Файл: Психологические особенности детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Виды нарушений опорно-двигательного аппарата:
-
заболевания нервной системы – детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит; -
врожденная патология опорно-двигательного аппарата – врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость, аномалии развития позвоночника (сколиоз), дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство); -
приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата – травматические повреждения спинного мозга, головного мозга, конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (рахит, хондродистрофия).
Основное нарушение – утрата или дефицит двигательных функций.
ДЦП входит в более широкую категорию нарушений развития, включающую в себя нарушения опорно-двигательного аппарата: недостатки мышечной, скелетной систем и определённые состояния ЦНС. В зарубежных психолого-педагогических исследованиях применяется термин "ограниченные физические возможности", которым объединяют детей с указанными ортопедическими недостатками и детей с хроническими соматическими заболеваниями нуждающихся в длительном пребывании в лечебных учреждениях. Наиболее изучены дети с ДЦП.
ДЦП проявляется в среднем у 6 детей на каждую тысячу. Возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Проявляется ДЦП в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.
Виды двигательных нарушений у детей с ДЦП. Нарушение мышечного тонуса по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии.
-
Спастичность – нарастание мышечного тонуса при попытке произвести какое-либо движение -
Ригидность – напряжение мышц в состоянии тетануса. Нарушается плавность и слаженность мышечного взаимодействия. -
Гипотония – низкий мышечный тонус. Мышцы конечностей дряблые, вялые, слабые. -
Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса. -
Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи) -
Наличие насильственных движений в виде гирекинезов и тремора. -
Гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. -
Тремор – дрожание пальцев рук и языка. -
Нарушения равновесия и координации движений (атаксия). -
Нарушение ощущений движения (кинестезия). -
Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных (статокинетических) рефлексов. Невозможность удерживать вертикально туловище и голову. -
Синкинезии – непроизвольные содружественные движения. При попытке взять предмет одной рукой, происходит сгибание другой руки. -
Наличие патологических тонических рефлексов. В норме тонические рефлексы угасают к 3 месяцам.
ДЦП – группа двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля ЦНС за произвольными движениями, т.е. объединяются синдромы двигательных расстройств, возникающие в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза. ДЦП – резуидального характера (не имеет прогрессирующего течения). Но: с возрастом морфо-функциональные взаимоотношения головного мозга приобретают патологический характер, что приводит к проявлениям нарушений двигательных, речевых и других психических функций. Выражены явления декомпенсации, определяющиеся нарастающим несоответствием между возможностями повреждённой ЦНС и требованиями окружающей среды, возрастающими по мере роста ребёнка. Явления декомпенсации усиливаются осложнениями двигательных расстройств различными патологическими и психопатологическими синдромами: гипертензионно-гидроцефальный, судорожный, вегетативно – висцеральных дисфункций, стойкий церебрастенический синдромы.
Причины: внутриутробное или перинатальное повреждение головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов: асфиксия в родах, родовая травма, генетический фактор (2-3%). Тяжесть – различна: двойная гемиплегия, спастическая дисплегия, гемипарезы, атонически – астатическая форма, смешанный характер нарушений.
Двойная гемиплегия– тяжёлое поражение всех четырёх конечностей, причём руки иногда поражаются сильнее, развитие двигательных и психических функций крайне затруднено.
Спастическая дисплегия– поражаются преимущественно ноги, руки – в меньшей степени. При своевременном комплексном лечении и психолого-педагогической работе большинство детей осваивают ходьбу, развивается речь, познавательные функции, многие способны к обучению в школе по общеобразовательной программе.
Гемипарезы – односторонние двигательные нарушения, руки поражаются сильнее. Это гиперкинетические формы ДЦП: произвольные движения затруднены из – за насильственных движений, тонических спазмов в мышцах, не развивается манипулятивная деятельность, навыки самообслуживания, Тяжёлые недостатки звукопроизносительной стороны речи нередко сочетаются с нарушениями слуха.
Атонически-астатическая формаДЦП – недостаточная координация движений, несформированность реакций равновесия, низкий мышечный тонус во всех группах мышц, недорахвитие выпрямительных рефлексов. Имеются стойкие
дефекты звукопроизносительной стороны речи, различные по структуре нарушения психического развития.
У многих детей – смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных и речевых расстройств.
Нарушения психики при ДЦП. Нарушаются: познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера и личность. Речевые нарушения при ДЦП: дизартрия, ОНР, алалия, нарушения письменной речи. Обучение при сохранном интеллекте происходит по программе массовой школы. Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники.
Особенности психического развития детей с ДЦП.
Замедленный, часто неравномерный темп психического развития с диспропорциональностью в формировании отдельных психических функций, дизонтогения психического развития церебрально-органического генеза, включающая основные варианты:
-
локальный дизонтогенез отдельных высших психических функций (речи, пространственных представлений, различных видов гнозиса, праксиса, внимания, памяти и др.); -
нарушения умственной работоспособности; -
нарушения произвольной регуляции психической деятельности; -
специфическая задержка психического развития: сочетание представленных выше нарушений СС стойко ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем и специфическими особенностями мыслительной деятельности, обуславливающими замедленное усвоение нового материала.
Для детей с ДЦП характерны нарушения умственной работоспособности, локальные нарушения высших психических функций, отставания эмоционально – волевой сферы, ограниченный запас знаний, нарушения моторики, зрительно – моторной координации, несформированность пространственных представлений, слабость кинетических ощущений, нарушения речевой моторики, слабая мотивация психической деятельности, неразвитая произвольность и самооценка, дефекты мыслительной деятельности.
Родители часто способствуют усугублению нарушений: гиперопека, недостаточное внимание к развитию психики, интеллекта, потакание желаниям ребёнка: отказ от умственного напряжения, при малейшем утомлении – отказ от выполнения заданий.