельному уточнению.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проведение рабочих совещаний по
побуждению налогоплательщиков к
самостоятельному уточнению
налоговых обязательств
Права налоговых органов по вызову налогоплательщиков для дачи пояснений установлены пп.
4 п.
1 ст.
31
НК РФ.
Цель налогового контроля заключается в том, чтобы обеспечить своевременное и полное поступление налогов и сборов в бюджет.
При этом более важной задачей становится не сколько выявление и наказание, а предупреждение налоговых правонарушений.
2
Работа
налоговых
органов
по
вызову
налогоплательщиков
включает следующие этапы:
1) отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на рабочих совещаниях на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах;
2) проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков;
3) направление информационных писем плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и внесения изменений в налоговую отчетность,
4) подготовка материалов для рассмотрения на рабочих совещаниях;
5) рассмотрение деятельности плательщиков на заседаниях межведомственных рабочих групп;
6) мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на рабочих совещаниях;
7) Направление материалов в ППА для целей ВНП (тематика)
3
1. Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на рабочих совещаниях на
основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах:
-
На основании 12 общедоступных критериев оценки рисков Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@) для налогоплательщиков;
-
Списка организаций – выгодоприобретателей по отработке налоговых разрывов по НДС (акцептованные заключения, имеющимися в инспекции);
-
По иным основаниям, в том числе по информации из внешних источников.
2. Проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков:
Порядок проведения мероприятий налогового контроля (МНК) и составления заключений в отношении организаций – выгодоприобретателей при выявлении разрывов по НДС утверждены письмом ФНС России
от 12.01.2023 №Д-06-02/1дсп..
МНК направлены на установление вины выгодоприобретателя, организовавшего расхождение типа
«разрыв» при исчислении налоговых баз по НДС контрагентами. Результаты МНК отражаются в соответствующем заключении.
Заключение должно содержать описание конкретных хозяйственных операций которые осуществлены с целью вероятного уклонения от уплаты налогов и/или оказаны контрагентом, не имеющим возможностей и ресурсов для поставки товаров работ услуг, а также описание факторов, указывающих на его вовлеченность и/или осведомленность противоправным характером операций.
4
3. Направление информационных писем плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке
представленной отчетности и внесения изменений в налоговую отчетность:
В указанном информационном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы,
выявленные в ходе подготовки к рабочему совещанию, ответы на которые планируется получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика
4. Подготовка материалов для рассмотрения на рабочем совещании:
Составляется перечень возможных рисков нарушения налогового законодательства (предмет акта КНП),
перечень вопросов к налогоплательщику.
Также формируется досье (справка) по налогоплательщику, в состав которого входит анализ финансово- хозяйственной деятельности налогоплательщика, показателей налоговой отчетности, иные документы и информация (учетные данные, среднесписочная численность работников, суммы исчисленных (уплаченных)
налоговых платежей, их динамика, в том числе пояснения налогоплательщика).
5
Если территориальный налоговый орган организации - разрывника (далее ТНО) и ТНО
организации – выгодоприобретателя находятся в одном Субъекте РФ:
По общему правилу работа с выгодоприобретателем должна осуществляться тем же инспекторским составом, который устанавливал выгодоприобретателя и готовил заключение вне зависимости от постановки на учет налогоплательщика.
Должностные лица инспекций, чьи заключения акцептованы, по согласованию с Управлением по субъекту РФ могут быть привлечены инспекцией, ответственной за побуждение налогоплательщика к уточнению налоговых обязательств, к участию в отдельных мероприятиях налогового контроля и к участию в рабочем совещании с выгодоприобретателем, в том числе в формате видео-селектора
(при наличии технической возможности).
6
Рабочее совещание с выгодоприобретателем:
Цель рабочего совещания – довести до налогоплательщика результаты проведенных мероприятий налогового контроля, направленных на установление вины данного налогоплательщика, допустившего расхождение типа
«разрыв» в цепочке поставщиков \ покупателей и, как следствие, занижение уплаты НДС.
