Файл: Методические рекомендации по подготовке выпускных квалификационных работ исследовательского и проектного типов для обучающихся по специальности.pdf
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30 ценность полученных результатов и стадия их внедрения. Отзыв организации оформляется в виде справки установленного образца о внедрении на предприятии результатов исследования (Приложение Л.2).
3.2 Подготовка обучающегося к процедуре защиты ВКР
Обучающийся, получив допуск к защите ВКР, ведет подготовку к защите, которая включает:
- составление текста доклада продолжительностью 5-7 мин., в котором излагается: актуальность темы, цели и задачи исследования, основные результаты исследования, при этом особое внимание следует уделить представлению направлений улучшения деятельности объекта исследования и/или практическим рекомендациям по реализации предлагаемых решений
(мероприятий);
- изготовление таблично - справочного (раздаточного) материала на бумажном носителе;
- иллюстративного материала (компьютерной презентации);
- изучение замечаний (при их наличии), указанных в рецензии и подготовку ответов на них.
Важно не только выполнить качественную выпускную квалификационную работу, но и успешно ее защитить. В связи с этим трудно переоценить значимость хорошо подготовленного доклада. Доклад к ВКР должен быть подготовлен в письменной форме, однако на защите его не следует читать, а лишь руководствоваться им при изложении материала.
Тезисы доклада к защите должны содержать обязательное обращение к членам ГЭК. Должно быть приведено обоснование актуальности выбранной тематики выпускной квалификационной работы, сформулирована основная цель исследования и перечень необходимых для ее разрешения задач. В докладе следует кратко описать методы изучения проблематики выпускной квалификационной работы, дать характеристику предприятия (организации), на
31 примере которого она выполняется.
Здесь должны найти обязательное отражение результаты проведенного анализа организационно - экономических и социальных аспектов, включая описание структуры, функций и ключевых результатов деятельности предприятия (организации). В тезисах доклада целесообразно показать перечень
«слабых мест» в организации, наметить пути реформирования системы экономической безопасности, сформулировать основные рекомендации по проблеме и дать перечень практических мероприятий.
Желательно обосновать количественную оценку расчетных параметров, если необходимо, привести формулы и условные обозначения в демонстрационном материале; описать экономический или социальный эффект от внедрения разработанных мероприятий на производстве, выделить практические значимые предложения.
Общая структура доклада обучающегося должна соответствовать последовательности представленных иллюстраций, так как они необходимы для доказательства или демонстрации того или иного подхода, результата или вывода.
Доклад должен быть кратким, содержательным и точным, формулировки обоснованными и лаконичными, содержать выводы и предложения. В целях повышения качества защиты ВКР студент-выпускник под руководством научного руководителя прорабатывает доклад к защите.
Выступление с докладом должно занимать не более 7 минут. Поэтому рекомендуется придерживаться указанных интервалов, которые представлены в таблице 3.
Объем доклада приблизительно равен 3-4 листам текста в формате Word при размере шрифта 14 пунктов и полуторном интервале.
Кроме того, доклад должен сопровождаться презентацией, подготовленной с помощью программы Microsoft Power Point (Приложение Т).
32
Таблица 3 - Примерная структура доклада при защите ВКР
Элементы доклада
Время, мин.
1 Актуальность темы не более 1 2 Цель работы и задачи, решаемые для достижения этой цели
3 Объект, предмет и хронологические рамки исследования
4 Краткое изложение сути выпускной квалификационной работы, выявленные недостатки в процессе анализа не более 1 5 Обоснование каждого вывода и предложения, содержащегося в третьей главе (вопросе) не более 2 6 Предложения по устранению недостатков, обращая особое внимание на личный вклад автора не более 2 7 Экономическая эффективность проведенных мероприятий, перспективы развития объекта исследования не более 1
Итого
Не более 7 мин.
Презентация должна содержать следующую информацию:
- основные элементы аппарата научного исследования (цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, практическая значимость исследования);
- организационная структура объекта исследования;
- таблицы, рисунки, на которые ссылается докладчик;
- рекомендации (предложения) по решению выявленных проблем.
3.3 Защита ВКР
Процедура подготовки к защите и защита ВКР включает в себя:
- предварительную защиту ВКР на выпускающей кафедре;
- рецензирование;
- защиту ВКР на заседании ГЭК по защите ВКР.
