Файл: Оценка силы и качеств конкурентных действий на примере международного туроператора Tez Tour.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «конкурентоспособность» прочно вошло в лексикон многих людей, которые не только работают в сфере менеджмента и управления, но и являются обывателями и применяют это понятие в своей повседневной жизни.

В наши дни термин «конкуренция» воспринимается, как действие, постоянный процесс обмена инициативами и манипуляциями между соперничающими компаниями. В этом контексте принято утверждать, что участники рынка конкурируют между собой именно посредством совершения конкурентных действий.

Термин «конкурентные действия» в научных публикациях на русском языке практически не употребляется, за исключением отдельных работ. Таким образом термин «конкурентные действия» активно развивается в российских реалиях, вырабатывая новые подходы, благодаря которым компании осуществляют самореализацию, реализуют свой конкурентный потенциал, предпринимают решения к поставленным целям и задачам, что подтверждает актуальность этой темы.

Объект исследования в данной работе взят термин «конкурентные действия», который является процессом, направленным на внешнее окружение компании для обеспечения себе наивысших потребительских, функциональных и общественных оценок, для создания, поддержания и развития конкурентных преимуществ, а также для обеспечения выгод.

Предметом исследования является особенности термина «конкурентные действия», оценка показателей силы и качества «конкурентных действий» на примере конкретной компании.

Цель данной работы – изучение сущности и типов конкурентных действий, показателей силы и качества конкурентных действий, оценка каждого из показателей силы и качества конкурентных действий на примере конкретной компании.

В соответствии с этим, задачи, стоящие перед нами в процессе выполнения работы, следующие:

  1. рассмотреть сущность понятия «конкурентные действия»;
  2. выявить различия типов конкурентных действий и их особенности;
  3. определить показатели силы и качества конкурентных действий;
  4. дать характеристику выбранной компании по совершаемыми ею конкурентными действиями;
  5. проанализировать и оценить показатели силы и качества конкурентных действий на примере выбранной компании;
  6. составить таблицу конкурентных действий компании.

Методы исследования, задействованные в курсовой работе:

В данной курсовой работе использовались методы анализа и обобщения при работе с основными понятиями курсовой (конкурентоспособность, конкурентные действия, сила и качество и т.д.).


Сравнительный метод при работе с источниками, а также при сравнении типов конкурентных действий, изучении их особенностей.

Также использовался метод обобщения в целях грамотно изложить свои мысли, подтверждая их фактами, доказательствами и аксиомами.

При работе над курсовой задействованы источники: книги, документы, интернет источники. Часть материалов взята из учебных пособий, используемых в вузах России.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»

Понятие и сущность конкурентных действий

Действие — это структурная единица деятельности, относительно завершенный отдельный акт человеческой деятельности, для которого характерны направленность на достижение определенной осознаваемой цели, произвольность и преднамеренность индивидуальной активности. Действие следует отличать от диктуемого импульсом либо привычкой, всецело определяемого текущей ситуацией непосредственного поведенческого акта.

Целеосознанность и целенаправленность действия выражается, в частности, в том, что оно всегда предполагает использование средств, в качестве которых могут выступать различные орудия, знаки, ценности, нормы, роли и т.д.[1]

Наравне с возникновением этого слова, появились области, в контексте которых оно стало применяться. В данной курсовой работе мы рассматриваем термин «конкурентные действия».

«Конкурентными» называют действия, предпринимаемые участниками рынка в отношении конкурентов и остального окружения. В своей совокупности они составляют систему или конкурентную деятельность.

Как и у всех участников рынка у конкурентных действий есть общие черты и различия. Общим для любых конкурентных действий является то, что благодаря их совершению участники рынка:

  • предпринимают движение к поставленным целям и запланированным конкурентным результатам: занимают конкурентные позиции на рынке, делают поставляемые на рынок товары/услуги/работы конкурентоспособными, получают доходы, часть которых становится конкурентным ресурсом дальнейшего их участия в конкуренции;
  • осуществляют самореализацию: реализуют бизнес идеи, конкурентный потенциал, конкурентные преимущества, собственную конкурентоспособность, а также способствуют реализации членами «команды бизнеса» их личной конкурентоспособности;
  • стараются укрепить конкурентный потенциал, развить конкурентоспособность, упрочить конкурентные позиции и конкурентные преимущества, создать новые конкурентные преимущества, преодолеть недостатки и не допустить возникновение новых;
  • влияют на окружение, ограничивают соперникам возможности успешного участия в конкуренции и реализации себя в качестве успешных конкурентов, создают соперникам помехи и барьеры, мешают им в конкурентном позиционировании, затрудняют им ведение бизнеса, ослабляют их потенциал;
  • преодолевают барьеры, воздвигнутые окружением, противостоят встречному влиянию, используют чужие конкурентные преимущества и недостатки для достижения собственных высоких результатов участия в конкуренции, укрепления собственного потенциала и достижения превосходства над соперниками, включая тех, чьи преимущества и недостатки они используют в общих интересах.[2]

Таким образом конкурентные действия отражают не только борьбу компаний за лидерские позиции на занимаемом ими рынке, но и опыт получаемый ими в результате взаимодействия с другими субъектами, на основе которого могут предприниматься новые стратегические решения, для дальнейшего столкновения и развития компании.