Эффективность рабочего совещания напрямую зависит от полноты проведенных мероприятий налогового контроля, отраженных в заключении, свидетельствующих о вовлеченности выгодоприобретателя в цепочку противоправных действий с целью минимизации НДС и осведомленности его в противоправном характере этих действий.
На рабочем совещании целесообразно довести до сведения налогоплательщика:
-
современные мероприятия бизнеса по противодействию недобросовестной конкуренции,
формировании ресурса неблагонадежных контрагентов (положения Хартии АПК РФ),
- необходимость включения в условия договоров купли-продажи, поставки, транспортных услуг и
других хозяйственных договоров так называемых налоговых оговорок, направленных на избежание
проблем, связанных с вовлечением налогоплательщика в цепочку недобросовестных контрагентов.
7
8
-
озвучить положения ст. 54.1 НК РФ и имеющуюся судебную практику по применению ст.
54.1.
Статья 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога,
сбора, страховых взносов» (введена Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ)
1. Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и
(или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
2. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй Налогового кодекса РФ при соблюдении одновременно следующих условий:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и
(или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
3. В целях пунктов 1 и 2 настоящей статьи подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом,
нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.
4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, также применяются в отношении сборов и страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.
9
- озвучить возможность самостоятельная оценка рисков налогоплательщиком.
На сайте Федеральной налоговой службы –
www.nalog.ru размещены:
Концепция системы планирования выездных налоговых проверок
(Приказ ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@)
12 общедоступных критериев оценки рисков для налогоплательщиков;
Дополнительные сервисы налогоплательщикам:
- информационный ресурс «Прозрачный бизнес»;
- интернет-сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки»;
- интернет-сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента;
- и иные.
Сообщив организации-выгодоприобретателю результаты мероприятий налогового контроля и доводов налогового органа, свидетельствующих о высокой вероятности успешности выездной налоговой проверки по НДС,
Налогоплательщику разъясняются преимущества самостоятельного уточнения налоговых
обязательств:
- Отсутствие штрафных санкций;
- Возможность избежать уголовной ответственности по налоговым правонарушениям;
- Изменение сроков уплаты налогов и пени (ст. 61 НК РФ).
Налогоплательщик на рабочем совещании вправе сообщить о своей позиции по полученной информации, в т.ч. и в части представления уточненных налоговых деклараций.
В то же время, налогоплательщику может быть предоставлен срок для сообщения о своей позиции и принятия решения о представлении уточненных налоговых деклараций.
В зависимости от конкретной ситуации предоставляется срок от 10 дней до 1 месяца.
Налогоплательщик вправе сам назначить срок принятия решений, если ему требуется оценить полученную информацию, взвесить доводы налогового органа.
10
По итогам рабочего совещания составляется протокол.
В протоколе фиксируется факт ознакомления налогоплательщика с установленными обстоятельствами в
результате мероприятий налогового контроля.
Целесообразно отразить в протоколе существо выявленных нарушений налогового законодательства и факты,
свидетельствующие о наличии вины налогоплательщика в допущении указанных нарушений.
Также отражаются пояснения налогоплательщика, а также сроки, в которые налогоплательщик готов представить дополнительные документы либо произвести корректировку налоговых обязательств.
Мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность
рассмотрена на рабочих совещаниях.
11
Предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика
Аналитическая работа (выявленные зоны рисков совершения налоговых правонарушений)
Уточнение обязательств в связи с самостоятельной оценкой рисков
Включение в план
ВНП
12
После проведения рабочего совещания проводится анализ представленных налогоплательщиком документов (информации) и мониторинг представления налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций с уплатой налогов (пункты 6,7 работы по проведению рабочих
совещаний).
Если реакция со стороны налогоплательщика отсутствует, либо налогоплательщик заявляет о несогласии с доводами налогового органа, в установленном порядке формируются материалы, для рассмотрения и подготовки заключения по предпроверочному анализу (при рассмотрении вопроса о комплексной проверке) или для подготовки докладной записки (при рассмотрении вопроса о тематической проверке) с целью включения объектов в план выездных налоговых проверок .