ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
S. T. Gladding
C
C
O
O
U
U
N
N
S
S
E
E
L
L
I
I
N
N
G
G
A
A
C
C
O
O
M
M
P
P
R
R
E
E
H
H
E
E
N
N
S
S
I
I
V
V
E
E
P
P
R
R
O
O
F
F
E
E
S
S
S
S
I
I
O
O
N
N
FOURTH EDITION
MERRILL
PRENTICE HALL
Upper Saddle River, New Jersey Columbus, Ohio
2
С. Глэддинг
П
П
С
С
И
И
Х
Х
О
О
Л
Л
О
О
Г
Г
И
И
Ч
Ч
Е
Е
С
С
К
К
О
О
Е
Е
К
К
О
О
Н
Н
С
С
У
У
Л
Л
Ь
Ь
Т
Т
И
И
Р
Р
О
О
В
В
А
А
Н
Н
И
И
Е
Е
4-
е издание
Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж
Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара
Киев • Харьков • Минск
2002
3
Сэмюэль Глэддинг
Психологическое консультирование
4-
е издание
Серия «Мастера психологии»
Перевел с английского А. Можаев
Главный редактор Е. Строганова
Заведующий редакцией Л. Винокуров
Руководитель проекта Е. Цветкова
Выпускающий редактор А. Борин
Научный редактор Ю. Ковалев
Литературные редакторы Я. Иванова, О. Крошка, В. Попов
Художник Р. Яцко
Корректоры Л. Комарова, Н. Тюрина
Верстка Е. Паллей
ББК 88.492я7 УДК 159.9.018(075)
Глэддинг С.
Г52 Психологическое консультирование. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 736 с.: ил. —
(Серия «Мастера психологии»)
ISBN 5-318-00268-4
В книге представлена история возникновения и проблемы развития профессионального консультиро- вания в Америке, анализируются также европейские корни психологических теорий, ставших основой работы профессиональных психологов. Автор рассматривает этические и правовые аспекты консультирования, что является полезной и часто абсолютно новой информацией, особенно ценной в условиях возникновения в Рос- сии институтов сертификации специалистов по психологическому консультированию. Важное дополнение к уже существующей по данной теме литературе на русском языке — разделы книги, посвященные самостоя- тельным направлениям в консультировании. Особый практический интерес представляют главы, в которых рассматриваются отдельные области применения психологического консультирования. Это разделы, посвя- щенные семейному и брачному консультированию, групповой работе, консультированию по профессиональ- ному росту и карьере, консультированию школьников и студентов, работе с психически больными и выздорав- ливающими людьми. Кроме того, в книге приводятся упражнения для аудиторной работы, задания для само- стоятельных работ и исчерпывающая библиография. Данный труд — замечательное, не имеющее себе равных по охвату материала, руководство по психологическому консультированию, предназначенное для социальных работников, психиатров, терапевтов в области брака и семьи, представляет интерес и для психологов, работа- ющих в службах персонала различных предприятий.
© 2000, 1996 by Prentice-Hall, Inc.
© Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2002
© Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2002
Права на издание получены по соглашению с Prentice Hall — UK
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-318-00268-4
ISBN 0-13-080333-
2 (англ.)
ООО «Питер Принт». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.
Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.
Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2;
953005 - литература учебная.
Подписано в печать 03.09.02. Формат 70x100/16. Усл. п. л. 59,34. Тираж 4500 экз. Заказ № 1209.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького
Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
4
П
РЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
П
СИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
—
Н
ОВЫЙ ВЫБОР ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ И КЛИЕНТОВ
Несколько лет назад, во время редактирования книги Хьелла и Зиглера
«Теории личности», у автора этих строк возникло ощущение, что перед россий- скими читателями приоткрывается дверь в новый увлекательный мир научных теорий личности. Отклики читателей и устойчивый интерес студентов- психологов к книге Хьелла и Зиглера показали, что это ощущение было вер- ным. Теперь читателям предлагается книга Сэмюэля Глэддинга «Психологиче- ское консультирование: понимающая профессия». Это значит, что настало вре- мя для следующего шага в освоении мирового опыта практической психологии,
— если теории личности позволяют разнообразно описывать и предсказывать с различной степенью надежности этапы развития личности и факторы, влияю- щие на развитие личности, то теории психологического консультирования поз- воляют и психологам и их клиентам осуществить выбор собственного индиви- дуально-неповторимого пути к желательным личностным изменениям.
