Файл: Научного исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и лабораторные.

Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, реальной жизненной ситуации и может применяться в качестве основного или дополнительного метода сбора социологической информации.

Лабораторноеэто наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях. При лабораторном наблюдении могут успешно использоваться различные технические средства для фиксации ситуации, поведения наблюдаемых и т.д.

По временному признаку различают наблюдение непрерывное и дискретное. При непрерывном, или постоянном, наблюдении продолжительность наблюдаемого явления соответствует времени исследования. Оно возможно в тех случаях, когда наблюдаемое явление происходит в сравнительно короткий промежуток времени. Например, наблюдение за аудиторией, присутствующей на каком-либо социально-культурном мероприятии: вечере отдыха, дискотеке, лекции и т.д. Если предметом наблюдения становится процесс длительный по времени (наблюдение за участниками клубного объединения в течение года), то ведется дискретное (прерывистое) наблюдение: через какие-то промежутки времени. Если наблюдение проводится через равные промежутки времени (через неделю или месяц) за творческим коллективом или группой молодежи, то такое наблюдение будет называться систематическим.

Метод наблюдения используется, когда исследователь выполняет роль руководителя, что позволяет ему осуществлять тесное взаимодействие с участниками процесса наблюдения, понять нюансы их поведения. Участники коллектива в этом случае к нему относятся не как к постороннему человеку, а как к организатору их работы и потому более непосредственны и откровенны с ним, что дает возможность собрать более объективный материал.

Основная масса эмпирической информации добывается методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых (респондентов) к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни. Значимость этих методов определяется: организационными преимуществами (всегда легче организовать опрос, чем осуществить любой другой метод социсследования); во-вторых, относительной дешевизной; в-третьих, содержательностью и уникальностью информации, полученной опросным методом; в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств для обработки полученных результатов. Основными видами опросных методов является анкетный опрос и социологическое интервью, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на сплошные и выборочные (по масштабу); индивидуальные и групповые (по процедуре проведения); массовые и экспертные (по глубине знания проблемы); устные и письменные (по форме проведения опроса и фиксации ответов); одноразовые и много разовые (по частоте проведения опросов).


Социологические опросы в современном понимании этого метода стали явно использоваться в науке во второй половине XIX века. Известно, что одними из первых их стали использовать К.Маркс и Ф. Энгельс при подготовке своих работ о положении рабочего класса. Но особенно широкое распространение этот метод получил в начале XX века с развитием эмпирической (прикладной) социологии. В настоящее время он настолько широко используется в социологическом исследовании, что в какой-то мере стал даже своеобразной визитной карточкой самой этой науки.

Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, социальной деятельности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых.

Проводимый опрос должен отвечать следующим требованиям:

  • длительность не должна превышать 30-40 мин., поскольку усталость респондента не позволит получить полноценный ответ;

  • интерес к предмету опроса должен не снижаться, с постепенно нарастать. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми;

  • первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим, а лучше всего – нейтральным;

  • трудные вопросы целесообразно располагать в середине анкеты, чтобы «подвести» респондента к теме;

  • вопросы должны быть ясными, чёткими, понятными опрашиваемому (всем без исключения);

  • вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении того или иного факта (события), а потом уже о его оценке – это важнейшее требование социологического исследования. Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести» опрашиваемого к новой теме. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме к респонденту, например: «А теперь мы просим Вас высказать своё мнение о …».

В подобной же форме строится, и обращение к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании. Это обращение предшествует постановке вопросов и является своего рода введением, оно должно быть кратким, понятным и чётким.

Пример.

Уважаемый…! Мы обращаемся к Вам с просьбой высказать своё мнение о…

Ваши искренние и точные ответы позволят сделать обобщения и выработать практические рекомендации по …



Возможные ответы в большинстве случаев приведены в анкете. Просим внимательно прочитать предложенные варианты ответов и отметить тот ответ, который соответствует Вашему мнению.

Если ни один из напечатанных ответов Вас не удовлетворяет, напишите свое мнение (для этого оставлено специальное место). Заранее благодарим за помощь в работе.

Приведенное введение, коротко познакомив опрашиваемого с темой и целью опроса, ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты.

Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме. Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом служит основанием деления их по содержанию.

Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на анкету (возраст, образование, профессия, доход и т.п.). Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях в его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию. Неточность в формулировке вопроса о поведении в прошлом приведёт к неточности в информации.

По форме вопросы делятся на три основные группы:

  • открытые, закрытые и полузакрытые;

  • прямые и косвенные;

  • личные и безличные.

Первая группа вопросов.

