Файл: Научного исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Объект – это социальное явление (досуг, безработица, миграция, игра, наркомания и др.), порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет – это то, что находится в границах объекта: та из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению (социально-культурная деятельность, возрастная или профессиональная страта) с целью позитивных изменений проблемного поля или социального явления.

Объектом исследования является определенная сфера деятельности, предметом – конкретный аспект этой сферы, круг вопросов, непосредственно рассматриваемых в дипломном (курсовом) проекте.

Приведем пример. Тема исследования «Эффективность подростковых клубов в решении проблемы организации содержательного досуга подростков». Объект – организация содержательного досуга подростков, предмет – деятельность подростковых клубов.

Таким образом, объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, и дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.

Гипотеза научного исследования

Гипотезаэто предварительный «проект» решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить. Гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное, гипотетическое, когда желаемые результаты, выраженные в целях и задачах, устанавливаются предположительно, до проведения эмпирического исследования.



Рисунок 1. Схема разработки гипотезы исследования.
Гипотезы классифицируются: 1) по задачам исследования (основные – неосновные); 2) по степени общности (основания – следствия); 3) по последовательности выдвижения (первичные – вторичные), 4) по содержанию (описательные, структурно-функциональные и объяснительные); 5) прогнозные (о тенденциях).

Основные процедуры построения гипотез:


  1. выдвижение гипотез;

  2. формулировка (разработка) гипотез;

  3. проверка гипотез.

В.В. Краевский указывает, что типичной ошибкой начинающих исследователей является тривиальность гипотезы, самоочевидность того, что выдвигается как научное предположение, а потом еще проводится эксперимент, который всегда подтверждает очевидное1.

Задача исследователя, разрабатывающего гипотезу, состоит в том, чтобы показать, что не очевидно в объекте, что он видит в нем такого, чего не замечают другие. Гипотеза, будучи средством перехода от старого знания к новому, неизбежно вступает в противоречие с имеющимися представлениями. То, что не требует доказательств – не гипотеза.

Чтобы защищаемые положения могли служить показателями качества ведущейся исследовательской работы, нужно, чтобы они представляли собой, по отношению к гипотезе, тот ее преобразованный фрагмент, который содержит «в чистом виде» то, что спорно, не очевидно, что нуждается в защите и что поэтому нельзя спутать с общепринятыми исходными положениями.

Определение логики, общего пути исследования – очень важный этап работы. Это определение основных шагов, ведущих к решению проблемы, достижению цели исследовательской работы. Восхождение от абстрактного к конкретному – это и метод научного исследования, и принцип, характеризующий направленность научно-познавательного процесса в целом – движение от менее содержательного к более содержательному знанию.

Методы исследования

В процессе выполнения исследовательской работы студентом используются следующие методы исследования: – анализ научной литературы; наблюдение; методы опроса (устные, письменные); контент-анализ, эксперимент; математические методы и др.

Важной задачей студентов в процессе подготовки дипломной работы является овладение методикой научного анализа и обобщения социально-культурного опыта. Это изучение и анализ передового опыта работы специалистов социокультурных учреждений и организаций, своих коллег, обобщение личного опыта. Вместе с тем следует отметить, что обилие фактов и примеров, используемых в дипломной работе, нередко прикрывает методологическую беспомощность. Ведь факты без анализа статичны, а их обилие – лишь результат неуверенности исследователя. Научная ценность дипломной работы определяется не только и не столько наличием фактов,

сколько степенью их обобщения1.

В процессе работы студент проводит самостоятельное изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике социально-культурной деятельности. Для этого ему необходимо использовать разнообразные документальные источники. Документами называются специальные средства, предназначенные для передачи и хранения информации. Анализ документов дает возможность студенту увидеть многие важные стороны социально-культурной деятельности, уловить новые тенденции ее развития.

Чтобы исследовать возможности, заключенные в документах, следует получить системное представление обо всем их многообразии. Документы классифицируются на: письменные документы (изложение сведений в форме буквенного текста); статистические данные (изложение в цифровом формате); видео-документацию (DVD диски, слайды, кино- и фотодокументы и т.д.), аудио документы (магнитофонные записи, грампластинки, CD диски).

Специфика научного исследования предполагает работу не только с современной документацией (отчеты, планы работы учреждений, сценарии и т.д.), необходимой как средство для оценки достоверности материалов исследования, но и с историческими документами, которые хранятся в центральных, краевых, областных, районных и ведомственных архивах.

