Файл: Задача Чужая меченая овца приблудилась к чужому стаду и паслась на.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 545

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

РИМСКОЕ ПРАВО



Группа 22Ю112в
Студент

Дроздовская Яна Айдаровна


МОСКВА 2023

Задача 1. Чужая меченая овца приблудилась к чужому стаду и паслась на

чужом лугу все лето. В конце концов, она была отыскана хозяином. Вправе

ли он набросить на нее веревку и увести к себе, невзирая на протест

владельца? Имеет ли значение тот факт, что владение овцой было

насильственным и открытым (не тайным)? Может ли быть принято во

внимание встречное требование об убытке, связанном с прокормом овцы, ее

охраной и пр.?

Решение:

Владение (possessio) – это реальное обладание вещью с намерением относиться к ней как к своей, обеспеченное юридической защитой.

Так как хозяин стада, к которому приблудилась овца, являлся фактическим владельцем овцы он имел защиту своих прав владения в виде интердиктов, а хозяин овцы в случае спора должен был защищать свое право в судебном порядке с помощью виндикационного иска, этот иск позволял собственнику истребовать свою вещь из рук любого лица, независимо от того, каким образом им было утрачено обладание вещью.

Исходя из условий задачи, владение было ненасильственным и открытым, хозяин стада являлся добросовестным владельцем, но учитывая то, что он владел овцой менее года, а именно одно лето, он не приобрел права собственности на него, в силу давности владения. Из всего этого следует, что хозяин овцы был не вправе набросить на нее веревку и увести к себе. Однако, он имеет право на возмещение своих издержек по содержанию овцы, ее прокормом и охраной.

Задача 2.
Два лица, спорившие о праве собственности на драгоценную вещь, согласились оставить ее на хранение третьему (секвестору) вплоть до решения суда. Станет ли секвестор владельцем драгоценности? Держателем? Что если кто-либо из спорящих потребует от секвестора передачи вещи или попытается захватить ее силой? Вправе ли секвестор требовать себе владельческой защиты?

Решение:

Секвестор – лицо, хранившее вещь, по поводу которой происходил спор между двумя лицами по поводу принадлежности вещи.

Стороны, не доверяющие друг, другу, могли передать спорную вещь на хранение избранному ими нейтральному лицу до разрешения спора, чтобы затем передать ее лицу, признанному ее собственником. Владение (possessio) – реальное обладание вещью с намерением относиться к ней как к своей, обеспеченное юридической защитой. Правовую защиту собственник так же может осуществить не только самолично, но и передав право владения другим лицам (по договору), право собственности при этом сохраняется. Однако, в этом случае фактические обладатели осуществляли владение не от собственного имени, а от имени собственника, передавшего им вещь на основании договора.

Собственник может по договору передать свою собственность во владение залогодержателю, прекаристу или по секвестру. Но не всякий договор о передаче вещи во временное пользование другому лицу переносит на это лицо владение, большинство договоров предусматривают передачу собственником лишь фактического обладания вещью, т.е. держания, но не владения.

Секвестратор, в отличие от обычного хранителя, который обладал правом держания, признавался владельцем и может пользоваться средствами посессорной защиты - интердиктами.

Задача 3.

Добросовестный приобретатель купил по незнанию краденую вещь. Может ли он ссылаться на истечение срока приобретенной давности?

Решение:

Владельцем вещи формально является ее собственник, так как вещи находятся формально в обладании тех, кому они принадлежат. Собственник имеет и право владеть вещью . В этом смысле он является законным владельцем. Владельцы, фактически обладающие вещью с намерением относиться к ней, как к собственной, но не имеющие права владеть, признаются незаконными владельцами. Незаконное владение в свою очередь может быть двух видов: незаконное добросовестное и незаконное недобросовестное владение.



Добросовестное владение (possessio bonae fidei) имело место тогда,

когда обладатель вещи не знал и не должен был знать (возможно, в силу

Примером такого владения является обладание купленной на рынке краденой вещью.

Недобросовестное владение (possessio malae fidei) предполагало,

что владелец знает или должен был знать по обстоятельствам дела, что не

имеет права на правомерное обладание вещью. Вор, укравший чужую вещь,

является неправомерным недобросовестным владельцем. Вообще владение

всякого лица, тайно или насильственно завладевшего чужой вещью, является

примером неправомерного недобросовестного владения.

Различие добросовестного и недобросовестного владения имело значение в ряде отношений. Так, только добросовестный владелец мог приобрести по давности право собственности. В тех случаях, когда собственник предъявлял иск об изъятии его вещи от фактического владельца, недобросовестный владелец вещи строже отвечал за сохранность вещи, за плоды от вещи и т. д., чем добросовестный владелец, и пр.

Задача 5. Собственник оккупированной владельцем земли объявился ранее истечения срока приобретательной давности, но согласился с предложением владельца о продаже ему земли. Вправе ли покупатель требовать уменьшения покупной цены вследствие сделанных им улучшений (осушения, ограждения)? Будут ли учтены эти затраты при удовлетворении иска о признании права собственности (при эксцепции владельца)?

Решение:

Владение, как внешнее материальное отношение господства лица над вещью, представляет наглядное проявление права собственности. В этих случаях оно выступает, как соединенное с собственностью; владеющий собственник, осуществляющий свои права и полномочия, является типичной фигурой оборота, охраняемой правом. Владение может появляться вне всякой связи с правом собственности и быть даже его нарушением. Римские юристы говорили даже, что собственность не имеет ничего общего с владением - nihil commune habet propnetas cum possessione (D. 41. 2.12). Лицо, приобретшее каким-либо образом чужую вещь, будет отвечать перед собственником, как владеющий не собственник. Тем не менее, римское право охраняло и владение само по себе и не допускало произвольных его нарушений, независимо от оснований его возникновения. Владельческое отношение признавалось правовым и охранялось преторскими интердиктами, что приводило иногда к тому, что ими пользовались лица, неправомерно установившие свое владение. Поэтому юристы-классики нередко отделяли владение и противопоставляли его собственности, рассматривая его, как особое правоотношение, независимое от собственности, и охраняемое особыми облегченными средствами защиты.


Более сложным вопрос представлялся в тех случаях, когда выступало постороннее лицо и завладевало участком в отсутствие и без ведома владельца. Самовольный захватчик, по воззрению Ульпиана, насильственно нарушивший существовавшее до тех пор владение, окончательно приобретал владение только в том случае, если прежний владелец, узнав об этом, не оспаривал захвата, или если и оспаривал, то без успеха. С более древней точки зрения Лабеона признавалось за таким захватчиком только тайное владение - possessio clandestina, которое становилось сразу недействительным, если прежний владелец оспаривал его. Насильственное вытеснение владельца из земельного участка не прекращало его владения, если его подвластным удавалось удержаться на нем.

В римском праве или все или ничего. В случае удовлетворении иска о признании права собственности, при эксцепции владельца затраты последнего учтены не будут, ведь все посаженное и возведенное на чужой земле признавалось собственностью землевладельца. Покупатель вправе требовать уменьшения покупной цены вследствие сделанных улучшений, но ему скорее всего может быть отказано.