Иногда на лекциях мы используем следующую метафору процесса пси- хологического консультирования — полет баллистической ракеты от точки за- пуска «А» к цели «Б». Прежде всего, для того чтобы попасть из точки «А» в точку «Б», в аппаратуру управления должны быть введены координаты этих точек: где находится ракета и куда она должна попасть. Так и в психологиче- ской практике. Для успешной работы должно быть выполнено необходимое условие: и психолог и клиент должны получить представление о том, где нахо- дится клиент и куда он хочет попасть. Такая «географическая» привязка может быть выполнена с помощью правильно выбранной, подходящей и клиенту и психологу, теории. Однако для успешного полета ракеты или эффективной ра- боты с клиентом следует выполнить и достаточное условие. Таким достаточ- ным условием для ракеты является наличие специального элемента управления
— гироскопа, который сохраняет свое положение на протяжении полета, что позволяет использовать его как точку отсчета для управляющих воздействий на газовые рули. От точности гироскопа зависит точность попадания ракеты в цель. Таким «гироскопом» для психологов являются процедуры психологиче- ского консультирования, описанные и исследованные в тысячах работ наших зарубежных коллег. И если в области ракетной техники мы по-прежнему «впе- реди планеты всей», то в области консультирования нам еще предстоит уста- навливать и совершенствовать образовательные и квалификационные стандар- ты. Предлагаемая вниманию читателей книга поможет заполнить существую- щий пробел и, мы надеемся, сделать следующий шаг в развитии отечественной практической психологии.
Для российского читателя примечательной станет уже первая часть кни- ги, в главах которой рассказывается об истории развития консультирования, индивидуальных качествах эффективного консультанта, этических и правовых
5 аспектах консультирования.
Определения руководства, психотерапии и психологического консульти- рования, приведенные С. Глэддингом в самом начале его книги, позволяют чи- тателям предварительно установить некоторое условное соотношение между этими формами работы с клиентами. Разумеется, при наличии в мировой пси- хологической практике свыше 250 различных психотерапевтических (Corsini &
Wedding,
1989) и 400 консультационных подходов не следует устанавливать жесткие границы между ними; предпочтительнее, на наш взгляд, развивать свое собственное ощущение этих границ в своей работе с клиентами и обсуждать вопросы наличия этих границ в профессиональном сообществе.
Исторически и экономически прослеженное соотношение общественной востребованности консультирования и академической готовности специалистов к этому вызову, описанное в первой главе, внушает осторожный оптимизм по отношению к перспективам отечественного психологического консультирова- ния. Осторожный, поскольку вся история взлетов отечественной психологии связана не с общественной, а скорее государственной востребованностью пси- хологических знаний: так было с педологией и с тестами в 30-е годы XX века, так было с инженерной, а фактически авиационно-космической, психологией в
1950-1960- е годы. Подобная же востребованность возникла в школьной и ме- дицинской областях уже в 80-е годы. Последнюю попытку — дай Бог, чтобы последнюю, — государственного стимулирования психологической науки мы видели в президентском указе о развитии психоанализа в России. Однако за этими впечатляющими взлетами неизбежно следовали не менее впечатляющие падения. В ситуации государственного стимулирования прикладных психоло- гических дисциплин никто не в состоянии поддерживать устойчивое развитие этих дисциплин в изменяющихся политических условиях — они просто выпа- дают из зоны интересов следующего государственного лидера!
Только общественная потребность в психологических услугах может обеспечить устойчивое развитие отечественного психологического консульти- рования, и эта потребность формируется на наших глазах. На память приходит история 1996-1997-х годов, когда из-за недостатка финансирования в одном из городов Сибири решили сократить школьную психологическую службу. Это решение вызвало такую сильную отрицательную реакцию родителей учеников, что директора школ на свой страх и риск сохранили штат психологов, а реше- ние о сокращении было, хотя и с задержкой, отменено.
Разумеется, нам еще долго идти по пути формирования у населения устойчивого спроса на психологические услуги, но первые шаги уже сделаны, и это движение набирает скорость.
Одним из условий, стимулирующих спрос на психологические услуги, является наличие или отсутствие формализованной ответственности специали- ста перед индивидуальным, групповым или корпоративным клиентом. Вопрос об этических и правовых аспектах работы психолога-консультанта также рас- сматривается Сэмюэлем Глэддингом в первой части его книги. Читателям необходимо только ввести поправку на специфику российского обыденного правосознания как по отношению к этическим, так и по отношению к правовым
6 нормам. Впрочем, быстрое изменение этого правосознания вполне возможно.
Например, уже к 1998 году некоторые страховые компании обсуждали возмож- ность страхования профессиональных рисков психологов, работающих на уровне выборов глав субъектов федерации. Возможно, эта практика возникнет в скором будущем и, несомненно, станет одним из стимулов развития психоло- гических услуг в стране.
Далее, новым для российского читателя материалом станут главы второй части, посвященные созданию рабочих отношений «психолог—клиент» в кон- сультировании, характеристикам рабочего процесса в консультировании и за- вершению отношений «психолог—клиент» по завершении консультирования.
В этих главах представлены все рабочие процедуры процесса консультирова- ния безотносительно их теоретического содержания. Именно эта теоретическая стерильность придает изложенному материалу высокую практическую цен- ность. Краткий обзор теорий, предпринятый автором в других главах второй части, безусловно, будет полезен для студентов-психологов, поскольку выра- жает взгляд автора на место этих теорий в современной общенаучной класси- фикации. Так, например, транзактный анализ Глэддинг относит не к гумани- стическим подходам, а к когнитивным, что отличает его от позиции других ав- торов (Нельсон-Джоунс, 2000).
