Файл: Научного исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Г. М. МАЛУХИНА, Н. Р. МИЛЮТИНА

ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Учебно-методическое пособие

для студентов специальности 071401 Социально-культурная деятельность


Рекомендовано Учебно-методическим советом ГОУ ВГИИК в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социально-культурная деятельность»

ВОЛГОГРАД 2006

ББК
Р
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Л.И. Столярчук

кандидат педагогических наук, засл. работник культуры, профессор В.К. Крючек

кандидат социологических наук, доцент М.Е. Волчанский


Малухина Г.М., Милютина Н.Р.

Введение в методологию научного исследования.

Учебно-методическое пособие. Волгоград: Волгоградский гос. ин-т искусств и культуры, 2006. 56 с.

Учебное пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов специальности «Социально-культурная деятельность». Содержание пособия направлено на формирование умений в области методологии исследования, подготовку курсовых и дипломных работ.


От авторов……………………………………………………………………………………….4
Часть 1. Методологические характеристики исследования

в области социально-культурной деятельности………………………………………...….5

1.1. Понятийный аппарат научного исследования………………………………5

1.2. Жанры и формы научно-исследовательской работы студентов………...21

1.3. Вопросы и задания………………………………………………………….33
Часть 2. Рекомендации к выполнению курсовых и дипломных проектов………34


2.1. Курсовая работа (проект): основные структурные элементы………33

2.1.1. Примерный перечень тем курсовых работ

по психологии и педагогике………………………………………..…....37

2.1.2. Примерный перечень тем курсовых работ

по социальной педагогике………………………………………….…38

2.1.3. Примерный перечень тем курсовых работ

по социально-культурной деятельности…………………………….39

2.1.4. Примерный перечень тем курсовых работ по технологическим

основам социально-культурной деятельности……………………....40

2.1.5. Примерный перечень тем курсовых работ по менеджменту

социально-культурной деятельности………………………………..40
2.2. Выпускная квалификационная работа (дипломный проект):

основные структурные элементы……………………………………………..41
2.2.1. Инструкция по выполнению выпускной

квалификационной работы…………………………………………...42
2.2.2. Примерный перечень тем выпускных

квалификационных работ……………………………………………47

2.2.3. Оформление исследовательской работы……………………...…...…48

2.2.4. Публичная защита выпускной квалификационной работы...…….49

Библиография…………………………………………………………………………………50
Интернет-ресурсы…………………………………………………………………….…...51
Приложения…………………………………………………………………………………....52

От авторов
Научно-исследовательская работа студентов является одним из приоритетных направлений в деятельности вуза: развитие мировоззренческой культуры, овладение логикой изложения научной мысли, письменными и устными формами презентации исследовательской деятельности и др.

Подготовка компетентного специалиста невозможна без овладения знаниями исследовательской деятельности.

Пособие предоставляет материалы по методологии исследований в социально-культурной деятельности. Оно адресовано студентам вузов искусств и культуры для аудиторной и самостоятельной работы с целью приобретения ими навыков ведения исследовательской деятельности, выполнения различных видов письменных работ.



В результате выполнения научной работы студент должен показать готовность к владению основными исследовательскими умениями. С этой целью ему необходимо:

  • научиться пользоваться библиографическими указателями по культурологии, социально-культурной деятельности, педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.;

  • грамотно излагать состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;

  • анализировать накопленный опыт работы различных типов социально-культурных учреждений (если это определяется темой);

  • выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.

Пособие отражает содержание курса «Методология и методика социологического исследования» и состоит из двух частей. В первой части раскрываются особенности исследований в социально-культурной сфере, дается представление об этапах осуществления исследования, раскрывается содержание его понятийного аппарата, предлагается краткое описание исследовательских методов.

Особое место в пособии отводится характеристике жанров и форм научно-исследовательской работы студентов, знание которых облегчает учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу студентов в вузе.

Вторая часть посвящена вопросам оформления результатов исследования. Здесь даются указания по подготовке курсовой и выпускной квалификационной работ, приводится примерный перечень тем курсовых и выпускных квалификационных работ, советы по организации презентаций на защите выпускной квалификационной работы.