Классификация и типологии конкурентных действий

Реальная способность субъектов предпринимательского бизнеса к конкуренции может быть выявлена только посредством их деятельности, которая состоит из совокупности действий, называемых конкурентными.

Конкурентные действия всегда производятся субъектами бизнеса на определенном поле конкуренции и состоят из воздействия одних конкурирующих соперников на других, либо отражения одними конкурирующими соперниками попыток воздействия на них со стороны внешнего окружения. Конкурентное поле избирается субъектами бизнеса добровольно, или же они попадают на него вынужденно. Действия конкурентов на открытом, либо закрытом поле включают в себя различные направления, виды и методы соперничества.[3]

Управление участниками рынка своими конкурентными действиями начинается с подготовки этих действий. В процессе подготовки у участников рынка возникает впервые необходимость обращения к разработке стратегии конкуренции.

Во многих исследованиях предлагаются разные типологии конкурентных действий, но мы рассмотрим базовые и общепризнанные парные категории, которые используются практически всеми исследователями конкурентного поведения фирм:

  • инициативные и ответные;
  • стратегические и тактические
  • наступательные и оборонительные
  • направленные вовнутрь фирмы и направленные вовне фирмы
  • «хорошие» (правильные) и «плохие» (иррациональные)[4]

Помимо приведенных выше категорий М. Портер выделяет: угрожающие конкурентам, не угрожающие конкурентам; направленные на сотрудничество и сдерживающие конкурентные действия.

Таким образом, типы конкурентные действий – это типы состязательных реакций участников рынка на проявление представителей конкурентной среды. Таковыми являются конкурентное взаимодействие участников рынка между собой либо конкурентное бездействие — отсутствие адресных реакций на деятельность одних конкурентов при сосредоточении внимания на других конкурентах. Бездействие в отношениях между двумя сторонами не мешает участникам рынка активно соперничать с другими конкурентами.


Содействие участников рынка друг другу рассматривается как тип конкурентных действий потому, что взаимно содействующие участники рынка эксплуатируют конкурентные преимущества друг друга, а также совместно противодействуют другим общим конкурентам. В процессе взаимодействия сторон действия «за» и «против» могут чередоваться, взаимно дополнять друг друга и применяться сторонами в единой системе отношений. Рассмотрим подробнее действия участников рынка друг против друга. С помощью инициативного воздействия на конкурентов участники рынка стараются начать взаимодействие с первыми и выиграть время. Противодействуя конкурентам, участники рынка стремятся оказать сопротивление конкурентам, которые опередили их в активизации соперничества.[5]

С данными понятиями мы будем работать во второй части курсовой работы.

Показатели силы и качества конкурентных действий

Сила – это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (например, хороший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, большая узнаваемость товарной марки). Сила может также являться результатом создания альянса или совместного предприятия с партнером, имеющим опыт или потенциальные возможности для усиления конкурентоспособности компании.[6]

В любой отрасли экономики – не важно, действует ли только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:

  1. угрозой выхода на рынок новых конкурентов;
  2. угрозой появления товаров и услуг – заменителей;
  3. рыночная сила и контроль условий сделки со стороны поставщиков;
  4. рыночная сила и контроль условий сделки со стороны покупателей;
  5. конкуренция между компаниями уже укрепившимися на рынке (см. рис.1)[7]

Как шестую, не менее важную силу, в модель М. Портера мы можем записать государство. Эту позицию мы также будем оценивать во второй части работы.

Рисунок 1. Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли

Наряду с силой, отдельным звеном выделяют еще одно понятие «качество». В условиях высокой степени конкуренции качество является одним из главных критериев конкурентоспособности и потребительской ценности товаров и услуг в условиях высокой степени насыщенности рынка. Улучшение качества товаров состоит:


  • в обеспечении фирмой набора качественных характеристик товара (долговечность, износостойкость, комфортность, вкусовые качества и др.), которые превосходили бы аналогичные характеристики продукции фирм-конкурентов в глазах различных групп покупателей;
  • в формировании системы гарантий качества процессов и результатов бизнеса;
  • в успешной реализации предпринимательской фирмой программы полного управления качеством (total quality management).

Относительно высокое качество предлагаемых товаров является важным конкурентным преимуществом любой фирмы. Уровень качества результатов бизнеса лежит в основе оценок качества деятельности фирмы, ее имиджа и репутации. Низкий уровень качества товаров компрометирует фирму больше, чем любые заказные статьи в СМИ, нацеленные на ее дискредитацию. Неценовая конкуренция направлена не только на повышение качества товаров/ услуг/работ, но и на дифференциацию идентичных товаров по уровню качества. Между тем качественная дифференциация товаров/услуг/работ всегда оборачивается и дифференциацией цен на данные товары/ услуги/работы. Поэтому, предлагая потребителям разные по качеству и ценам товары, участники рынка добиваются конкурентных преимуществ на разных сегментах рынка данных товаров.[8]

«Конкурентные действия» в законодательстве Российской федерации

Российский федеральный закон №135‑ФЗ «О защите конкуренции» (ст. 13) устанавливает запрет на следующие действия, определяемые как недобросовестная конкуренция:

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
  • продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг (товарных знаков);
  • незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
  • приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.[9]