Файл: Как сохранить зрение в 21 веке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Ульяновска

«Средняя школа №62»

ПРОЕКТ

по биологии на тему:

«КАК СОХРАНИТЬ ЗРЕНИЕ В 21 ВЕКЕ»
Выполнил:

Родионов Илья Андреевич

Ученик 9Г класса

Руководитель:


2023 г
СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Теоретическая часть . . . . . . . 4

1.1. История изучения глаза . . . . . . . 4

1.2. Интересные факты про глаз . . . . . . . 6

1.3. Строение глаза . . . . . . . . . 8

1.4. Как работает глаз . . . . . . . . 10

1.5. Заболевания глаз и их лечение . . . . . . . 11

Практическая часть . . . . . . . . . 12

2.1. Анкетирование . . . . . . . . . 12

2.2. Подбор рекомендации по уходу за глазами . . . . . 13

Заключение . . . . . . . . . . 15

Список литературы . . . . . . . . . 16

Приложение 1 . . . . . . . . . 17

Введение

Глаза - это тот инструмент, с помощью которого мы видим наш мир, накапливаем информацию, осмысляем и осознаем окружающую обстановку. Глаз различает тончайшие оттенки цветов, мельчайшие размеры, хорошо видит днём и неплохо в сумерках. Стоит закрыть глаза – и наступает темнота. Можно услышать звуки, ощущать запахи, но нельзя увидеть, а это уже делает человека физически неполноценным. Также не стоит забывать, что 70% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения - глаза.

Актуальность темы: Проблема ухудшения зрения у детей школьного возраста стоит на одном из первых мест в связи с внедрением в жизнь новых обучающих технологий. Вредные факторы окружающей среды, зрительные нагрузки, оказывают на нее негативное воздействие и приводят к ухудшению зрения.

В последнее время, я всё чаще стал замечать, что многие одноклассники, ученики нашей школы, даже просто прохожие носят очки. С такой проблемой - как снижение остроты зрения встречается всё больше и больше людей, но особенно детей подросткового возраста. Виной тому - постоянное перенапряжение глаз, ведь нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают глаза только во время сна.

Сохранить хорошее зрение в информационную эпоху – задача непростая. Так как же можно сохранить зрение в 21 веке?

Цель: изучить вопрос о том, как и почему мы видим, как сохранить хорошее зрение и как заботиться о здоровье глаз.


Проблема исследования: В последнее время, мир информационных технологий шагнуло далеко вперед, ухудшилось экологическое положение в мире негативно воздействуя на зрение. И как следствие, все это приводит к ухудшению зрения уже с детского возраста.

Задачи:

  1. изучить литературу по теме.

  2. выявить причины ухудшения зрения.

  3. познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.

Гипотеза: предположим, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

Методы исследования:

  1. подбор и анализ литературы.

  2. анкетирование одноклассников.

  3. разработка памятки по сохранению зрению.

Глава 1. Теоретическая часть

    1. История изучения глаза

Офтальмология – это область медицины, изучающая глаз и его болезни, а также разрабатывающая методы лечения и профилактики глазных болезней.

Древняя история

В 800 г. до н.э. индийский хирург по имени Сушрута описал 76 глазных болезней, а также несколько офтальмологических методов и инструментов. Он особенно интересовался хирургией катаракты, и его называют первым хирургом катаракты.

В древности анатомические представления о глазах были в основном умозрительными. Считалось, что склера и роговица составляют часть внешнего слоя глаза, а зрачок и глазная жидкость занимают среднюю часть. Считалось, что эта жидкость поступает в мозг по трубке. Аристотель ввел эмпиризм в эти воображаемые структуры, рассекая глаза животных, и таким образом он обнаружил три слоя внутри глаза.

Руф Эфесский выдвинул концепцию четвертого, эпителиального слоя, покрывающего глаз. Он также отметил, что глаз имеет две камеры, одна из которых заполнена водой, простирающейся от роговицы до хрусталика, а другая заполнена вязкой жидкостью, занимающей пространство между хрусталиком и сетчаткой. Исследования Галена также повлияли на наше понимание глаза, поскольку он описал анатомию роговицы, хрусталика и зрительного нерва. Везалий еще больше продвинул знания о строении глаза, открыв слои склеры, сетчатки, сосудистой оболочки и роговицы, которые встречаются в одной точке.

Средневековая история

В средние века ручные линзы и микроскопы использовались для изучения структуры и функций глаза, что значительно улучшило научное восприятие анатомии органа. Однако оставалось неясным, почему зрачок меняется в размерах и какова природа сетчатки. Кроме того, задняя камера глаза еще не была обнаружена.



Некоторые события этого периода включают:

- Георг Йозеф Бир представил операцию Бира как средство от катаракты.
- Барон Майкл Иоганн Баптист де Венцель, окулист короля Георга III, обладал замечательными навыками удаления катаракты и узаконил эту область.
- Эрнст Аббе известен разработкой различных оптических инструментов, используемых в области офтальмологии.

- Герман фон Гельмгольц изобрел офтальмоскоп в 1851 году.

- Первая офтальмологическая больница открылась в 1805 году в Лондоне. Она все еще существует и известна как глазная больница Мурфилдс. Сэр Стюарт Дюк Элдер основал здесь Институт офтальмологии, что сделало больницу крупнейшей глазной больницей в мире.