Пресса (газетно-журнальная периодика) позволяет составить представление о социально-культурной деятельности в целом и отдельным ее направлениям. Изучение газетных текстов дает представление о том, какого рода события и явления считались заслуживающими внимания специалистов социально-культурных организаций и учреждений. Пресса помогает восстановить хронологию событий, происходивших в каком-то регионе, области, городе, микрорайоне.

К личным документам относятся письма, дневники, автобиографические первоисточники и т.п. Личные документы носят субъективный характер, и это не позволяет их использовать как единственный источник информации. Они могут быть полезными только как вспомогательный материал в исследовании.

Научная литература, специальная литература по социально-культурной деятельности имеет особое значение в формировании мировоззрения специалиста учреждений социально-культурной сферы.


В данной литературе несомненная ценность – описание передового опыта, инновационных технологий социокультурной деятельности.

Художественная литература в разной степени отражает социально-политические и экономические процессы, и также может являться источником социальной информации.

Справочные издания и другая косвенная документация. Справочная литература и другие печатные издания, подобранные по определенному разделу, содержат ценные сведения о различных сторонах социально-культурной сферы и могут служить дополнительным материалом к исследованию.

Статистические данные – оперативный источник сбора фактического материала для научного исследования. Главное достоинство статистического материала – его методическая последовательность сбора и обработки, обоснованность и достоверность выводов, полученных на их основе. Статистические данные имеют существенное преимущество, т.к. статистический оперативный учет проводится постоянно и позволяет делать выборку показателей за любые временные отрезки, выявляя тем самым тенденцию изменений и т.д.

Анализ документов учреждения социокультурной сферы позволяет решать задачи, связанные с изучением основных направлений работы учреждения, его различных аспектов функционирования, с анализом его внутренних, структурных и внешних связей.

Полезными для исследователя могут оказаться и официальные документы отдельных лиц: библиотечные формуляры, личные листки по учету кадров и т.д. как источник самой общей информации о тех, к кому они относятся.

Анализ базы данных кадровых ресурсов в сфере культуры края, области может послужить источником гипотезы о квалифицированности, текучести кадров в отдельных районах, городах и др.

Важнейший источник информации – это данные, полученные на основе опросных листов, анкет и интервью, различного рода тестов, дневников наблюдений и т.д., составленных специально для целей исследования.

На заключительных этапах исследования анализ документации может стать оптимальным средством контроля результатов всего исследования.

Социологический аспект исследования социально-культурной деятельности или досуга как социокультурного явления предполагает изучение и анализ культурных потребностей различных групп населения, степени усвоения индивидами социальных норм и культурных ценностей микросоциума, общества в целом. В этом процессе значимая роль отводится традиционному методу исследования –
методу наблюдения.

Наблюдение – метод сбора первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они могут быть зафиксированы наблюдателем. Наблюдение с целью исследования, как правило, имеет либо жесткую структуру (формализованное), либо гибкий план (неформализованное). Наблюдение может быть открытым или скрытым, осуществляющимся «под прикрытием», когда члены наблюдаемой группы не знают о проводимом исследовании. Различаются также систематические наблюдения, которые осуществляются по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени, и несистематические, кратковременные, которые проводятся на первой стадии исследования для формулировки гипотез или контроля и пополнения данных, полученных другими методами.


Основные характеристики метода участвующего наблюдения по Д. Йоргенсену1.





  1. Интерес к смыслам и интеракциям с перспективы инсайдеров и членов особых ситуаций и контекстов.

  2. Акцент на «здесь - и - теперь» в повседневных ситуациях и контекстах.

  3. Теория и анализ применяются с целью понимания и интерпретации человеческого существования.

  4. Логика и процесс исследования открытые, гибкие, постоянное переопределение того, что представляется проблематичным, с опорой на сбор данных в конкретном контексте человеческого существования.

  5. Исполнение роли участника, что предполагает установление и поддержание отношений с представителями изучаемого сообщества в поле.

  6. Применение наблюдения наряду с другими методами сбора данных.





Наблюдение охватывает видимые признаки событий и изменений в досуговой сфере и отображает конкретные события в конкретной ситуации. Характерными чертами научного наблюдения как метода социологического исследования являются целеустремленность и планомерность, которые исключают возможность критериев научного исследования эмоциональными, нравственными и другими соображениями. Результаты наблюдения регистрируются в специально разработанных документах и поддаются контролю на обоснованность и устойчивость. По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые