Файл: Оценка силы и качеств конкурентных действий на примере международного туроператора Tez Tour.pdf
Добавлен: 27.03.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 2
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СИЛЫ И КАЧЕСТВА КОНКУРЕНТНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРОПЕРАТОРА TEZ TOUR
2.1. Характеристика международного туроператора Tez Tour
Туристическая компания Tez Tour начала работать в 1994 году, разработав для своих туристов комплекс предложений по отдыху в Турции. С первых лет работы Tez Tour сделал ставку на массовый туризм. Кроме того, компания Tez Tour одной из первых среди туроператоров в России начала внедрять в работу современные компьютерные технологии. Сегодня Tez Tour — международный туристический холдинг, один из крупнейших в России и странах ближнего зарубежья. Официальные офисы Tez Tour открыты в Анталии (Турция) и в Хургаде (Египет).Туроператор располагает собственными принимающими офисами на всех направлениях, с которыми работает. В состав холдинга Tez Tour входят более 20 туристических компаний в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, Молдавии, Эстонии, Литве, Латвии, Армении, Грузии, Болгарии и Румынии.[10]
2.2. Конкурентные действия международного туроператора Tez Tour
На примере Таблицы 1 рассмотрим историю международного туроператора Tez Tour, а также выделим основные конкурентные действия и области применения в которых они совершались.
Таблица 1
Классификация конкурентных действий компании Tez Tour по типу и области применения
№ |
Конкурентные действия |
Тип |
Область применения |
1 |
Международный туроператор Tez Tour начинал свою деятельность в 1994 году, предлагая курорты Турции. В 1997 году добавился Таиланд, через два года Египет. |
Воздействие |
Продажи |
2 |
В 2003 году Tez Tour уже предлагал Канарские острова Испании, а к 2004 году появились Доминикана и Куба. В 2007 году Tez Tour шагнул дальше и подарил нам прекрасные Шри-Ланку и Мальдивы. |
Воздействие |
Продажи |
3 |
Благодаря высоким технологиям туризма в 2008 году Tez Tour вышла на рынок Греции. |
Воздействие |
Продажи |
4 |
В сентябре 2008 года ФАС РФ признала телерекламу компании Тез-тур со слоганом «Туроператор № 1» нарушающей закон «О рекламе» (Тез-тур приводит в телерекламе не соответствующие действительности сведения) |
Воздействие |
Маркетинг/ Government relation |
5 |
В 2011 году представители компании вошли в президиум Ассоциация туроператоров России |
Воздействие/содействие |
Юридические аспекты |
6 |
В 2013 году туроператор Tez Tour занимал 170-е место в ТОП-200 крупнейших частных компаний России по версии «Forbes» |
Воздействие/противодействие |
Финансы/ маркетинг |
7 |
В августе 2014 года предприниматель Руслан Айдагулов зарегистрировал в арбитражном суде Москвы заявление о банкротстве ООО «Компания «Tez Tour». Туроператор заявил, что этот иск никак не отразился на деятельности компании, это частный случай. Нет никаких предпосылок для банкротства компании. |
Противодействие |
Government relation |
8 |
Осенью 2014 года туроператор Tez Tour был отключен от системы бронирования «Аэрофлота» по причине наличия текущей задолженности компании в сумме 30 млн рублей перед «Аэрофлотом» и отсутствия финансового обеспечения исполнения своих текущих обязательств в виде банковской гарантии, предусмотренной для всех агентов, работающих с «Аэрофлотом». |
Противодействие |
Производство/логистика |
9 |
В марте 2016 года компания предложила четыре новых для путешествий: Латвия, а к летнему сезону к ней добавятся Эстония, Литва и Белоруссия. |
Воздействие |
Продажи |
10 |
В 2016 году туроператоры «Tez Tour» и «Anex Tour» запустили чартеры на Хайнань из Новосибирска |
Содействие |
Логистика/ продажи |
11 |
В настоящий момент компания является: членом Международной Туристической Организации (WTO), членом Российского Союза Туриндустрии, членом Международной Ассоциации Воздушного Транспорта |
Содействие |
Юридические аспекты/ Government relation |
12 |
Всего в состав TEZ TOUR входит более 20 международных компаний, работающих на отправку и прием туристов. |
Содействие |
Продажи |
13 |
Компания TEZ TOUR внедрила собственную программу онлайн бронирования мест в отелях и билетов транспортных перевозок, используя современные средства связи. Даже в пик туристического сезона любое агентство или индивидуальный турист может оперативно (в течение нескольких минут) получить исчерпывающую информацию о планируемом путешествии.[11] |
Воздействие |
IT |
Таким образом, рассмотрев историю компании Tez Tour, мы можем оценить насколько успешными были силы и качество конкурентных действий, и как они повлияли на современную ситуацию на рынке туризма.