Целью предварительной защиты является проверка готовности обучающегося к защите ВКР. Предварительная защита проводится в соответствии с графиком, составленным на подготовительном этапе выпускающей кафедрой. Предварительную защиту ВКР проводит комиссия в составе не менее 3 человек, назначенных выпускающей кафедрой из числа ведущих преподавателей кафедры.
33
На предварительную защиту должна быть представлена несброшюрованная ВКР, подписанная обучающимся и руководителем.
Руководитель (руководители) комплексной ВКР оформляет (оформляют) отзыв на работу, подготовленную каждым обучающимся, принявшим участие в выполнении ВКР.
Замечания по работе, докладу, выявленные в ходе предварительной защиты, фиксируются в протоколе заседания комиссии и подлежат устранению в течение 3-5 дней. Если комиссия по предварительной защите не считает возможным допустить обучающегося к защите на заседании ГЭК, то вопрос о доработке ВКР рассматривается на заседании кафедры с участием обучающегося и руководителя.
Защита выпускной квалификационной работы происходит на открытом заседании ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии), которая состоит из председателя, членов комиссии и технического секретаря. Задачи ГЭК - выявление подготовленности обучающегося к профессиональной деятельности и принятие решения о том, можно ли выпускнику выдать диплом экономиста квалификации. Заседания ГЭК проходят согласно графику, утвержденному деканом факультета и согласованному с председателем ГЭК.
На заседании могут присутствовать руководители ВКР, рецензенты, а также обучающиеся и все заинтересованные лица.
Порядок защиты выпускной квалификационной работы, следующий:
- председатель
ГЭК объявляет фамилию, имя, отчество студента-выпускника, зачитывает тему ВКР;
- доклад выпускника об основных положениях его работы, результатах выполненного исследования в течение 7 минут;
- ответы на вопросы председателя и членов ГЭК;
- ознакомление членов ГЭК с рецензией на выпускную квалификационную работу и ответы обучающегося на замечания;
- заслушивание отзыва руководителя;
- заключительное слово председателя ГЭК по результатам защиты.
34
Защита имеет своей целью выявление степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений.
На защите обучающийся должен показать не только знание темы, но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.
Умение кратко и точно сформулировать основные положения работы, охарактеризовать специфику решаемых задач, значимость сделанных выводов – все это необходимые условия успешной защиты.
В ходе доклада следует использовать за ранее подготовленный таблично-справочный материал. К таблицам и рисункам необходимо обращаться только тогда, когда это требуется по ходу доклада, избегая бесцельного обращения к ним. Рекомендуется оживлять свою речь обращениями непосредственно к комиссии:
«Обратите внимание...», «Уважаемые члены комиссии, как мы видим на этой схеме...», «Этот материал представлен для того, чтобы...» и так далее.
Общие правила построения речи на защите, следующие:
1. Начинать с обращения к комиссии: «Уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии...».
2. Обосновать актуальность темы исследования.
3. Рассказать, в чем состояла цель ВКР, и какие задачи для этого решались.
Здесь же назвать предмет исследования и объект изучения.
4. Осветить материал, на основании которого была написана работа
(кратко охарактеризовать предприятие, отрасль).
Проследить динамику изменения экономических показателей и других данных, характеризующих суть исследования.
5. Основные выводы работы, связанные с предложениями, рекомендациями. Здесь необходимо обращение к наглядным материалам (хотя часть схем может быть представлена ранее, и касаться постановки задач,
35 характеристики объекта и предмета исследования).
6. Подвести итоги, напомнить об актуальности работы, четко формулировать, в чем заключается ценность проделанной работы.
Например: «Предложенные мероприятия по оптимизации механизма управления оборотным капиталом способствует повышению экономической безопасности и эффективности производства предприятия»
После окончания доклада члены комиссии, могут задать вопросы по работе. Вопросы могут относиться к теме ВКР, специальному курсу экономической безопасности, поэтому перед защитой целесообразно восстановить в памяти весь курс и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме выпускной квалификационной работы.
Ответы должны быть конкретными, краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений.
После ответов выпускника на вопросы зачитывается отзыв научного руководителя, в котором излагаются особенности данной работы, отмечаются положительные и отрицательные стороны работы, а также оглашается рецензия.