Вопрос открытого типа предусматривает свободную форму ответа: «Скажите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению Вашего интереса к искусству?»

Вопрос закрытого типа: «Какой вид литературы Вам наиболее интересен? Просим отметить те из перечисленных ниже вариантов, которые совпадают с Вашим мнением: 1) детективы, 2) фантастика».

Вопрос полузакрытого типа основан на добавлении к списку ответов фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и т.д.) Укажите, какие именно». Вопрос как бы расшифровывается, даёт возможность не только выбрать один из тех ответов, которые приводятся в анкете, но и высказать что-то своё.

Вторая группа вопросов.

Прямой вопрос – это вопрос как бы в «лоб». Такие вопросы применяются лишь для получения информации о наличии или отсутствии факта. Когда речь идёт о мнении или мотивах поведения, прямой вопрос следует заменить косвенным.

Третья группа вопросовличные и безличные. Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.


Перед исследователем, который проводит социологический опрос, постоянно стоит проблема достоверности получаемой информации. Проверка и контроль достоверности данных опроса осуществляются несколькими способами. Один из них – контрольные вопросы.

В группе вопросов на одну и ту же тему нетрудно выбрать основные и контрольные. Роль основного может играть тот вопрос, который задаётся в более широком смысловом диапазоне, в прямой форме. Для того чтобы проконтролировать ответ, следует задать такие контрольные вопросы. Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии, как от основного, так и друг от друга.

Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением тех же условий – на весь объём выборки (панельный опрос) или на 5 – 10% лиц, уже опрошенных ранее.

Одно из самых надёжных средств контроля достоверности данных анкетного опроса – сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.

Анкета составляется в несколько этапов.Первый – подготовка её проекта; второй – пробный опрос (опрос-разведка), который охватывает небольшое число лиц (20-30 человек), отобранных по основным характеристикам, определяемым темой, целями и задачами исследования. Проба необходима для проверки плана опроса, уточнения вопросов, их формулировки и расположения. После тщательного анализа результатов пробы и исправления ошибок в анкете можно приступать к массовому опросу.

Достаточно распространённой формой социологических опросов является интервью (англ.interview), которое представляет собой целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Вначале интервью применялось в основном в медицине в качестве клинической беседы с пациентом как средство получения достоверной информации о больном. Впоследствии, по мере развития эмпирических исследований, наряду с анкетированием оно стало одним из распространенных методов получения социологической информации об изучаемом объекте.

Интервью – это вербальный обмен лицом к лицу, где один человек – интервьюер – пытается получить информацию или выражения мнений или верований от другого человека (или от других людей в случае группового интервью)1. Обычно используются два типа интервью.
Индивидуальное интервью, схема которого показана на Рис. 2, характеризуется тем, что может иметь место на улице, в магазине, на дому у респондента, на работе. Место проведения устных опросов определяется в зависимости от обстоятельств и, в частности, от принадлежности респондента к определенной социальной или профессиональной группе. Встреча может быть случайной (случайная выборка, в соответствии с законом больших чисел), заранее оговоренной/запланированной.



Рис. 2. Схема индивидуального интервью
Место, которое часто выбирается зарубежными исследователями, – жилая квартира, в современных российских условиях вряд ли широко доступна интервьюеру. Интервью с предпринимателем или чиновником может происходить в офисе.

Беседа может длиться от нескольких минут (кратковременное интервью) до нескольких часов (долговременное интервью). В любом случае, необходимо создать атмосферу доверия и благожелательности. Вариантом индивидуального интервью следует считать беседу/опрос по телефону.

Метод устного опроса достаточно трудоемок. Считается, что оптимальное время индивидуального интервью 10-30 минут. За это время интервьюер должен представиться, кратко объяснить цель опроса, убедить опрашиваемого, что он проводится для его же блага, задать вопросы, зафиксировать ответы и сделать уточняющие замечания.

Важно заранее позаботиться о технических средствах для фиксации своей беседы с опрашиваемым. Простейшим средством служит заранее подготовленный вопросник, где интервьюер отмечает тот или иной вариант ответа. При свободной беседе используется блокнот или аудио- и видеотехника. Последние особенно важны при различных типах групповых интервью. Запись может быть в дальнейшем изучена и интерпретирована.

Базовой категорией в технике любого интервью является вопрос. Очень многое зависит от того, как и в какой последовательности задавать вопросы. Интервью должно следовать цели перевода исследовательских вопросов в специальные вопросы для информантов, а также предлагать вопросы, мотивирующие респондента предоставить затребованную информацию.

Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, ведущего интервью) и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении. При проведении интервью, исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника, интервьюер может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного опроса (анкетирования).