На наш взгляд, основной интерес к предлагаемой книге возникает при прочтении третьей части - ориентированной на различные области психологи- ческой практики. Предлагаемый набор приложений, разумеется, неполон, но подобная информация ранее не предлагалась российскому читателю. Именно в этой части автор выражает основную идею психологического консультирова- ния XX и начала XXI века — идею выбора, к которому приходят и психолог, и его клиент. Психолог выбирает для себя специализацию в существующих обла- стях или создает новые области психологической практики, например: консуль- тационная работа с геями и лесбиянками, с Интернет-аддиктивным поведением подростков, с ВИЧ-инфицированными клиентами. Клиент принимает решение о выборе темы обращения к консультанту-психологу. Иногда его выбор носит лишь предварительный характер, и только после установления доверительных рабочих отношений клиент готов выбрать более значимую и, возможно, более болезненную тему для работы.
К счастью или к несчастью, но мы все обречены делать эти выборы в сво- ей жизни, и эта обреченность связана с тем, что мир в начале XXI века стал ин- формационно прозрачным, финансово мобильным и экономически нестабиль- ным. Эти характеристики современного общества не делают жизнь людей про- ще, но представляют собой серьезный вызов психике человека.
Исчезновение экономических и политических границ вызывает необхо- димость межкультурального консультирования в бизнесе, образовании, соци- альных службах. Повышенная мобильность рабочей силы востребует новые формы карьерного консультирования, а сохранившиеся языковые различия вы- зывают к жизни культурно-лингвистическое консультирование. Конфессио- нальные и расовые различия в современном мобильном обществе требуют но- вых форм консультирования как посредничества — медиации.
7
Население экономически развитых стран стремительно стареет, и это вы- двигает новые задачи для практической психологии: скоро консультирование пожилых людей станет одной из важнейших областей практической психоло- гии. С другой стороны, улучшение состояния здоровья и увеличение продолжи- тельности жизни выдвинет на первый план подготовку молодых людей и людей среднего возраста к долгой здоровой старости как продолжительному этапу жизненного пути.
Развитие информационных технологий делает психологическое консуль- тирование доступным для людей во всем мире. Если в США уже сейчас суще- ствует около 15 000 сайтов, оказывающих разнообразные консультационные услуги в области здоровья, в том числе и психологические услуги, а страховые компании оплачивают консультирование своих клиентов в Интернете, а нацио- нальная служба здоровья Великобритании с лета этого года начала предостав- лять услуги профессиональных психологов через Интернет, то понятно, что че- рез два-три года возникнет рынок онлайновых психологических услуг и в Руне- те. На сегодняшний день из примерно 600 русскоязычных психологических сайтов только два-три десятка предоставляют приемлемый уровень сервиса.
Все описанные выше возможности изменений и выборов, с ними связан- ных, делают психологическое консультирование всеохватывающей, динамиче- ской, стремительно развивающейся прикладной дисциплиной, за которой большое будущее.
Добро пожаловать в него!
Юрий Ковалев,
yurikovaliov@mail.ru
8
Томасу М. Элмору,
первому, кто познакомил меня с искусством и наукой консультирования,
кто терпеливо на примерах учил меня воздействовать на личность
П
РЕДИСЛОВИЕ
Консультирование — это динамичная, развивающаяся, увлекательная профессия, имеющая дело с трагедией человека и его возможностями и при- званная эффективно и благотворно воздействовать на личность. В задачи этой профессии входит профилактическая работа, развитие личности, исследова- тельская работа, увеличение возможностей человека, изменение и коррекция личности в непрерывно усложняющемся и хаотичном мире. Раньше консульти- рование сводилось к персональному руководству, в виде оказания помощи лю- дям в принятии разумных решений. В настоящее время руководство представ- ляет собой лишь одну часть этой многогранной профессии.
Настоящая книга представляет консультирование с разных сторон, охва- тывая его историю, теории, приемы работы, проблемы, направления и течения.
Кроме этого, в книге уделено внимание значению личности консультанта, а также межкультурных, этических, правовых условий, в которых работают кон- сультанты. Сосредоточиваясь на содержании и процессе консультирования, эта книга дает вам возможность лучше понять, чем занимаются консультанты и как они это делают.
Материалы в книге «Консультирование. Комплексная профессия» (4-е издание) разделены на три основные части. Часть I содержит четыре главы, по- священные истории и основам консультирования. Отдельные главы сориенти- руют вас в профессии консультирования:
• определение и история консультирования;
• качества эффективного консультанта;
• этические и юридические аспекты консультирования;
• консультирование в мультикультуральном, плюралистическом обще- стве.
Часть II освещает процесс, стадии и теории консультирования. Этот раз- дел обращается к универсальным аспектам распространенных подходов в кон- сультировании и заостряет внимание на отдельных теориях и способах работы с проблемами клиентов. В эту часть входят следующие семь глав:
• создание отношений консультирования;
• работа в системе отношений консультирования;
• прекращение отношений консультирования;
• психоаналитический и адлерианский подходы в консультировании;
• личностно-центрированный, экзистенциалистский и гештальт- терапевти-ческий подходы к консультированию;
• рационально-эмотивная терапия поведения и транзактный анализ;
• бихевиоральные, когнитивно-бихевиоральные подходы и терапия ре- альностью.