2.3. Оценка показателей силы конкурентных действий международной компании Tez Tour
Для того, чтобы определить показатели силы конкурентных действий воспользуемся аспектами конкурентных сил по модели М.Портера (табл. 2)[12]
Таблица 2
Модель 5-ти сил Майкла Портера на примере международной компании Tez Tour
Сила М. Портера |
Сильная |
Средняя |
Слабая |
Угрозы выхода на рынок новых конкурентов |
|||
Конкуренция между компаниями уже укрепившимися на рынке |
|||
Рыночная сила и контроль условий сделки со стороны поставщиков |
|||
Рыночная сила и контроль условий сделки со стороны покупателей |
|||
Угрозы со стороны товаров заменителей |
|||
Воздействие со стороны государства |
- Угроза появления новых игроков
На сегодняшний момент выход на рынок туристических продуктов не так прост, не только с точки зрения организации компании, но и на юридическом уровне.
В соответствии с законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" под туроператорской деятельностью подразумевается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом.[13] Туроператоры выполняют ведущую роль в международном туризме, так как именно они формируют туристский продукт, в который могут входить услуги по предоставлению транспорта, размещения, питания, экскурсионные услуги и т.д. Кроме формирования туристского продукта туроператоры осуществляют его продвижение путем участия в специализированных выставках, организации рекламы, издания каталогов и т.п.
Осуществление туроператорской деятельности допускается при:
- наличии у юридического лица финансового обеспечения в форме договора страхования гражданской ответственности или банковской гарантии, на сумму:
- для туроператоров по международному туризму – 30 млн. руб.
- для туроператоров по въездному туризму – 10 млн. руб.
- для туроператоров по внутреннему туризму - 500 тыс. руб.
- Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров
Таким образом на сегодняшний день туристический рынок сформирован практически полностью. Развитие крупных компаний идет в основном за счет массы прибыли, а не счет ее нормы. Пороги вхождения в крупный туристический бизнес возрастают ежегодно, следовательно, появление на рынке начинающих серьезных игроков это достаточно редкое явление. Получается, что компания Tez Tour имеет слабую угрозу выхода на рынок новых конкурентов, в связи с тем, что за годы своей работы успела создать имя, накопить огромный ресурсный запас и проводить многомиллионные обороты в год за счет своих технологий.
- Конкуренция между компаниями уже укрепившимися на рынке
К 2017 году сложилось так, что туроператор Tez Tour является крупной компанией с многолетней историей, и наряду с ее развитием, также появлялись и расширялись ее конкуренты. В нише, в которой расположился Tez Tour лидирующие позиции занимают следующие туроператоры: Библио Глобус, Coral Travel, TUI и ANEX Tour. У данных туроператоров издержки достаточно высоки, но при этом стоимость туров сохраняется примерно на одном уровне.
Краткое сравнение туроператоров конкурентов:
- Туроператор «Библио Глобус» работает на рынке выездного туризма 19 лет и предлагает полные турпакеты по 33 направлениям с прямыми вылетами из 23 городов России. Ассортимент предложений включает в себя пляжный отдых, комбинированные, экскурсионные туры, горнолыжные туры, а также шоп-туры и туры с круизом. География предложений – популярные курорты в странах Юго-Восточной Азии, Южной и Северной Америки, а также Европы и Африки.
- Компания Coral Travel (Россия, Турция, Украина, Польша, Белоруссия, Грузия) входит в крупную международную структуру OTI Holding, основанную в 1992 году. На сегодня функционируют два столичных филиала, шесть – на Украине и в Польше, один – в Белоруссии. В регионах России работают двадцать представительств Coral Travel. Coral Travel осуществляет авиаперевозки на чартерной и регулярной основе из всех аэропортов Москвы и более чем из тридцати городов Российской Федерации.
- Группа компаний, занимающая лидирующие позиции на мировом туристическом рынке. Компания TUI Travel PLC была образована в 2007 году в результате слияния двух туристических компаний: немецкой TUI Tourism и британской First Choice Holidays. Штаб-квартира TUI Travel PLC расположена в городе Кроули (Великобритания), акции компании котируются на Лондонской фондовой бирже.
- Международная туристическая компания «Анекс Тур» работает в России с 1996 года и специализируется на выездном туризме. Туроператор «Анекс Тур» год от года входит в пятерку лучших операторов, работающих с Испанией и Таиландом.
Как мы видим в данных описаниях, у каждого из туроператоров есть свои особенности и плюсы, а также каждая компания занимает на последнее место в российском турбизнесе. Таким образом у компании Tez Tour находится в компании серьезных соперников, поэтому конкуренция между компаниями уже укрепившимися на рынке является сильной.