Современная история

Появление офтальмоскопа в 19 веке ознаменовало период консолидации и углубления знаний о глазах и лечении различных глазных заболеваний. Это повысило уровень точности, который стал возможен при диагностике и лечении офтальмологических заболеваний. В частности, в это время было усовершенствовано оперативное лечение глаукомы, что значительно помогло улучшить результаты лечения пациентов.

В течение ХХ века исследования в области офтальмологии еще больше расширились. Было введено несколько узких специализаций, чтобы сосредоточиться на конкретных областях или заболеваниях глаз. К ним относятся, среди прочего, катаракта, глаукома, педиатрия, роговица и онкология.

1.2. Интересные факты про глаз

1.«Ешь морковку, она для глаз полезна!» — слышим мы с детства. Да, витамин А, содержащийся в моркови, важен для здоровья. Однако прямой связи между поеданием моркови и хорошим зрением нет. Начало такой вере было положено во Вторую мировую войну. Англичане разработали новый радар, позволяющий пилотам видеть немецкие бомбардировщики ночью. Чтобы скрыть существование этой технологии, британские воздушные силы распространили публикации в прессе о том, что подобное видение – результат морковной диеты пилотов.

2.Все дети рождаются с серо-голубыми глазами, и только спустя два года глаза приобретают свой настоящий цвет.

3.Самый редкий цвет глаз у человека — зеленый. Всего 2% населения Земли имеют зеленые глаза.

4.Все люди с голубыми глазами могут считаться родственниками. Дело в том, что голубой цвет глаз – это результат мутации в гене HERC2, из-за которой у носителей такого гена снижена выработка меланина в радужной оболочке глаза, а именно от количества меланина зависит цвет глаз. Возникла эта мутация примерно 6-10 тыс. лет назад в северо-западной части черноморского побережья. Чтобы было проще сориентироваться – это там, где Одесса.


5.У 1% людей на Земле цвет радужки левого и правого глаза неодинаков.

6.Рисунок радужки глаза у человека индивидуален. По нему можно идентифицировать личность.

7. При том, что слезы у нас текут все время (они смачивают глаза), плачем мы сравнительно редко. Женщины, например, плачут в среднем 47 раз в год, а мужчины — 7. Причем чаще всего – между 18.00 и 20.00, в 77% случаев дома, и в 40% – в одиночестве. В 88% случаев человеку, который поплакал, становится лучше.

8.Человек в среднем моргает через каждые 4 секунды (15 раз в минуту), время моргания — 0,5 секунды. Можно подсчитать, что за 12 часов человек моргает 25 минут.

9.Женщины моргают примерно в два раза чаще, чем мужчины.

10.Чихнуть с открытыми глазами невозможно.

Топ 8 самых вредных профессий для зрения

Многие виды профессиональной деятельности могут отрицательно сказываться на остроте зрения. Таким образом, можно составить список профессий, наиболее вредных для зрения.

8. Фотомодель.

Как ни странно, у фотомоделей риск испортить зрение достаточно высокий. Объясняется это тем, что у представителей данной профессии нарушения зрения появляются в связи с постоянным пребыванием перед вспышками фотоаппаратов.

7. Ювелиры и огранщики.

Само собой разумеется, их филигранная работа требует большой нагрузки на зрение. Поэтому, чтобы создать ювелирный шедевр, мастерам приходиться поступаться здоровьем своих глаз.

6. Редактор текста.

Постоянное чтение объемных текстов и проверка их на ошибки вызывает напряжение глаз.

5. Учителя.

Представители данной профессии ежедневно проводят часы за подготовкой к занятиям и проверкой тетрадей. Помимо этого, на остроте зрения негативно сказывается нервное напряжение – неотъемлемая часть работы преподавателя.

4. Лаборанты.

Их деятельность связана с постоянным пристальным изучением рабочего материала под микроскопом.

3. Лётчики.

На организм летчика постоянно воздействует вибрация, он подвергается перепадам давления. Такие рабочие условия оказывают отрицательное воздействие и вызывают неприятные последствия для глаз.

2. Хирурги.

На организм летчика постоянно воздействует вибрация, он подвергается перепадам давления. Такие рабочие условия оказывают отрицательное воздействие и вызывают неприятные последствия для глаз.

1. Программисты.

Именно они постоянно работают с компьютерами, проводят много часов перед монитором, пренебрегая правилами гигиены зрения.


Вредность профессии для зрения не означает, что ее не следует выбирать. Нужно только выполнять советы врачей и соблюдать правила безопасности, чтобы избежать компьютерного зрительного синдрома.
1.3. Строение глаза

Основные функции глаза:

  • оптическая система, проецирующая изображение;

  • система, воспринимающая и «кодирующая» полученную информацию для головного мозга;

  • «обслуживающая» система жизнеобеспечения.

Глаз можно назвать сложным оптическим прибором. Его основная задача — «передать» правильное изображение зрительному нерву.

Роговица — прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу.

Передняя камера глаза — это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью.

Радужка — по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в сосудистую оболочку глаза. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой — значит, в ней мало пигментных клеток, если карий — много). Выполняет ту же функцию, что диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.

Зрачок — отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.

Хрусталик — «естественная линза» глаза. Он прозрачен, эластичен — может менять свою форму, почти мгновенно «наводя фокус», за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза.

Стекловидное тело — гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в оптическую систему глаза.

Сетчатка — состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т. е. фотохимическая реакция.