Файл: Комуникационная компания овощного ритейла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выбор и обоснование темы КР

Особая роль и социальная значимость торговли выражается в том, что она является главным источником поступления денежных средств и потому оказывает решающее влияние на обеспечение устойчивости поступательного развития экономики, укрепление финансовой стабильности и пополнения бюджета страны.

Актуальность темы исследования определяется тем, что торговля является наиболее привлекательным видом деятельности, при чем в целом по России, предпочтение отдается розничной торговле, в которой задействовано большое количество предпринимательских структур и трудоспособного населения.

Целью написания курсовой работы является изучение особенностей организации розничной торговли овощами и фруктами.

Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи исследования:

изучить историю развития отрасли торговли;

определить показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий;

провести анализ состояния отрасли торговли;

осуществить оценку эффективности функционирования торговых предприятий;

изучить порядок организации торговли овощами и фруктами.

разработать научно обоснованные предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Исследования проводились с помощью традиционных методов экономического анализа: абстрактно-логического, статистического, сравнительного, графического, экономико-математического, монографического, экспертного и др.

Специфической чертой деятельности торговых организаций является то, что в их деятельности сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка, упаковка и т.д.) с операциями непроизводственного характера, связанными со сменой форм собственности, то есть непосредственно с реализацией продукции. При этом торговые организации как самостоятельно хозяйствующие субъекты рынка в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на два крупных вида: предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли, имеющие свои особенности в формировании финансовых ресурсов. Оптовая торговля заключается в том, что товары реализуются крупными партиями с целью последующей их перепродажи или производственного использования, поэтому для оптовой торговли вопрос управления запасами не столь злободневен, как для розничной торговли. Розничная же торговля осуществляется в форме реализации товаров покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.


Для предприятий розничной торговли важно своевременно определить стратегию управления запасами и нормативный уровень запасов, позволяющие высвободить значительные оборотные средства, замороженные в неликвидных запасах, что в конечном итоге повышает эффективность деятельности предприятия.

Управление запасами - создание и регулирование резервов, запасов в целях обеспечения непрерывности и надежности процесса реализации, предотвращения сбоев ввиду отсутствия материальных и финансовых ресурсов.

Для осуществления качественного управления товарными запасами важно изучить основные характеристики моделей управления запасами .

Спрос - подкрепленное денежной возможностью намерение покупателей приобрести данный товар. Спрос на товар может быть детерминированным (постоянным) или случайным.

Склад - место хранения товарных запасов.

Пополнение склада - процесс доставки на склад различных видов запасов через определенные интервалы времени, либо по мере их исчерпания.

Заказ - предложение покупателя, продать ему товар определенного вида и качества.

Объем заказа - количественный показатель, отражающий величину товара, который покупатель желает купить поставщика.

Поставка товара - заключительный этап выполнения договора купли-продажи, на котором происходит возмездная передача товара продавцом покупателю.

Покупная стоимость товара - цена товара, складывающаяся из цены производителя и издержек на его реализацию, плюс прибыль участников процесса обращения.

Время поставки - срок, в течение которого продавец должен доставить товар покупателю.

Стоимость поставки - сумма разовых затрат, не зависящих от объема партии и затрат, зависящих от объема партии.

Издержки хранения - плата за хранение каждой единицы запаса в единицу времени.

Номенклатура товара - систематизированный перечень товаров.

Управление запасами состоит в формировании такой структуры запасов, и определении такого порядка пополнения и расходования запасов, при которых затраты на их хранение будут минимальными, а прибыль от реализации товаров - максимальной.

Основным показателем, характеризующим эффективность деятельности торговых предприятий, является розничный оборот. Товарооборот представляет собой объем проданных товаров в денежном выражении за определенный период времени .


Сбор информации, ее обработка и критический анализ

Российский рынок овощей и фруктов растет очень динамично и становится все более цивилизованным - погоду на нем делают крупные оптовые компании, которые имеют собственную инфраструктуру для заготовки, переработки, транспортировки, упаковки, хранения и дистрибуции овощей и фруктов, и международные и межрегиональные розничные торговые сети.

Казалось бы, совсем недавно было время, когда купить свежие фрукты и овощи было намного дешевле у бабушки, чем с рядом стоящего лотка, не говоря уже о супермаркете. Сегодня большинство потребителей приобретают качественный витаминизированный товар в магазинах. Практически во всех продовольственных торговых точках теперь есть фруктово-овощной отдел.

На протяжении последних нескольких лет, как утверждают специалисты, создание цивилизованных оптовых компаний на рынке овощей и фруктов происходило все более активно. Такие компании поставляют продукцию в супермаркеты, магазины и сети ресторанов больших городов, имеют торговые места на рынках. Некоторые фирмы работают напрямую с частными сельхозпроизводителями, которые поставляют им тот или иной товар. Сотрудничество заключается в согласовании цены, количества и времени поставок.

Сегодня сохраняются положительные тенденции в развитии агропромышленного комплекса России- по данным Федеральной таможенной службы, с начала года импортировано продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 38 % больше, чем в соответствующем периоде 2006 г. Возросли физические объемы импортных закупок цитрусовых - активно ввозятся цитрусовые из Турции, Египта, Израиля, Испании, Греции и других стран.

Успешно развивается в течение последних нескольких лет, по результатам исследований компании «Бизнес Аналитика», российский рынок замороженных овощей и фруктов. По разным оценкам, ежегодный прирост продаж в нем составляет 30-40%.

Продажи замороженных продуктов сосредоточены, главным образом, в крупных городах, жители которых имеют достаточно высокие доходы и в условиях ускоряющегося ритма жизни испытывают потребность в продуктах быстрого приготовления. При этом популярности замороженных овощей способствует и увеличение числа потребителей, ориентированных на здоровый образ жизни.

