Файл: Методические указания Рекомендовано Научнометодическим советом университета для студентов, обучающихся по направлению Психология Ярославль 2011.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

56
Супервизия – это проведение анализа консультирования под руководством опытного консультанта с целью развития и совершенствования консультационных навыков супервизируе- мого и расширения осознания интрапсихических и межличностных процессов, происходящих входе психологического консультирования. Кроме того, вовремя супервизии анализируются и разбираются сложные и непонятные случаи консультирования и общения с клиентами. Групповая супервизия предполагает еженедельные презентации участниками группы консультационных случаев и их обсуждение с супервизором, что позволяет приобрести опыт решения диагностических задачи осуществления терапевтических решений. Индивидуальная пролонгированная супервизия двух клинических случаев осуществляется с целью углубленного изучения психологического взаимодействия и динамики отношений переноса – контрпереноса. Частота встреч с супервизором – каждая я сессия с клиентом. Количество встреч при индивидуальной супервизии – не менее 3 раз на каждый случай. Личная психотерапия или консультирование) – это прохождение консультантом индивидуального консультирования в качестве клиента с целью фасилитации самопознания, обретения опыта индивидуального развития и проработки личных проблем. Метод балинтовских групппредполагает обсуждение случаев из практики работы консультанта с коллегами. Он способствует развитию операционных навыков является профилактикой профессионального выгорания позволяет обобщить, систематизировать и проанализировать свой опыт дает возможность расширить арсенал действенных инструментов способствует созданию атмосферы доверия, улучшает психологический климат в коллективе формирует эмоциональную заинтересованность в работе. Участие в обучающих семинарах, тренингах которые позволят знакомиться с современными подходами к консультированию Список литературы
1. Айви, А. Консультирование и психотерапия. Состояние методов, теории и практики / А. Айви, М. Айви, Л. Саймак-
Дауннинг. – Нью-Йорк, 1992.
2. Вигдорчик, МА. Лекции по психоаналитическим теориям личности / МА. Вигдорчик. – Кемерово, 1999.
3. Немов, Р. С. Психологическое консультирование / Р. С. Не- мов. – М, 2001.
4. Обозов, Н. Н. Психологическое консультирование методическое пособие / Н. Н. Обозов. – СПб., 1993.
5. Орлов, А. Б. Психологическое консультирование и психотерапия триалогический подход / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. – 2002. – № 3.
6. Самоукина, Н. В. Практический психолог в школе лекции, консультирование, тренинги / Н. В. Самоукина. – М, 1997.
7. Столин, В. А. Психологические основы семейной терапии
/ В. А. Столин // Вопросы психологии. – 1987. – № 6. Задания для работы на практических занятиях
1. Отработка навыков вступления в контакт. Преподаватель организует ролевую игру Встреча консультанта и клиента. Студенты распределяются в микрогруппы потри человека. У одного студента – роль клиента, второго – консультанта, третий – наблюдатель с последующей функцией аналитика. Студенты последовательно (в тройках) отрабатывают навыки вступления в контакт, установления доверия и формирования безопасности в консультационном процессе.
2. Вхождение в психологический контакт и методы диагностики проблем клиента. Цель задания – анализ мотивации обращения клиента к психологу-консультанту. В упражнении принимают участие два студента. Один – в роли психолога-консультанта, второй – клиента. После того как проведена консультация (этап установления контакта, студенты выдвигают версии о мотивации и целях клиента. Преподаватель анализирует суждения студентов.


58 Студенты отвечают на вопросы

Какими критериями Вы пользовались для выявления мотивации клиента

Какие техники использует психолог при первом контакте с клиентом

Назовите организационные условия, необходимые для консультирования

Какие роли может реализовывать психолог в работе с клиентом
3. Техники активного слушания и позитивной поддержки клиента. Преподаватель организует на практическом занятии ролевую игру Встреча консультанта и клиента. Студенты последовательно (в тройках) отрабатывают

навыки активного слушания

техники задавания вопросов

методы воздействия консультанта на клиента

формы позитивной поддержки клиента. У одного студента – роль клиента, второго – консультанта, третий – наблюдатель-аналитик. Аналитику заранее дается бланк анализа с параметрами для оценки поведения консультанта.
4. Провести анализ своих сильных сторон (S – strong) слабых сторон (W – weakness), обозначить возможности (O – opportunities), препятствия (T – treatments), существующие во внешней среде, для профессионального и личностного развития психолога-консультанта. Сформулировать задачи для своего дальнейшего профессионального и личностного развития. Сильные стороны Слабые стороны Возможности (во внешней среде) Препятствия (во внешней среде) Задачи для своего дальнейшего профессионального и личностного развития

59 Оглавление Введение ............................................................................................... 3 Раздел 1. Понятие психологического консультирования. Цель и задачи психологического консультирования .......... 4 Раздел 2. Виды и направления психологического консультирования .................................................................. 13 Раздел 3. Этапы психологического консультирования ................. 31 Раздел 4. Факторы, влияющие на эффективность психологического консультирования ................................. 37 Раздел 5. Личность психолога-консультанта и личность клиента ................................................................ 44

60 Учебное издание
Клюева Надежда Владимировна
Консультационная психология Методические указания Редактор, корректор ИВ. Бунакова Верстка ЕЛ. Шелехова Подписано в печать 05.05.2011. Формат 60×84 Бум. офсетная. Гарнитура "Times New Roman". Усл. печ. л. 3,49. Уч.-изд. л. 2,6. Тираж 40 экз. Заказ
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Отпечатано на ризографе. Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.
150000, Ярославль, ул. Советская, 14.


61

62 Н. В. Клюева Консультационная психология