Затем предоставляется заключительное слово выпускнику.
Заседание ГЭК по каждой защите выпускной квалификационной работы оформляется протоколом. В протокол вносятся все заданные вопросы, ответы, решение комиссии о выдаче диплома. Протокол подписывается председателем и членами ГЭК, участвовавшими в заседании. По окончании заседания председатель оглашает оценки и решение о присвоении квалификации.
Обучающийся, не защитивший выпускную квалификационную работу, отчисляется из университета и получает академическую справку. Обучающийся имеет право быть допущенным до защиты повторно, но не ранее следующего заседания ГЭК. Студенту, не защитившему ВКР по уважительной причине, ректором может быть удлинен срок обучения до следующего периода работы
ГЭК, но не более одного года.
36
3.4 Критерии оценивания результатов защиты ВКР
Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно»,
«неудовлетворительно».
Критерии оценивания выпускных квалификационных работ представлены в таблице 4.
Оценка ВКР складывается из двух оценок:
‒ оценки качества выполненной работы;
‒ оценки качества защиты работы.
При определении общей оценки также учитываются отзывы руководителя и рецензия на ВКР.
Оценка по итогам защиты ВКР складывается как средняя от выставленных каждым членом ГЭК по защите ВКР. Каждый член ГЭК при оценке защиты дипломника учитывает следующие параметры:
Содержание ВКР: актуальность; степень научной проработки; соответствие теме и степень ее раскрытия; логичность структуры и последовательность изложения; аргументированность и конкретность выводов и предложений; практическая значимость проведенного исследования; использование публикаций известных в данной области авторов, а также источников, опубликованных в периодических изданиях за 3-5 лет до защиты
ВКР.
Оформление: аккуратность; качество иллюстративного материала.
Выступление: краткость; логичность; доходчивость; умение за короткое время раскрыть главное.
Ответы на вопросы: четкость, ясность и полнота ответа.
37
Таблица 4 - Критерии оценивания ВКР
Шкала академических оценок и уровень сформированности компетенций
Критерии
«Отлично»
‒
ВКР выполнена самостоятельно;
‒ выбрана актуальная тематика;
‒ содержание работы полностью соответствует тематике и заданию, излагается четко и последовательно, оформлена в соответствии с установленными требованиями;
‒ в работе получены оригинальные научно-технические результаты и решения, которые представляют практический интерес, что подтверждено соответствующими актами или справками и т.д;
‒ использованы современные инструментальные средства проектирования и анализа;
‒ имеется положительный отзыв научного руководителя;
‒ при защите работы обучающийся демонстрирует глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными, во время доклада;
‒ на защите использует мультимедийные средства и наглядные пособия
(презентации, таблицы, схемы, графики, фотографии, препараты, образцы и т.п.);
‒ даны развернутые ответы на вопросы членов ГЭК.
«Хорошо»
‒ выставляется за выпускную квалификационную работу, которая соответствует перечисленным в предыдущем пункте критериям, но при ее подготовке без особого основания использованы устаревшие средства разработки и (или) поддержки функционирования системы и не указаны направления развития работы в этом плане.
«Удовлетворительно»
‒ выполнена на уровне типовых проектных решений, но личный вклад обучающегося оценить достоверно не представляется возможным;
‒ допущены принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных заданий;
‒ работа отличается поверхностным анализом и недостаточно критическим разбором предмета работы, просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения, недостаточно доказательны выводы;
‒ в отзыве научного руководителя имеются замечания по содержанию работы и методике анализа;
‒ при защите обучающийся проявил неуверенность, показал слабое знание вопросов темы, не дал полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.
«Неудовлетворительно»
‒ содержит принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных заданий;
‒ не содержит анализа и практического разбора предмета работы,
‒ не отвечает установленным требованиям;
‒ не имеет выводов или носит декларативный характер;
‒ в отзыве научного руководителя высказываются сомнения об актуальности темы, достоверности результатов и выводов, о личном вкладе обучающегося в выполненную работу.
‒ к защите не подготовлены наглядные пособия и раздаточный материал; при защите обучающийся затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса и научной литературы, при ответе допускает существенные ошибки.
38
1 2 3 4 5 6