Недоверие к замороженным продуктам, которое присутствовало ранее, постепенно уходит в прошлое - потребитель становится более грамотным и теперь уже знает, что в замороженных продуктах гораздо больше витаминов и минеральных веществ, чем, например, в консервированных. Для россиян, страдающих дефицитом витаминов и минералов, такая продукция уже вошла в повседневный рацион - особенно в зимнее время.


Таким образом, у покупателя появляется возможность употреблять в пищу разнообразные овощи и фрукты независимо от времени года. Немаловажным фактором, стимулирующим рост продаж замороженной продукции, является и развитие современных розничных форматов. Увеличение численности торговых точек, оборудованных техникой для хранения замороженных продуктов, также увеличивает объем покупок такой

ак, например, в 2006 г. в структуре всего рынка замороженных продуктов, включающего полуфабрикаты, овощи, изделия из теста и выпечку, пиццу, сегмент замороженных овощей в Москве составил 18,8%, в Санкт-Петербурге этот показатель был равен 19,8%.

Между тем в других городах, даже таких крупных, как Волгоград, Екатеринбург, Нижний Новгород, Челябинск, питание более традиционно, и замороженные овощи поэтому не столь популярны.

В отличие от остальных категорий замороженных продуктов, основная доля продаж сегмента овощей приходится на импортную продукцию. Так, в 2006 г. доля ввезенных замороженных овощей составила около 65% в общем объеме продаж продукции этого сегмента в Москве и 75% - в остальных рассматриваемых городах. Ведущим импортером является Польша - на ее долю приходится около 90% всех ввозимых из-за рубежа овощей, также следует отметить Бельгию, Венгрию и Нидерланды.

В то же время, по данным аудита розничной торговли, удельный вес импортируемых замороженных овощей постепенно уменьшается по мере освоения отечественными производителями технологий заморозки и расширения ассортимента своей продукции.

Сегмент замороженных овощей можно разбить на 2 основных подсегмента: овощных смесей (для супов, жарки и т.д.) и «моноовощей» (цветная капуста, брокколи, фасоль, баклажаны и т.д.). Кроме того, самостоятельно представлены подсегменты замороженных ягод, грибов и картофеля.

Что касается соотношения долей продаж по названных категориям, то данные розничного аудита показывают, что в целом по крупным городам уверенно лидирует подсегмент смесей, занимающий около половины сегмента замороженных овощей. В Москве, однако, доля этой категории постепенно снижается: в 2006 году ее доля составила 46% против более 50% в предыдущем году.

2.3. Формирование проектной гипотезы

Одним из наиболее важных маркетинговых решений предприятия является определение и выбор сегментов рынка, на которых оно собирается работать. Выбирая сегменты рынка, предприятие прежде всего выбирает своих потенциальных покупателей.

Основная цель сегментирования — обеспечить адресность разрабатываемого,выпускаемого и реализуемого товара. В результате сегментирования реализуется основной принцип маркетинга — ориентация на потребителя .


Стратегия продвижение овощного ритейла

  1. площадь выкладки ( обычная против увелеченной в два раза )
  2. цена ( обычная против сниженной на 10% )
  3. Реклама ( отсутсвие рекламы против обычной рекламы )
  4. расположение ( обычное против специальной выкладки в наиболее выгодном месте с высокой проходимостью )

Доля покупателей свежих овощей и фруктов

Более 90% москвичей в возрасте от 18 до 65 лет покупают свежие овощи и фрукты как минимум раз в месяц. Две трети москвичей покупают свежие овощи и фрукты чаще раза в неделю. Лишь 8% покупают реже раза в месяц или не покупают вообще.

2.4 Формирование и размещение материала в КР.

Анализ состояния отрасли торговли

Торговлей признается отрасль хозяйства, экономики и вид экономической деятельности, объектом, полем действия, которой является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их подготовка к продаже .

Торговле присущи следующие функции:

  • оказывает помощь производителям в сбыте продукции;
  • обеспечивает роль посредника между производителем или поставщиком и потребителем;
  • выбирает ассортимент товаров для потребителей;
  • обеспечивает качество и безопасность товаров;
  • обеспечивает хранение продукции;
  • предоставляет финансовую помощь как производителям (оплачивая товары при их поставке, а не при продаже), так и потребителям (через товарный кредит);
  • решает проблемы возврата товаров и делает скидки на дефектную продукцию;

Особенности организации розничной торговли овощами и фруктами

Продажа продовольственных товаров составляет около 70% всех объемов продаж на территории России. В рамках Правил продажи отдельных видов товаров была принята отдельная глава II «Особенности продажи продовольственных товаров».

Плодоовощной комплекс является одним из основных и наиболее трудоёмких отраслей АПК. Этой отрасли принадлежит важная роль в снабжении населения продуктами питания, имеющими высокую биологическую ценность, содержащими ряд необходимых компонентов, минеральных веществ и витаминов. Однако произошедшие в стране социально-экономические преобразования разрушили существовавшую ранее систему централизованной организации производства и распределения картофеля и плодоовощной продукции. Крупнотоварное, по своей природе экономически эффективное сельскохозяйственное производство овощей и фруктов в новых условиях стало терять свой экономический потенциал. Контрастное расслоение населения по уровню доходов привело в последние годы к тому, что объективно существующее изобилие плодов и овощей приблизило и потребительский уровень наиболее обеспеченных покупателей, особенно в крупных городах, к западному. В то же время основная часть российских граждан вынуждена отказывать себе в природных витаминах вследствие своей низкой платёжеспособности. Одновременно растёт потребление картофеля и уже превышает медицинские нормы на 10%, а потребление овощной продукции (2006 г.) составило в РФ 86 кг на душу населения, что в два раза ниже медицинских норм.