Часть 1. Методологические характеристики исследования

в области социально-культурной деятельности
1.1. Понятийный аппарат научного исследования

Понятийный аппарат научного исследования образуют актуальность исследования, его цель, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика, новизна, практическая значимость.

Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным.

Цель и задачи исследования


Цель – это представление о результате. Ставя перед собой цель, человек ориентируется на свое представление о результате деятельности, каким бы он хотел видеть этот результат. Целью исследования являются, как правило, теоретический анализ и эмпирическое исследование выбранной проблемы, а также разработка рекомендаций для практического внедрения результатов исследования. Ставя перед собой цель, необходимо определить, ожидаемый результат, полученный в ходе исследования, а задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

При формулировании цели желательна следующая компоновка слов: определить (выявить, разработать, обозначить) средства1 (тенденции, ресурсы, влияние, преимущества, особенности, программу, проект и др.) социально-культурной деятельности способствующие (имеющие воздействие, определяющие, усиливающие) культурному (эффективному, духовному) развитию (обслуживанию) клиентов (указать возрастную, профессиональную, социальную, этническую и др. категорию) в условиях социально-культурного пространства (региона, микрорайона, учреждения, Центра, интерната, семьи и др.).

Проблема

Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». «Знание о незнании» – в этом заключается суть научной проблемы. Проблема, при решении которой не возникает необходимость в критике, убедительных доказательствах, дискуссиях и спорах, не может быть плодотворной. Постановка проблемы считается удачной, если в ней отражено понимание цели, задач и направления исследования. В таком случае устанавливается внутренняя логическая связь между структурными элементами исследования.

Тема

Проблема должна найти отражение в теме исследования. Тематика исследовательской работы должна характеризоваться социальной значимостью, определяться заказами предприятий и организаций, отражать реальные потребности практики в решении актуальных проблем социально-культурной деятельности.

Студент может выбрать тему исследовательской работы из числа тем, предложенных кафедрой, или выдвинуть ее самостоятельно с необходимым обоснованием. Тема должна иметь интегративный характер, отражающий содержание нескольких учебных дисциплин. Например, тема «Профилактика зависимых состояний в молодежной и подростковой среде средствами социально-культурной деятельности» охватывает знания по дисциплинам: «Социально-культурная деятельность», «Психология и педагогика», «Правоведение», «Технологические основы социально-культурной деятельности», «Основы коммуникативной культуры» и др.


Обоснование актуальности темы исследования – это объяснение, почему данную проблему в настоящее время нужно изучать.

Примеры

Общественные перемены всегда сопровождаются социальной дезорганизацией, всплеском девиантного поведения, нарушающим правовые нормы и правила. Сложность решения различных политических, экономических проблем, противоречие духовной жизни сказываются в первую очередь на молодежи, которая является социально незащищенным слоем населения, но играет важную роль в жизни общества.

В последнее время увеличилось употребление наркотических и психотропных веществ. Основными потребителями является молодёжь, которая находится в весьма сложном положении в результате различных явлений нашей жизни.

Начинать исследование имеет смысл лишь в том случае, если они совпадают. Кроме того, следует показать степень разработанности проблемы, т.е. описание того, насколько данная тема исследована другими авторами. Доказать теоретический интерес и практическую значимость предложенного исследования.

Следует отметить, что в практике не исключена возможность выполнения исследовательских работ реферативного или историко-реферативного характера, а также работ, в которых излагаются результаты изучения и обобщения передового социокультурного опыта. Для выполнения работы такого плана требуются умений научного анализа, синтеза и обобщения для того, чтобы исследование не носило компилятивного характера.

Объект и предмет исследования

Сегодня социально-культурная сфера охватывает такие области человеческой деятельности, как образование, здравоохранение, средства массовой информации, учреждения культуры и искусств, социальное обеспечение, физическую культуру, спорт и туризм, что значительно расширяет возможности студента в выборе темы курсовой и выпускной квалификационной работ.

Определить объект исследования значит выяснить, что именно рассматривается в исследовании. Однако, получить новое знание об объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования, т.е. обозначить, как рассматривается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции исследование раскрывает1. Предмет исследования – одна из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Объект принадлежит всем, предмет – личное достояние исследователя, его собственное видение объекта. Точное определение предмета избавляет исследователя от безнадежных попыток «объять необъятное» (В.В. Краевский 2002).