- Рыночная сила и контроль условий сделки со стороны поставщиков
В обслуживании туристов во время путешествий участвует множество разнообразных предприятий и организаций. К ним относятся: предприятия, предоставляющие средства размещения (гостиницы, турбазы, мотели и др.); предприятия питания (рестораны, кафе, столовые и др.); экскурсионные фирмы; транспортные компании и предприятия; шоу, кино, видео и другие подобные организации; спортивные предприятия и сооружения; рекреационные предприятия, бытовые фирмы; торговые организации и многие другие.
При решающей организационно-комплектующей роли туроператора и его значении в продвижении туристского продукта нельзя переоценить и роль поставщиков услуг в обслуживании туристов. В конечном счете контакт с туристами на турах происходит именно на уровне обслуживания, т. е. восприятие туристом тура как качественного товара во многом зависит от качества каждой отдельной услуги, от ее соответствия уровню потребностей определенной группы туристов. Поэтому при составлении программ туров особое внимание уделяется поставщикам услуг.
При работе с поставщиками услуг необходимы:
- серьезный подход к качеству услуг, предоставляемых партнером, а также учет репутации фирмы - поставщика услуг среди других партнеров туристского рынка;
- в соблюдение соответствия уровня и типа гостиницы, предприятия питания, транспортных услуг тому социальному сегменту потребителей и виду туризма, на который ориентирован конкретный тур;
- внимательный и квалифицированный подход к составлению всей договорной документации по сотрудничеству, так как это в дальнейшем может оказать влияние на авторитет фирмы. Ведь ответственность перед клиентом за всех своих партнеров несет туроператор, а значит, и эти моменты должны быть предусмотрены во внутренней договорной документации.[14]
Туроператор Tez Tour осуществляет работу с такими крупными авиаперевозчиками, как: "Аэрофлот", I Fly, Thai Airways, Emirates, QATAR AIRWAYS, Air Baltic, Air Europa и другие. А в отельной сфере партнерами компании являются ведущие цепочки гостиниц, среди них Marriott, Sheraton, Le Meridien, Sol Melia, Princess, Hilton, Iberostar, Four Seasons и др.
Несмотря на то, что ответственность за все предоставленные услуги несет туроператор, поставщик имеют большое влияние на услуги, оказываемые туроператором. При этом имеют свое мнение при соблюдении договора и его условий, а также вопросов, связанных с выплатой задолженностей. Так, при задолженности Tez Tour, авиакомпания аэрофлот отключила туроператора от базы бронирования билетов, таким образом компания не могла полностью оказать услуги клиентам. Исходя из этого рыночная сила и контроль условий сделки со стороны поставщиков – оказывают сильное влияние на туроператора Tez Tour.
- Рыночная сила и контроль условий сделки со стороны покупателей
При выявлении особенностей туристского рынка важное место должно отводиться не только категории "туристское предложение" и рассмотрению понятия "туристская услуга", но и понятию "туристский спрос", в концепции которого приоритетное место отводится потребителю, чьи нужды и желания туристские организации предполагают удовлетворять.
Выбор туристской организацией наиболее эффективных средств по привлечению потребителя к туристскому продукту невозможен без четкой проработки самого процесса принятия решения о покупке туристского продукта потенциальным туристом.
Решение потребителя о покупке туристского продукта предполагает оценку и выбор единственного туристского продукта из альтернативного ряда и выбор подходящего набора различных услуг, предлагаемых организациями индустрии туризма.
Процесс покупки конкретного туристского продукта начинается задолго до совершения акта купли-продажи. Принятие решения потребителем зависит от ряда факторов, и решает различные проблемы, однако имеет устойчивую структуру, включающую следующие стадии.
Осознание потребности в путешествии, формирование цели поездки.
- Поиск информации. Потребитель обращается к различным источникам: личным (семья, друзья, знакомые), средствам массовой информации и т.д. В результате сбора информации повышается его осведомленность об имеющихся на туристском рынке производите лях и предоставляемых ими туристских услугах. Потребитель использует информацию, чтобы составить комплект альтернативных вариантов.
- Предпокупочная оценка альтернатив. Потребитель оценивает варианты, рассматривая туристское предложение как определенный набор свойств (например, по средствам размещения для туриста может быть важно месторасположение, категория, стоимость, обслуживание, специализация, принадлежность к известной торговой марке и другие характеристики). Каждый потребитель выделяет свои, отличные от других приоритетные характеристики на основании личных нужд и мотивов.
- Покупка и потребление. Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора, формируя намерение совершить покупку наиболее предпочтительного варианта, с учетом семейного дохода, цены тура и выгод от его приобретения. На принятие окончательного решения о покупке могут оказать влияние два фактора: